#СИДИМДОМА

13.05.2020

Рубрика "Интересный экспонат"

Потапова Ю.Б., старший научный сотрудник научно-фондового отдела

Половецкие каменные изваяния второй половины XIII в
Все, кто когда-либо посещал музейный комплекс «Почтовая станция», не могли не видеть несколько каменных изваяний, стоящих на музейном подворье. В любое время года, в любую погоду они – молчаливые свидетели многообразной музейной жизни. Впрочем, такие изваяния встречают посетителей при входе почти в каждый донской музей. IMG-20200429-WA0018.jpg
Ещё в XVII в. тысячи каменных изваяний стояли на древних кургана и вообще на всяких возвышенных, заметных издали участках степи (на водоразделах, при слиянии рек, на перекрёстках дорог). Как правило, изваяния стояли по двое, а то и по 5-10 штук на каждом кургане. В пери-од освоения русскими причерноморских степей курганы начали распахивать, а «каменных баб» стали в массовом количестве уничтожать или в лучшем случае свозить в крестьянские усадьбы для практических нужд, а в помещичьи – для украшения парков. Уничтожение было столь активным, что русские учёные, обеспокоенные этим, сумели в конце XIX в. Добиться от правительства охраны этих замечательных произведений степного искусства. Впрочем, к тому времени подавляющее большинство сохранившихся статуй было уже сосредоточено в музеях южных городов России. В результате из десятков тысяч статуй, поставленных когда-то на степных курганах, со-хранилась малая часть. Что же это за скульптуры, кого они изображают, какой народ оставил их и зачем? Кому только не приписывали их создание. Но уже в средневековых литературных памятниках можно найти прямые указания на то, что статуи эти оставил нам такой народ как половцы. Так называли их русские современники в XI - XIII вв. Византийцы, а за ними и Западная Европа именовали этот народ команами. Об этом хорошо знали русские летописцы, которые иногда считали нужным разъяснить в своих записках: «.„половцы, рекше команы», т. е. половцы, именуемые еще и команами. Восточные орды этого этноса, кочевавшие в заволжских и приуральских степях, вплоть до Иртыша, назывались кипчаками. Под этим именем они вошли на страницы арабских и персидских рукописей.
Первые упоминания об этих изваяниях мы находим у средневековых авторов – Низами и Рубрука. Поэт Низами, используя, возможно, рассказы своей жены-половчанки Афак, создал в конце XII в. Прекрасную поэтическую картину поклонения кипчаков (половцев) идолам, которых их мастера ваяли по своему образу и подобию.
И приходят кипчаков сюда племена,
И пред идолом гнётся кипчаков спина,
Пеший путник придёт или явится конный, -
Покоряет любого кумир их исконный.
Всадник медлит пред ним, и, коня придержав,
Он стрелу, наклоняясь, вонзает меж трав.
Знает каждый пастух, прогоняющий стадо,
Что оставить овцу перед идолом надо…
Значительно более деловито писал об особом почитании половцами статуй европейский миссионер Вильгельм Рубрук, побывавший у половцев в середине XIII в.: «Команы насыпают большой холм над усопшим, и воздвигают ему статую, обращённую лицом к востоку и держащую у себя в руке перед пупком чашу…». Оба автора – современники половцев (кипчаков, киманов) – нимало не сомневаются в том, кому принадлежали каменные статуи южнорусских степей, кто их ставил, и кто поклонялся им.
«Каменными бабами» в той или иной степени занимались многие русские исследователи – А.С. Уваров, П.С. Уварова, А.И. Пескарёв, Н.И. Веселовский. Последний подвёл итоги изучения статуй вплоть до 1915 г. и попытался осмыслить их как исторический источник, решительно сде-лав вывод о принадлежности этих изваяний именно половцам. Этот вывод впоследствии был поддержан и подкреплён советскими археологами А.Г. Фёдоровым-Давыдовым и С.А. Плетнёвой. Этими исследователями была разработана классификация изваяний, проведено картографирование, позволившее определить регион их распространения. В результате выяснилось, что наибольшее скопление статуй приходилось на Среднее Приднепровье – левобережное Надпорожье с притоками, на среднее течение Северского Донца – в основном правобережье с правыми притоками – и на Северо-Восточное Приазовье (побережье Таганрогского залива). Также статуи встречались и в верхнем течении Северского Донца, до границы степи с лесостепью, в нижнем течении Донца, на его правых притоках, и в Центральном Предкавказье – в степях верховий Ку-бани и Терека. Значительно реже половецкие изваяния попадаются в Крыму, в низовьях Днепра и в междуречье Дона и Волги. (Рис. 1. Распространение половецких статуй в восточно-европейских степях.)1.jpg



Намеченные границы распространения половецких статуй, по всей вероятности, соответствуют границам Половецкой земли, или, как называли её на Востоке, - Дешт-и-Кипчак. Статуи, представлявшие собой памятники умершим предкам и являвшиеся одним из основных аксессуаров культа предков, могли воздвигаться только среди собственно половецких кочевий, зимовищ и могильников.
Огромное число каменных статуй, украшавших в древности почти каждое видимое издалека место в степи, является надёжным свидетельством того, что производство их было поставлено у половцев широко. Сотни мастеров работали в десятках мастерских, разбросанных по степи. Мастерские, видимо, группировались вокруг карьеров, в которых выламывались глыбы для скульптур. Статуи обыкновенно изготовлялись из тех пород камня, который добывался в данной местности. Главным материалом для ваяния был песчаник, преимущественно серый, мелкозернистый, довольно мягкий, хорошо поддающийся обработке. В Северном Приазовье наряду с песчаником широко распространённым материалом половецких скульптур был ракушечник, им же пользовались мастера Крыма и Предкавказья. Реже встречаются гранитные или меловые статуи.
Процесс ваяния, инструменты, хотя и зависели от пород обрабатываемого камня, в целом были, очевидно, одинаковыми у мастеров всей Половецкой земли. В нескольких музеях хранятся статуи, работа над которыми в древности не была завершена. Эти изделия разной степени готовности позволяют сформировать представления о длительном процессе создания статуи. Для мягких пород камня первая стадия работы над изваянием заключалась в обработке каменного блока необходимых размеров, в придании ему прямоугольной формы. На второй стадии верхнему кон-цу глыбы придавалась округлая форма, диаметр верхней части должен был быть несколько меньше ширина остального блока. Далее на блоке намечались общие контуры фигуры – руки, ноги, сосуд. На четвёртой стадии начинали тщательную обработку головы изваяния. Для твёрдых пород на второй стадии сначала в общих чертах изготовлялась вся фигура, а на третьей стадии приступали к отделке деталей, причём не обязательно начинали с головы.
После изготовления поверхность каждой статуи, особенно сделанной из мягкого камня, тщательно шлифовалась и полировалась. Шлифовка сохраняла поверхность в течение долгого времени от разрушения. На некоторых изваяниях она видна и поныне, фрагментарно, в местах, наиболее защищённых от действия непогоды. Не смотря на то, что поверхность статуй зачастую сильно разрушена, на многих экземплярах удалось проследить не только следы шлифовки, но и следы обработки различными орудиями. На первой стадии обработки пользовались широким до-лотом, образующим крупные и ровные сколы. Следы этого орудия видны обыкновенно на пьедесталах статуй. Там же можно проследить отделку поверхности многозубым рашпилем. В результате на поверхности получался узор «ёлочка» или «плетёнка». Работа рашпилем была возможна только на плоских поверхностях. На выпуклых поверхностях скульптор работал преимуществен-но острым долотом, от ударов которого на поверхности образовывались точки. Другим орудием было узкое долото, ставящееся во время работы под разным углом к поверхности, отчего получались сколы различной формы – длинные, короткие, острые и т.п. Что касается шлифовки, то для неё брался речной песок, камни и другие абразивные материалы.
Помимо описанных выше чисто технических приёмов обработки камня, скульпторы в процессе работы использовали различные изобразительные приемы. Прежде всего, представляет интерес приём, с помощью которого изваяниям придавали вид величественный и несколько надменный. Прежде всего, достигалась определённая поза изваяния – слегка опущенные плечи, руки, скрещенные всегда на животе и держащие сосуд, определённый наклон лица (под углом 15-20° к поверхности земли). Эта поза стала обязательным канонизированным приёмом скульпторов. Общий же абрис как мужских, так и женских изваяний можно разделить на три достаточно устойчивых типа. К типу I относятся приземистые массивные фигуры без шеи, с плечами, поднятыми почти до уровня ушей, с низко опущенным на грудь подбородком. Для 2.jpgподавляющего большинства статуй характерен именно этот «утяжелённый» абрис фигуры. Тип II – это статуи более стройных очертаний. Плечи у них находятся примерно на уровне подбородка. Шея спереди выделяется полукружием. Тип III встречается очень редко, это статуи с высокой шеей, которая придаёт изваянию необычайную лёгкость пропорций. (Рис. 2. Абрисы статуй. 1 – тип I, 2 – тип II, 3- тип III.)

Следующим существенным приёмом является «рельефность» - от круглых скульптур до более или менее плоского барельефа (иногда почти гравировки на плите). Наиболее распространённый тип изображений – несомненно, круглая скульптура. Фигуры этого типа сделаны объём-но, рельефно. На многих экземплярах из мягкого камня руки отделены от туловища прорезями, полы кафтанов изображаются волнистыми, в складках.
Второй тип – скульптуры с объёмной верхней частью и барельефной нижней, подол и ноги изображаются невысокими выступами на плоскости пьедестала. Спина в таких случаях чаще всего плоская, без изображений.
Третий тип – довольно высокий барельеф, лицо, руки, грудь, сосуд подняты над плоскостью блока на 5-7 см. Спина у таких статуй плоская.
Четвёртый тип – невысокий барельеф, сочетающийся с элементами прочерченного или выбитого рисунками.
Важным изобразительным приёмом, встречающимся почти на половине статуй, является приступка, в которую упираются ноги изваяний. Она вырезалась на пьедестале очень рельефно на круглой скульптуре или мелко на барельефе. Пьедестал статуй с такой приступкой зарывался в землю по нижний её край. У статуй же без приступки ноги как бы висят вдоль пьедестала. Очевидно, в этом случае весь пьедестал до ступней ног зарывался в землю, ноги упирались непосредственно в неё.
Различными изобразительными приёмами пользовались половецкие мастера при работе над лицами и руками статуй.
Мужские лица – это широкий овал, с большими щеками, с круглым полным или же с ост-рым подбородком. Брови и нос изображались, в основном, двумя приёмами. Первый прием – в виде выпуклой Т-образной фигуры, расположенной на плоскости лица. Брови - изогнутые над глазными впадинами, сросшиеся. Нос прямой, чаще всего изображался без ноздрей. Второй приём – нос выпуклый, лицо безбровое, только глазные впадины подчёркнуты надбровными дугами лба. При изображении усов и рта также пользовались разными приёмами, из которых главный и простейший заключался в соединении этих двух элементов в одну выпуклую овальную фигуру с углублением посередине и отходящими от неё с обоих концов острыми «крыльями» - усами. Усы бывают прямые, поднятые вверх, слегка закрученные. Второй способ: рот – прочерченное углубление, выпуклые усы на верхней губе в виде скобки концами вниз. Третий способ – усы различной формы на верхней губе, рот под ними полностью открыт или видна только нижняя губа. Иногда мужские лица изображались бородатыми. Черты лица дошли до нас далеко не на всех ста-туях, а только на хорошо сохранившихся экземплярах. Но даже на изваяниях хорошей сохранности иногда нет даже следов от стершихся черт - лица у них абсолютно плоские. Но если безликие мужские статуи встречаются довольно редко, то среди женских изваяний их значительно больше. Почти у половины известных женских статуй нет никаких следов изображения носа, рта, бровей и глаз. Там же, детали лица проработаны, лица на женских статуях округлые, с большими щеками и обычно круглым полным подбородком, иногда даже двойным. Брови и нос женских лиц изображались часто с двойным контуром, а рот, чаще всего, – в виде небольшого овала с выемкой в середине. Другая форма рта, более реалистичная – двугубая. Изредка попадаются статуи с прочерченным тонким ртом.
Руки, держащие сосуд, полностью сохраняются редко. В изображении рук прослеживается два основных приёма. Первый – четыре пальца каждой руки расположены параллельно земной поверхности, они почти касаются кончиками друг друга. Второй – большие пальцы расположены горизонтально, параллельно венчику сосуда, остальные – наклонно к поверхности земли. Кончики больших и указательных пальцев соприкасаются. Первый приём использовался мастерами чаще.
3.jpg

Тщательно изучив технологию создания изваяний, разработав их типологию, проследив географию их распространения, исследователи получили бесценный научный материал, позволивший не только проследить пути миграции половцев, расселение их на различных территориях, уточнить границы из земель. Кроме того, тщательно проработанные детали позволили получить довольно подробное представление о костюме, военном снаряжении, некоторых бытовых предметах, об украшениях и даже причёсках половцев.
Половецкие статуи изображали мужчин-воинов и женщин. Позы у тех и у других канонические: стоящие или сидящие, с руками, держащими сосуд у живота. Стоящие статуи изображены в длиннополых кафтанах, сидящие – с подобранными полами. В этом случае на бёдрах изваяний видны переплетения ремней (поножей), с помощью которых мягкие голени сапог плотно натяги-вались на ноги и не сползали с них.
4.jpg
Большая часть мужских изваяний изображена в шлемах, только некоторые – в шапочках разны фасонов. Шлемы встречаются трёх типов: полусферические, конические и полуяйцевидные.
5.jpg

Другой существенной и, видимо, характерной частью половецкого оборонительного до-спеха являются нагрудные ремни и бляхи. По способу переплетения ремней этот доспех делится на три основных типа. 1 - круглые бляхи с ремнями, перекинутыми вверх на плечи и отходящими в стороны к подмышкам. Между собой бляхи соединяются поперечным ремешком. 2 – этот тип близок к первому, но боковые ремни проведены не под руки, а на предплечья. Тип 3 включает серию блях с дополнительными ремешками, отходящими от них вниз. Ремни, закинутые за плечи, скрещивались на спине.6.jpg

Назначение блях и ремней, вероятно, утилитарное. Бляхи были достаточно массивные, чтобы предохранить грудь от удара стрелы. А возможно, как предполагал Фёдоров-Давыдов, что система блях и ремней, охватывающих верхнюю часть туловища, надевалась «для того, чтобы кольчуга плотно облегала туловище и не скользила при движении». Кольчуги же на статуях не изображались. В одних случаях они просто сшивались, в других в месте скрещения к ним крепилась массивная бляшка или фигурная пряжка. Помимо этого достаточно лёгкого доспеха половцы изредка пользовались пластинчатым панцирем, изображение которого тоже изредка встречается на изваяниях.
К наступательному оружию, изображения которого встречаются на изваяниях, относятся сабли, луки, колчаны со стрелами. Они обычно изображались подвешенными на пояс справа или слева. К оружию можно отнести и изредка встречающиеся изображения плетей.
Остальные вещи, изображаемые на поясах мужских статуй, относятся к категории бытовых. Это ножи, кресала, гребни и кошельки. Встречены изображения ножей четырёх разных типов, все они были в ножнах, от верхнего конца которых отходил ремешок к поясному ремню. Изображения кресал встречаются очень редко, хотя в погребениях они встречаются не реже, чем ножи. Возможно, кресала изображали редко потому, что носили их, как правило. В тканевых или кожаных мешочках. А вот изображения мешочков разной величины и формы, встречаются до-вольно часто. Встречались на мужских изваяниях и изображения гребней. Представлены гребни двух типов: односторонние, с треугольной или округлой верхней частью и прямыми длинными зубцами в верхней части; и трапециевидные, с редкими зубцами на широкой стороне и с частыми – на узкой.
Как и у многих тюркоязычных народов, половецкие мужчины носили косы. Изваяния да-ют нам представление о разных способах разделения и укладки волос, и о плетении кос.
7.jpgI тип – три косы. Этот тип можно разделить на три подтипа: 1 – три равные по длине и толщине косы; 2 – средняя коса на затылке толстая, две другие, параллельные ей, тоньше и короче; 3 – средняя коса, как во втором подтипе, а две боковые, тоже более тонкие и короткие, заплетены почти у висков, на шее подведены под углом к центральной косе и спускаются на спину параллельно ей.
II тип –три равные косы – две на висках, одна в середине затылка – соединялись на шее или немного ниже в одну.
III тип – одна длинная коса.

Далеко не все половецкие воины носили сложные причёски. Многие вообще не имели кос. Такая разница в причёсках, скорее всего, важный признак, указывающий на этнографические или социальные различия.
Помимо шлемов в мирное время половецкие воины носили различные виды головных уборов. На статуях они изображались редко, но представление о различных их видах исследователи всё-таки составили. Это, прежде всего, головной убор в виде островерхого башлыка, мыском спускавшегося на лоб и плотно охватывавшего голову. Вторым типом была полусферическая шапочка, нередко с массивной бляхой на макушке. Третий тип – это шапка, нижняя часть которой цилиндрическая, а верхняя – пирамидальная, с навершием. Но этот головной убор мог быть и боевым шлемом.
Одежда воинов состояла из длиннополых, почти до колен, облегающих тело кафтанов, штанов и сапог. На изваяниях прослеживаются разные типы воротников, рукавов и подолов. Не-которые кафтаны богато украшены нашивками, изображение которых передано насечками. Из-редка под изображениями кафтанов можно проследить длинную исподнюю рубаху.
Несомненно, одним из важных компонентов костюма воина-кочевника был пояс. И на ста-туях изображения поясов также присутствуют. Пояса опоясывали обыкновенно не талию, а чресла воина. С боков к нему прикреплялось множество предметов, необходимых владельцу в бою и в повседневной жизни. Спереди же к поясу пристегивались ремни-поножи. Поножи служили в основном для натягивания мягких голенищ на ноги. Один конец их прикреплялся наглухо или пряжкой к поясу, другой – тоже пряжкой или крючком цеплялся к наколенному выступу сапога. Кроме поножей, поддерживающих сапоги, на ряде статуй прослеживаются дополнительные ремни, плотно охватывающие бедра. Назначение их непонятно.
Сапоги на статуях однотипны, все они высокие, выше колен, с выступающими полукруглыми или заострёнными наколенниками.
Одежда половецких женщин почти не отличалась от мужской – это те же кафтаны, поножи и сапоги. Кафтаны, правда, несколько отличаются покроем и украшены значительно богаче – вышивка покрывает ворот, рукава и подолы, иногда сплошным узором. Грудь на изваяниях остаётся обнажённой, низко спускающейся поверх кафтана. Может показаться, что верхняя часть тела у женщин была открытой. Однако кафтаны явно закрывали плечи женщин, на плечах прослеживаются нашивки, переходящие в нашивки на рукавах. На шеях видны следы воротов. Возможно, таким образом скульпторы пытались изобразить лёгкую тонкую рубаху, через которую просвечивала грудь.
Сапоги у женщин были той же формы, и видимо, того же материала, что и у мужчин, а вот поножи на женских статуях изображались крайне редко.
Головные уборы половчанок отличались крайней сложностью и разнообразием. С.А. Плетнева в своих исследованиях отмечала, что это были "сложнейшие прически, составленные из „шляпы", волос, лент, цепочек и колец". Можно выделить три типа головных уборов. Это, во-первых, небольшие круглые плоские шапочки с цепочками, спускающимися по щекам к ушам. Сзади затылок прикрывался небольшой лопастью и перехватывался лентой. Во-вторых - низкие плоские шляпы. Но к самому распространённому типу относятся шляпы с высокой тульей и изо-гнутыми полями, с нее на спину спускалась лопасть, которая прикрывала косы, последние иногда заключались в специальные футляры. По обеим сторонам лица тоже выпускались косы, которые вставлялись в важнейшее украшение такого головного убора - в так называемые «рога». Такие характерные изделия археологи нередко находили в погребениях кочевников XII века. Они представляли собой выпуклые штампованные полукольца, нашитые на войлочные валики. Украшение внешним видом чрезвычайно напоминает бараньи рога, и очевидно имело не только декоратиное, но и ритуальное значение.
Конечно же, половецкие женщины носили самые разнообразные украшения. И изображения их очень часто встречаются на изваяниях. Это и серьги самых разных типов, и подвески декоративные застёжки, украшавшие головные уборы. Но чаще всего встречаются изображения различных нагрудных украшений. Это ожерелья, гривны и крупные подвески, спускавшиеся почти до середины живота.
Встречаются ожерелья шести типов: 1- из крупных одинаковых ромбических подвесок; 2 – из подвесок разной формы - ромбических и прямоугольных или ромбических и треугольных; 3 – из крупных квадратных бусин; 4 – из стрельчатых (ромбовидных на стерженьке) подвесок; 5 – из круглых бусин; 6 тип скорее не ожерелье, а колье, слегка изогнутое, зубчатое снизу украшение.
8.jpgГривны – наиболее распространённое половецкое украшение, которое носили и женщины, и мужчины. На статуях они представлены двумя типами – из гладкого дрота и витые из одного квадратного в сечении дрота или из нескольких проволок. На некоторых изваяниях встречается по 2-3 гривны.9.jpg

Крупные подвески на изваяниях встречаются гораздо реже других украшений, имеют разную форму, могут быть подвешены на коротких или длинных лентах.
На поясе женщины носили различные бытовые предметы – ножи, кресала, кошельки. Гребни на женских изваяниях встречаются гораздо чаще, чем на мужских. Самый характерный предмет, встречающийся на женских изваяниях – это зеркала. Все они круглые, разного размера и с различными узорами. Все эти узоры находят полные аналогии среди зеркал, найденных археологами при исследовании кочевнических погребений.
Наконец, последним предметом, который мы видим на всех мужских и женских статуях, были сосуды. Нои находились в руках статуй, поэтому нередко скульпторы ограничивались очень схематичным их рисунком. Судя по этим изображениям, у подавляющего большинства ста-туй в руках находились простые цилиндрические сосуды, иногда с выделенным венчиком, покрытым насечками. Второй тип – это горшковидные сосуд с суженным горлом и дном. Встречаются также цилиндрические сосуды с венчиком и донцем, выделенными в виде валиков, конусовидные сосуды и бокаловидные сосуды с конусовидным дном. Учёные располагают очень небольшими знаниями о кочевнической керамике XII-XIII вв, так как в могилах сосуды встречаются крайне редко. Поэтому изображения на каменных бабах существенно дополняют наши знания о керамическом производстве половцев.
Таким образом, тщательное изучение половецких каменных изваяний, подход к ним как к историческому источнику, существенно расширили знания археологов о древнем народе, так часто упоминавшемся в летописях, жившем бок о бок со славянскими племенами. Но что же представляли собой сами статуи, зачем их воздвигали среди степных просторов? Ни у кого из исследователей нет сомнения, что изготовление каменных изваяний, сооружение своеобразных святилищ из них, поклонение им являются одними из самых выразительных проявлений культа пред-ков. С.А. Токарев, один из крупнейших исследователей ранних религиозных верований, убедительно доказал, что культ предков как форма религии появился на сравнительно поздней стадии исторического развития – на стадии патриархально-родового строя. В XI-XII вв. половцы, как известно, уже достигли порога раннефеодальной стадии развития, но, как и у многих кочевых обществ, религиозная форма у них сильно отставала от истинного развития общественных отношений. С одной стороны, древние формы культа не уничтожались, а наоборот, служили факто-ром, объединяющим различные родоплеменные образования половецкого этноса, кочующего, живущего среди других народов, принимающего в себя представителей других племён, и не обязательно родственных. С другой стороны, под мощным воздействием действительности культ приобретал какие-то новые, не свойственные ему в первоначальном виде черты.
Культ предков сочетает в себе идею о душе умершего, представления о тотемическом прародителе и семейно-родовом покровителе. Идея души умершего дает образу индивидуальную определенность, сходство с конкретным умершим человеком. При изучении половецких статуй портретность изображений бросается в глаза. Не смотря на однообразие изобразительных приёмов, почти каждое изваяние несёт на себе черты индивидуализации. И если идею тотемного прародителя по изваяниям проследить практически не возможно, то идея покровителя рода представлена ярко и убедительно. И мужские, и женские изваяния имеют величественные позы, изображают людей надменных и суровых. Как правило, скульпторы изображали полных величавых мужчин большим выступающим животом и развитыми грудными мышцами. Женщин изображали с обнажённой полной грудью, символом плодородия, жизненной силы. То, что в святилищах встречались и мужские, и женские изваяния, указывает на значительные пережитки матриархата в половецком обществе.
Статуи не были надмогильными памятниками, они возводились в степи на высоких местах, в специально оборудованных для этого святилищах. Святилища имели квадратную в плане форму, были окружены невысокой примитивной каменной оградкой. В святилищах могло находиться две, три, или даже несколько десятков статуй, причем чаще всего, воздвигали там эти ста-туи в разное время. Статуям приносили жертвы, проводили в святилищах поминальные трапезы – тризны. Находки остатков жертвоприношений у подножья статуй позволили установить, что чаще всего в жертву приносили коня, быка, барана или собаку. В редких случаях случались и человеческие жертвоприношения.
Естественно, что дорогие каменные изваяния были недоступны беднякам. Их изготовляли в память о богатых и знатных – родовой аристократии. Таким образом, культ предков постепенно переродился в культ вождей – покровителей рода или даже целого союза племён. С приходом в степи монголо-татар, уничтоживших половецкую аристократию, прекратилось в степях и производство этих замечательных произведений искусства.
Прошли столетия, и имя половцев исчезло со страниц исторических и географических сочинений. Забылся народ, забылись его обычаи, остались в степи безмолвные истуканы. А может, не такие уж и безмолвные?

ЛИТЕРАТУРА.
Плетнёва С.А. Половецкие каменные изваяния. // САИ. Вып. Е4-02. М., «Наука», 1974 г.
Плетнёва С. А. Половцы. М., «Наука», 1990 г.
Плетнева С.А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях // Труды Волго-Донской архео-логической экспедиции. Том I. / МИА. № 62. М.-Л. 1958 г.
Гугуев Ю.К., Гуркин С.В. Половецкое святилище середины XI - начала XIII вв. на Правобережье Дона (опыт исследования семантики культового комплекса //Донские древности. Вып. 1. Азов. 1992 г.
Степи Евразии в эпоху средневековья//Археология СССР. М. 1981 г.





Возврат к списку