#СИДИМДОМА

20.05.2020

Рубрика "Интересный экспонат"

Потапова Ю.Б., старший научный сотрудник научно-фондового отдела
Египетский импорт в коллекции «Археология» в собрании Аксайского военно-исторического музея

В собрании Аксайского военно-исторического музея хранится некоторое количество предметов, попавших на территорию Нижнего Дона в первые века нашей эры из самых разных регионов. Это и различные сосуды, изготовленные в Малой Азии, и бронзовые италийские сосуды, и бусы из сердолика и халцедона, доставленные из стран Среднего Востока. Есть также и небольшое собрание предметов, произведённых на территории Египта. Это различные бусы и подвески из так называемого египетского фаянса. Само название «египетский фаянс» условно. У предметов этой группы нет глинистого черепка, определяющего категорию фаянса. Все бусы и подвески состоят из основы, покрытой глазурью. Состав основы может быть разным. В наиболее ранних изделиях в качестве основы использовали минерал стеатит. В более поздних изделиях основу делали из смеси различных веществ, главным компонентом этой смеси являлось вещество, встречающееся на дне некоторых озер – натрон химическое соединение солей натрия, кальция, магния, а также углерода, окиси железа, воды и др. Основу бус и подвесок изготавливали из смеси измельчённых натрона и кварца. В зависимости от состава смеси и процентного соотношения компонентов получался либо полустеклянный фаянс, либо самоглазурующийся. В качестве окрашивающего компонента использовали окись меди для получения голубого цвета, окись кобальта – для тёмно-синего, окись марганца для пурпурного цвета, железистые окислы – для жёлтого цвета, окись меди вместе с окисью железа – для зеленого цвета. Для получения белого цвета все окрашивающие окислы из смеси исключались. Изделия оттискивали в формах и сушили в свободном состоянии. Если это была смесь для самоглазурующегося фаянса, то в процессе сушки растворимые в воде углекислые соли по системе капилляров поднимались к поверхности изделий, образуя на ней тонкий пудрообразный слой. При обжиге этот порошок плавился, делая поверхность изделия ровной и блестящей. Если же использовалась смесь для полустеклянного фаянса, то в нем углекислые соли не поднимались к поверхности, а оставались внутри, поэтому у изделий этого типа нет светлого ядра и стекловидной глазури сверху, а цвет изделия одинаков и в центре, и на поверхности.
Исследуя изделия из египетского фаянса, найденные в Северном Причерноморье, Е.М. Алексеева выделяет 4 типа фактуры фаянса.
1. Хрупкие изделия с мелкозернистой основой белого цвета. Верхний стекловидный слой ровный, тонкий.

2. Крепкие предметы из плотной мелкозернистой массы, без стекловидного покрытия, со слегка шершавыми поверхностью и изломом. Сверху и в глубине ядра материал окрашен одинаково ровно. Это так называемый полустеклянный фаянс.
рисунок 1.jpg3. Украшения, которые насквозь стекловидны, у них либо совсем невозможно выделить ядро, либо в массивных изделиях оно заметно только в самом центре. Такие предметы очень похожи на стеклянные.
4. Грубоватые изделия с крепкой пористой основой, покрытые сверху неровным слоем глазури, которая затекала в углубления и окрашивала верхние слои основы. Со временем такая глазурь отслаивалась и осыпалась.
Возникновение традиции изготовления фаянса в Египте исследователи относят ещё к додинастическому периоду, но фаянс в собрании АВИМ весь относится к эпохе античности, то есть ко времени, когда торговые связи нашего региона были самыми разветвлёнными, активными и стабильными. Наша коллекция насчитывает 10 экземпляров изделий из египетского фаянса. Это 4 бусины разного размера, округло-ребристой формы, тип 16, варианты б, г и д, по классификации Е.М. Алексеевой, 3 бусины бочонковидно-бугристые – тип 19 по классификации Е.М. Алексеевой, 1 амфоровидная подвеска – тип 82. Материал всех этих изделий имеет фактуру 4. Еще о двух изделиях хотелось бы сказать подробнее. Это подвеска, которая представляет собой стилизованное рельефное изображение льва, помещённое на овальную подставку. Фигурка льва сильно разрушена, сохранились только фрагменты гривы, одной передней лапы и одной задней лапы. Судя по фрагментам, лев лежал, изогнув туловище и положив морду на передние лапы. Тип 68, вариант "а" по классификации Е.М. Алексеевой. Канал отверстия для нанизывания на нить узкий, продольный. Края отверстия гладкие. Поверхность пронизи голубовато-серого цвета, излом изделия бежевого цвета. Фактура 2.рисунок 2.jpg

И, наконец, бусина в форме жука-скарабея, овальной в плане и полукруглой в сечении формы, с каналом отверстия, направленным вдоль туловища жука. Скарабей помещён на плоский овальный щиток, на тыльной стороне которого в овальной рамке помещено углублённое стилизованное изображение змеи (тип 45 по классификации Е.М. Алексеевой). Бусина изготовлена из плотной стекловидной массы тёмно-синего цвета - фактура 3 по классификации Е.М. Алексеевой. По её же классификации такое изображение скарабея относится к варианту формы 02 - жуки с несложным членением головы и спинкой, целиком покрытой бороздами; лапы не обозначены.
рисунок 3.jpgОдна из крупных бусин была найдена на Кобяковом городище, является случайной находкой, т. е. обнаружена вне комплекса.
Вторая крупная ребриста бусина была найдена в позднесарматском мужском погребении, на запястье правой руки, других украшений, кроме этой бусины, в захоронении не было.
Некрупная бусина с насечками была найдена в женском позднесарматском погребении в большом наборе бусин разного размера, материала и формы.
Три бочонковидно-бугристые бусины были найдены в женском позднесарматском погребении, где также было много других различных бусин.
Одна из некрупных ребристых бусин и подвеска-амфорка были найдены в детском погребении вместе с другими бусами и двумя бронзовыми амулетами.
Также в детском погребении был найден скарабей. Он тоже входил в состав ожерелья, состоящего из разных бусин и подвесок.
Погребение, в котором была обнаружена подвеска с изображением льва, было парным. Погребение было сильно повреждено грабителями, все находки были перемещены, но можно точно сказать, что погребены в этой могиле были женщина и ребёнок в возрасте около 5 лет. Подвеска входила в состав ожерелья вместе с бусами и пронизями, как простыми, так и полихромными, со сложным орнаментом.рисунок 4.jpg
То есть подборка египетского фаянса в собрании АВИМ отражает картину, типичную для Северного Причерноморья - изделия из египетского фаянса обычно входят в состав ожерелий вместе с бусами и подвесками из других материалов.
И если 4 изделия, найденные в женских погребениях можно трактовать, как обычные украшения, остальные – это предметы, имеющие определённый сакральный смысл, предметы-апотропеи, оберегавшие хозяина при жизни, и помещённые в погребения, чтобы выполнять функцию оберега в загробном мире. На мой взгляд, как апотропей можно рассматривать крупную бусину, найденную на запястье мужчины. Такие крупные бусины в сарматскую эпоху часто украшали навершие меча. Меч в данном погребении отсутствовал, но поскольку другие украшения в погребении также отсутствовали, можно предположить, что бусина была положена в могилу как амулет, защищавший хозяина в бою. Несомненно, роль оберегов играли и фаянсовые бусина и амфорка из детского погребения, на это нам указывают предметы из их окружения, бронзовые детали ожерелья - ритуальный колокольчик и подвеска-собачка. А о двух пронизях хотелось бы сказать особо. Лев и скарабей – это одни из наиболее часто встречающихся символов в египетском искусстве.
В египетской мифологии известно божество, представляемое как пара Львов, каждый из которых, в свою очередь, тождествен Тефнут, до своего возвращения в Египет жившей в образе кровожадного Льва в нубийской пустыне, и Шу. Вместе с тем в позднейших египетских текстах со Львом отождествлялся и Осирис. Некоторые египетские богини в состоянии гнева превращались во Льва (ср. библейский образ царского гнева как львиного рёва). С образом Льва были связаны также Ра и Гор. В Древнем Египте Лев был эмблемой двух противопоставленных друг другу образов — Вчера и Сегодня. Мифологический символ Льва и гибридного существа с головой или туловищем Льва присутствует в фольклоре, литературе, искусстве, геральдике, эмблематике значительного числа народов. В геральдических системах Лев символизирует стойкость, твёрдость, спокойствие, благоразумие. Особенно характерны сюжеты, связанные со Львом в качестве «царя зверей», в сказочном фольклоре и животном эпосе и его ответвлениях. Так что образ этот и его семантика должны были быть понятны не только грекам и римлянам, осуществлявшим торговлю с Египтом, и поставлявшим изделия из фаянса кочевникам причерноморских степей, но и самим кочевникам.
Что же касается образа скарабея, то в египетской мифологии скарабей почитался, как священное насекомое богов Солнца и считался символом созидательной силы Солнца, возрождения в загробной жизни. Наблюдая за скарабеями, египтяне заметили интересную особенность – жуки катят свои шарики всегда с востока на запад, а летают только в полдень. Внимательные египтяне увидели в этом связь жуков с солнцем. Светило проходит свой путь с востока на запад и скрывается за горизонтом, чтобы завтра опять появиться на востоке.
По представлениям древних египтян солнце являлось божеством, несущим жизнь всему живому и воскресение после смерти. Цикл развития скарабеев внутри навозного шарика и его выход на поверхность египтяне соотносили с движением солнца. Сходство настолько поразило древнюю народность, что бога Хепри, олицетворявшего восходящее солнце, стали изображать со скарабеем вместо головы.
Сарматы, конечно, не египтяне. Вряд ли все тонкости сложной египетской мифологической системы были понятны и близки сарматам и их соседям меотам. Но вот наблюдать за жуками-скарабеями в их естественной среде обитания они могли. И так же, как и египтяне, связать жизненный цикл жуков с Солнцем тоже могли. На то, что образ скарабея был популярным в Северном Причерноморье, указывают и попытки повторить этот образ украшениях, изготовленных в мастерских греческих городов. Так, в коллекции АВИМ есть стеклянные бусы, изображающие скарабеев. Это куда более примитивные и схематичные изображения, но, тем не менее, это скарабеи, и смысловую нагрузку эти изделия несут такую же.
В целом же хотелось бы отметить, что проникновение египетских товаров так далеко в степь говорит о развитых торговых отношениях населения степи в античную эпоху. А то, что изделия из фаянса оказываются в рядовых, очень небогатых погребениях сарматов и меотов, говорит о невысокой их стоимости.

Конечно, выборка из коллекции АВИМ очень маленькая для какого-то глобального исследования, но даже она позволяет делать некоторые выводы и прекрасно вписывается в общую картину находок из египетского фаянса в Северном Причерноморье.
Пояснения к иллюстрациям

А-2353 16272 бусина крупная, неправильной уплощенно-шаровидной формы, дольчатая, изготовлена из египетского фаянса бледного зеленовато-голубого цвета. Дольки тонкие, равновеликие, мягких очертаний. Отверстие для нанизывания на нить вертикальное сквозное, широкое, округлое в плане. Верхняя и нижняя площадки вокруг отверстия слабо вогнуты. I в. н. э. тип 16б высота - 19 мм, диаметр - 22 мм, диаметр отверстия - 10 мм. оглажена, отслоения, заизвесткованность.
А-4120 17623/13 бусина бочонковидная, асимметричная, с продольно рифленой поверхностью. Изготовлена из фаянса бледно-голубого цвета. Отверстие для нанизывания на нить продольное, широкое, округлое. сарматская эпоха Тип 16б диаметр - 12 мм, высота - 9 мм. патина.
А-4123 17623/16 подвеска фаянсовая, бледно-голубого цвета, имеет вид стилизованной амфорки. Тулово "амфорки" каннелированное, дно выделено перетяжкой. Круглая петелька для подвешивания в нижней части окольцована валиком. среднесарматская эпоха, I - II вв. н. э. Тип 82 диаметр - 9 мм, высота - 21 мм, диаметр отверстия для нанизывания на нить -1,5 мм. патина.
А-8947 17910/1370 пронизь, изготовленная из египетского фаянса. Представляет собой стилизованное рельефное стилизованное изображение льва, помещённое на овальную подставку. Фигурка льва сильно разрушена, сохранились только фрагменты гривы, одной передней лапы и одной задней лапы. Судя по фрагментам, лев лежал, изогнув туловище и положив морду на передние лапы. Тип 68, вариант "а" по классификации Е.М. Алексеевой. Канал отверстия для нанизывания на нить узкий, продольный. Края отверстия гладкие. Поверхность пронизи голубовато-серого цвета, излом изделия бежевого цвета. среднесарматская эпоха. 27 х 9 х 8 мм. сохранилось менее 1/2 изделия.
А-9070 17910/1493 бусина в форме жука-скарабея, овальной в плане и полукруглой в сечении формы, с каналом отверстия, направленным вдоль туловища жука. Скарабей помещён на плоский овальный щиток, на тыльной стороне которого в овальной рамке помещено углублённое стилизованное изображение змеи (тип 45 по классификации Е.М. Алексеевой). Бусина изготовлена из плотной стекловидной массы тёмно-синего цвета - фактура 3 по классификации Е.М. Алексеевой. По её же классификации такое изображение скарабея относится к варианту формы 02 - жуки с несложным членением головы и спинкой, целиком покрытой бороздами; лапы не обозначены. среднесарматская эпоха. 14 х 12 х 8 мм, диаметр отверстия - 1,5 мм. лёгкая патина.
А-6048 17668/182 бусина из египетского фаянса, крупная, асимметричная, уплощенно-шаровидной формы, с ребристой поверхностью, со сквозным продольным круглым широким отверстием. Изготовлена из плотной мелкозернистой массы светло-бирюзового цвета, покрыта неплотным слоем глазури. Дольки не доходят до края отверстия, параллельны каналу отверстия, имеют разную ширину и глубину. Тип 16, вариант "г" (4) по классификации Е.М. Алексеевой. позднесарматская эпоха. диаметр - 23 х 25 мм, высота - 20 мм, диаметр отверстия - 6,5 мм. патина, сколы, потертости.
17910/2854 бусина фаянсовая, тип 16, вариант «д» (5)
17911/852 бусина фаянсовая, бочонковидно-бугристая, канал отверстия продольный, узкий. Вокруг краёв канала имеются широкие гладкие круглые уплощения. Бугорки расположены 4 рядами. Бусина изготовлена из беловатой пористой массы, покрытой сверху светло-бирюзовой глазурью (фактура 4). Стекловидное покрытие сохранилось только в углублениях между бугорками. Тип 19 по классификации Е.М. Алексеевой.
17911/853 бусина фаянсовая, бочонковидно-бугристая, канал отверстия продольный, узкий. Вокруг краёв канала имеются широкие гладкие круглые уплощения. Бугорки расположены 4 рядами. Бусина изготовлена из беловатой пористой массы, покрытой сверху светло-бирюзовой глазурью (фактура 4). Стекловидное покрытие сохранилось только в углублениях между бугорками. Тип 19 по классификации Е.М. Алексеевой.
17911/854 бусина фаянсовая, бочонковидно-бугристая, канал отверстия продольный, узкий. Вокруг краёв канала имеются широкие гладкие круглые уплощения. Бугорки расположены 5 рядами. Бусина изготовлена из беловатой пористой массы, покрытой сверху светло-бирюзовой глазурью (фактура 4). Стекловидное покрытие сохранилось только в углублениях между бугорками. Тип 19 по классификации Е.М. Алексеевой. 


Возврат к списку