Приборы
Коллекция «Приборы» насчитывает 488 предметов основного фонда и 63 единицы научно-вспомогательного фонда. Предметы самые разные: часы, музыкальные инструменты, зажигалки, телефоны, радиоприёмники, патефоны, электрофоны, граммофоны, фотоаппараты, кинопроектор, измерительные приборы (циркули, линейки, секундомеры), арифмометры. Предметы разного времени выпуска и разных форм и размеров.
Коллекция постоянно пополняется. Недавно нам передали несколько швейных машин XIX века, радиоприемники и проигрыватели, электрогитару 1970 годов, телевизор 1969 года, радио-магнитола «Романтика-106» 1975-85 годов.
В коллекции 4 уникальных предмета: «Часы карманные 1925 года. ГДР.», КП 2319, «Граммофон концертный, начало ХХ века, США.», КП 3527, «Скрипка "Antonius Spradiuazius Cremonensis Faciebat Anna 1734"», КП 3715, «Часы-шар», КП 15093. На часах 1925 года на циферблате портрет В.И. Ленина, стрелки в форме серпа и молота, причём выполнены часы в ГДР. Часы-шар 1900-10 гг изготовлены в Германии (некоторые детали поставлялись из Франции), куплены Шушковым Михаилом Ильичом в Париже до 1917 года. После революции он жил и работал в Саратове директором кирпичного завода. Часы круглые, механизм расположен по центру между двух толстых линз полусферической формы. Циферблат и механизм чётко просматривается под увеличительным стеклом линз. Граммофон начала ХХ века, США – Россия. На верхней панели прибора закреплена металлическая пластина с надписью: "Фабричный склад. Музыкальн. инструмент Г.Л. Павловский. Ростов на Дону", на мембране сбоку надпись: "SATURN MADE IN USA". А на лицевой стороне ящика портрет Наполеона Бонапарта. По совокупности получается, что граммофон собран из разных частей, поставляемых изготовителю, каждый из них поставил свой опознавательный знак, отметился также и продавец. Скрипка датируется 1880-1900 годами. Внутри корпуса скрипки приклеена бумажная этикетка с надписью: "Antonius Spradiuazius Cremonensis Faciebat Anna 1734." (в круге проставлены буквы: "А+S"). В 1937 году скрипка досталась Захару Никоновичу Тюхаю, купившему её для сына. В годы войны сын умер, немцы хотели скрипку отобрать, но хозяева её спрятали и сохранили. Долгое время скрипка хранилась в семье как память о сыне, но в конце концов хозяева решили передать её в музей. Передал её Тюхай Захар Никонович, проживающий в г. Аксай, ул. Кирова 24, 15 апреля 1976 года. Просмотрены были десятки справочников, за помощью обратились к известному в стране знатоку и создателю музыкальных инструментов Валентину Леонидовичу Александрову, проживающему в Ростове-на-Дону. В результате исследования было установлено, что скрипка, увы, поддельная. Наша скрипка была изготовлена в начале ХIХ века какой-то кустарной мастерской в Германии. За исключением надписи и некоторых деталей, она не похожа на подлинные скрипки Страдивари.
Такие истории можно рассказать о многих предметах, попавших к нам в музей. Предметы, как и люди, имеют свою биографию, живут своей жизнью, проходят через многие руки и столетия.
Коллекция постоянно пополняется. Недавно нам передали несколько швейных машин XIX века, радиоприемники и проигрыватели, электрогитару 1970 годов, телевизор 1969 года, радио-магнитола «Романтика-106» 1975-85 годов.
В коллекции 4 уникальных предмета: «Часы карманные 1925 года. ГДР.», КП 2319, «Граммофон концертный, начало ХХ века, США.», КП 3527, «Скрипка "Antonius Spradiuazius Cremonensis Faciebat Anna 1734"», КП 3715, «Часы-шар», КП 15093. На часах 1925 года на циферблате портрет В.И. Ленина, стрелки в форме серпа и молота, причём выполнены часы в ГДР. Часы-шар 1900-10 гг изготовлены в Германии (некоторые детали поставлялись из Франции), куплены Шушковым Михаилом Ильичом в Париже до 1917 года. После революции он жил и работал в Саратове директором кирпичного завода. Часы круглые, механизм расположен по центру между двух толстых линз полусферической формы. Циферблат и механизм чётко просматривается под увеличительным стеклом линз. Граммофон начала ХХ века, США – Россия. На верхней панели прибора закреплена металлическая пластина с надписью: "Фабричный склад. Музыкальн. инструмент Г.Л. Павловский. Ростов на Дону", на мембране сбоку надпись: "SATURN MADE IN USA". А на лицевой стороне ящика портрет Наполеона Бонапарта. По совокупности получается, что граммофон собран из разных частей, поставляемых изготовителю, каждый из них поставил свой опознавательный знак, отметился также и продавец. Скрипка датируется 1880-1900 годами. Внутри корпуса скрипки приклеена бумажная этикетка с надписью: "Antonius Spradiuazius Cremonensis Faciebat Anna 1734." (в круге проставлены буквы: "А+S"). В 1937 году скрипка досталась Захару Никоновичу Тюхаю, купившему её для сына. В годы войны сын умер, немцы хотели скрипку отобрать, но хозяева её спрятали и сохранили. Долгое время скрипка хранилась в семье как память о сыне, но в конце концов хозяева решили передать её в музей. Передал её Тюхай Захар Никонович, проживающий в г. Аксай, ул. Кирова 24, 15 апреля 1976 года. Просмотрены были десятки справочников, за помощью обратились к известному в стране знатоку и создателю музыкальных инструментов Валентину Леонидовичу Александрову, проживающему в Ростове-на-Дону. В результате исследования было установлено, что скрипка, увы, поддельная. Наша скрипка была изготовлена в начале ХIХ века какой-то кустарной мастерской в Германии. За исключением надписи и некоторых деталей, она не похожа на подлинные скрипки Страдивари.
Такие истории можно рассказать о многих предметах, попавших к нам в музей. Предметы, как и люди, имеют свою биографию, живут своей жизнью, проходят через многие руки и столетия.
_ОФ_12333(2)
_ОФ_12333(4)
_ОФ_12333(5)
_ОФ_1318(1)
_ОФ_15093(3)
_ОФ_2319(2)
_ОФ_3715
_ОФ_4528
_ОФ_4532
??????????????????????
???????????????????????????????
Альбомы
-
6 фотоВ Аксайском музее хранятся два граммофона, и каждый из них заслуживает особого рассказа. Граммофон концертный SATURN, начало ХХ века, США.В квадратном полированном деревянном корпусе вставлен двигатель и вращательный механизм с надписью на пластине : "9251. TRADE MARK. SCN SATURN" и изображением земного шара. Сверху на крышке металлическая пластина с надписью: "Фабричный склад. Музыкальн. инструмент Г.Л. Павловский. Ростов на Дону". С левой боковой стороны отверстие для ручки. Рупор металлический, диаметр 65 см, голубого цвета, переходящий в сиреневый по внутреннему краю, рисунок со стилизованным растительным орнаментом. На лицевой стороне ящика изображен император Наполеон Бонапарт (Фирма "Amour" выпустила граммофоны к 100-летию Отечественной войны 1812г). Этот граммофон в 1969 году купил будущий директор Аксайского музея Владимир Дмитриевич Гладченко в личную коллекцию, но очень скоро граммофон стал украшением экспозиции школьного, а затем и городского музея.
Второй граммофон не менее красив, а его история более интересна. Передан он Чиграковым Николаем Ивановичем, его отец купил этот музыкальный прибор в г. Новочеркасске в 1925 году за восемьдесят пудов первосортной муки. Это около 32 тысяч рублей нашими деньгами!
Лаковый корпус деревянный, с широкой опорой в нижней части. Боковые стенки корпуса украшают 12 вырезанных «окошек», из них на нас смотрят живописные портреты 12 композиторов XIX – начала XX века. В корпусе закреплен механизм граммофона из белого металла. Слева вставляется белая металлическая изогнутая ручка с удобной деревянной накладкой. Даже сегодня ручка довольно легко вращается и приводит в действие механизм граммофона, но ненадолго – пружина неисправна и завод не держится. Товарный знак и качество подтверждает надпись на мембране: "Ekstra Special Constraction Soundbox. Symphony". Венчает граммофон сверху огромный рупор - металлическая труба диаметром 65см, зеленого цвета с желтыми полосками, выходящими изнутри, по краю круга желтый рисунок в растительном орнаменте. Целое произведение искусства!
Патефон в Аксае – это большая редкость. Не всякий житель станицы в начале XX века смог бы себе позволить столь дорогое приобретение! А как смотрели станичники на открытое окно куреня, из которого красовалась труба граммофона, источая чудные звуки музыки и песен! Целая эпоха музыки в граммофонных пластинках, воспроизвести которые сейчас проблематично.
12.10.20206 фото -
30 фотоОчки, линзы, монокли, лупы, бинокли, фотоаппараты, кинопроекторы, прожекторы, телескопы, и многие другие предметы сопровождают нас всю жизнь. Порой мы даже не придаем значения тому, что находится внутри них. Мы просто пользуемся ими. А ведь они помогают нам видеть мир, смотреть фильмы, общаться с друзьями и близкими, видеть микромир, наблюдать за звездами и даже за планетами. Наши глаза - те же оптические приборы. Кроме того, они обладают системой регулировки яркости. При ярком освещении зрачок инстинктивно сужается, понижая яркость изображения до приемлемого уровня. При слабом освещении зрачок расширяется, увеличивая яркость изображения.
Практическое и разумное использование законов геометрической оптики привело человечество к изобретению оптических приборов, вооружающих глаз. Первым оптическим прибором были очки. Вслед за очками появилась лупа для рассмотрения мелких предметов. Люди стали получать изображения, используя систему нескольких линз и зеркал. Так стали получаться более сложные оптические приборы.
Линзы появились в весьма древние времена. Кусок горного хрусталя в форме линзы был найден в развалинах Ниневии. Аристофан (5 в. до н.э.) был знаком с применением линз в качестве зажигательных стекол. Через три столетия александрийский астроном Клавдий Птолемей проводил опыты по преломлению света при переходе его из воздуха в воду или стекло; составленные Птолемеем таблицы сохранились до нашего времени. Древнегреческие мыслители занимались и теорией зрения. Пифагорейцы, как и Демокрит, учили, что видимый предмет посылает в глаз наблюдателя частицы света.
Широкое применение оптические приборы получили уже примерно в 1280-х годах в Италии. Бурное развитие науки знаменовалось изобретением новых оптических инструментов и новой волной интереса к зрительному процессу. Около 1608 появился телескоп. Почти сразу же после этого были изобретены микроскопы, которые нетрудно получить из телескопов, просто переставив линзы. В 1609 г. Галилео Галилей, на основании дошедших до него сведений об изобретённой в Голландии подзорной трубе (автор Иоанн Липперсгей), строит свой первый телескоп, дающий приблизительно трехкратное увеличение. Вскоре учёный построил телескоп с увеличением в 32 раза и с помощью него были обнаружены горы, кратеры на Луне и пятна на Солнце; открыты четыре спутника Юпитера - Ио, Европа, Ганимед, Каллиосто; фазы Венеры; выяснилось, что Млечный путь состоит из множества звезд. В середине XVII века изготовление телескопов стало обычным делом, но техника создания телескопов совершенствуется и по сей день.
Телескопы для наблюдений в световых лучах называют оптическими, а для приема радиоволн – радиотелескопами. В больших телескопах в качестве объективов применяют не линзы, а сферические зеркала. Такие телескопы называют рефлекторами. Зеркала, в отличие от линз, не обладают хроматической аберрацией. Также чтобы уменьшить негативное влияние атмосферы на качество добываемой информации, телескопы устанавливают в высокогорных районах. Например, самым крупным телескопом в России считается Большой Телескоп Азимутальный Специальной астрофизической обсерватории РАН, установленный в горах Северного Кавказа.
Помимо наземных обсерваторий появились орбитальные обсерватории, которые значительно увеличивает возможности по работе в недоступном прежде угловом разрешении. Первым космическим телескопом является телескоп им. Эдвина Хаббла, созданный в США и запущенный в 1990 г. Благодаря отсутствию влияния атмосферы разрешающая способность телескопа в 7–10 раз больше, чем у аналогичных наземных телескопов. С помощью современных телескопов учёные пытаются уточнить возраст Вселенной, объяснить механизмы и эволюцию звезд, галактик и планетных систем и т. д. Исходя из их назначения, конструкции и технических характеристик, оптические приборы можно разделить на основные группы:
Лупа - двояковыпуклая линза, которая увеличивает изображение мелких предметов.
Микроскоп, телескоп, перископ - увеличительный прибор для рассматривания предметов, неразличимых простым глазом.
Проектор, Кинопроектор, Диапроектор, Эпидиаскоп - оптические приборы, предназначенные для оптического воспроизведения небольшого по размеру изображения на большом экране.
Фотоаппарат - устройство для получения и фиксации неподвижных изображений материальных объектов при помощи электромагнитного излучения.
Кинокамера – устройство, предназначенное для записи движущегося изображения на киноплёнку.
Оптический бинокль - позволяет наблюдать за удаленными объектами, используя оба глаза.
Оптический прицел - прибор, который закрепляется на огнестрельном оружии для лучшего наведения оружия на цель. Различают дневные, коллиматорные и ночные оптические прицелы, из которых первые два предназначены для использования в светлое время суток, а прицел ночного видения позволяет вести стрельбу ночью.
Лазерный дальномер - электронно-оптический прибор, применяемый для измерения расстояний до объектов. Можно измерить расстояние до любого предмета на местности, находящегося в прямой видимости, с погрешностью около одного метра.
Зрительная (подзорная) труба - наблюдение за сильно удаленными или малоразмерными объектами с максимально возможным увеличением.
Оверхед-проектор (кодоскоп) – оптический прибор, предназначенный для проекции прозрачных оригиналов с изображением на большой экран.
Оптический телескоп - предназначен для наблюдения удаленных объектов ночного неба.
Сравнительно недавно разработаны оптические приборы ночного видения: ночные монокуляры, бинокли ночного видения, охотничьи прицелы ночного видения, позволяющие видеть практически в полной темноте. И сегодня такие приборы уже доступны для бытового применения.
05.10.202030 фото -
31 фотоСреди множества предметов в Аксайском военно-историческом музее большой интерес представляет коллекция старых часов, исполненных русскими и иностранными мастерами в разное время. Они позволяют проследить не только технические изменения в часовом производстве, но и смену художественных стилей, отразившихся в декоративном оформлении изделий. Особый интерес в коллекции музея представляют карманные часы.
Некоторые виды часов, такие как солнечные и водяные, были известны людям с древнейших времен. Появление небольших часов индивидуального пользования стало возможным лишь с момента применения в их механизме ходовой пружины. В начале XVI века Петр Ганлейн из Нюрнберга исполнил несколько пружинных часов. Вскоре их стали делать в Аугсбурге и в Праге. Тогда же образовались центры производства часов в Блуа, Париже, Лионе, Лондоне, Амстердаме и в других городах Европы. Ранние экземпляры имели лишь одну стрелку – часовую. Время обозначалось римскими цифрами, нанесенными на металлическую пластину циферблата, стекла еще не было. Стрелку предохраняла крышка. Циферблатное стекло появилось в середине XVII века. Ранние образцы карманных часов отличались разнообразием форм, материалов, приемов декорирования, были предметом украшения, свидетельством достатка хозяина и были достаточно дорогими.
Карманные часы – результат совместного труда часовщиков и ювелиров. Гравированные, черневые, эмалевые орнаменты и фигурные композиции, покрывающие поверхность изделий, выполнялись мастерами с гравюрных образцов.
На протяжении этого столетия первенство в европейском производстве часов переходило от одного центра к другому. В начале столетия первенство французских мастеров не имело себе равных, но к концу века в связи с переменами в общественной жизни страны, многие известные мастера-протестанты эмигрировали в Англию и Швейцарию. К 1700 году первенство в мировом производстве часов перешло к этим странам. В это столетие произошли изменения и в устройстве самих часов. Появилась минутная стрелка, а на циферблатной пластине – второй ряд цифр – арабских – для обозначения минут. Форма карманных часов становится круглой. Выпуклые формы карманных часов называли луковицей. Часы были дорогими, из золота, серебра, перламутра, их украшали эмалью, драгоценными камнями, гравировкой, и искусными декоративными элементами. Часы были подлинным украшением костюма. Их носили на специальной цепочке – шатлене – состоявшей из нескольких широких звеньев. С помощью крючка шатлен прикрепляли к поясу одежды. Часовой футляр и шатлен исполняли из одного и того же материала и украшали одинаковым орнаментом. Изначально часы как украшение использовали женщины, далее они вошли в обиход мужчин.
В первой четверти XVIII века Франция уступает положение лидера в производстве живописных эмалей Швейцарии. Во второй половине столетия в результате усовершенствований толщина часов уменьшилась, они стали более плоскими, их стали делать без футляров. В начале XIX века часы стали делать с несколькими крышками. Часовщики Швейцарии перешли от ручного труда к полуавтоматическому производству. Они выпускали до ста тысяч изделий в год, которые распродавались на всех континентах. Часы стали массовой продукцией. В течение XIX века произошло дальнейшее техническое усовершенствование часов. В карманных часах для завода механизма стали использовать не ключ, а головку. Её изобрел в 1820 году англичанин Т. Престу. Швейцарец А.Филипп стал применять головку не только для завода, но и для перевода стрелок. В часах XIX столетия секундная стрелка стала обычным явлением. В мире ценили Швейцарские часы. Качество работы этих мастеров всегда заслуживало внимания.
Несмотря на массовое производство, в лучших образцах часового искусства высокое техническое качество соединялось с изысканностью и красотой декоративного оформления. В то же время стали выпускать настенные, напольные часы, декоративные, фигурные часы настольные, каретные.
В советское время в нашей стране были также созданы часовые производства, стали выпускать часы массового пользования. Они были достаточно крупными, карманными, чтобы все видели достаток хозяина, потом более практичными – наручными, настольными. После революции механические часы стали более доступны, каждый человек работал, учился и часы стали более востребованы. Поэтому в стране росло число предприятий, выпускающих их. Это Московский, Ленинградский, Омский, Ростовский часовые заводы, а также во всех крупных городах нашей страны были созданы такие производства. В последнее время, начиная с 1980-90 годов, стали выпускать электронные часы. Со временем часы разделились ещё на мужские, женские и детские. Выпускались в стране как дорогие часы, так и более дешевые. Часы выпускали к знаменательным датам, праздникам, на циферблате часов стали печатать портреты известных людей, политических деятелей, военных начальников и т.д. Часами в нашей стране награждали передовиков производства, участников боевых действий, победителей соревнований, отличившихся спасателей, героев. На эти часы наносилась гравировка, они были именными, подарочными. В это время часы все-таки были достаточно дорогими. Часы передавались из поколения в поколение. По истории многих часов можно было проследить истории семей, преемственность поколений, историю нашей страны.
Сейчас повседневные часы можно увидеть на руке у детей и взрослых, но люди с достатком предпочитают приобретать дорогие часы, также как и раньше, чтобы показать свой статус. На наших выставках вы можете видеть часы, разные, соответствующие времени или просто обычные, которые нам подарили наши жители. Мы рассказываем о них на наших выставках.
Мы планируем создать выставку часов, чтобы Вы могли увидеть разные часы, собранные нами вместе, это будет очень интересно! Приглашаем Вас пополнить наши фонды.
23.09.202031 фото -
10 фото«Время - форма протекания физических и психических процессов, условие возможности изменения. Одно из основных понятий философии и физики, мера длительности существования всех объектов». И так принято считать, потому что человеку нужно находить всему объяснение. Но однозначно и точно определиться, что же такое время, сложно.
Мы подгоняем его, когда нам что-то желанно, или просим течь медленней, боимся опоздать или никуда не торопимся, считая, что у нас его много. И конечно, по многу раз в день мы смотрим на часы. Но зачастую, мы редко задумываемся о том, что нам так привычно. История часов насчитывает тысячелетия. Человечество всегда придумывало разные способы и приспособления для измерения и слежения за временем. С развитием технологий, часы совершенствовались, становились более точными и компактными.
Самые ранние часы, солнечные, которые напрямую зависели от солнечной тени и в пасмурную погоду и ночью они были бесполезны. Использовались и свечные часы в Китае, Японии, Англии и Иране.
Песочные часы, их создателями считают Древних Греков, однако по археологическим находкам, появилось мнение, что их создателями были жители Ближнего Востока.
Водяные часы, которые измеряли промежутки времени, с помощью цилиндрического сосуда из которого текла вода, использовали вплоть до XVII века.
Механические часы со спусковым механизмом были созданы в XIV веке и служили до XVI века, пока им на замену не пришли пружинный механизм и карманные часы. Немного позднее появились маятниковые часы и на протяжении долгого времени они считались наиболее точными для измерения течении времени.
В XX веке были созданы кварцевые и атомные часы.
А Эйнштейн назвал время «навязчивой иллюзией». Просто принято считать, что время идет или течет с января по декабрь и с утра до ночи.
В Аксайском военно-историческом музее собрана коллекция «иллюзий» разных эпох. Часы механические с боем, кварцевые, наручные, карманные, настенные с кукушкой, каретные.07.08.202010 фото -
6 фотоКп1318 Телефон «L.M.Ericsson. Stokgolm». Начало ХХ века.
Краевед Александр Мордасов, учащийся средней школы № 2, принимал активное участие в пополнении фондов музея. Среди найденных краеведом реликвий - уникальный телефонный аппарат - один из двух телефонов дореволюционного Аксая. Первый был установлен на железнодорожной станции г. Аксая, второй - на даче помещиков Мухиных. Эти телефоны первыми известили наших земляков о свершении Октябрьской Социалистической Революции в Петрограде.
Кп 4528 Прибор оптический (стереоскоп). Начало XX века.
Прибор предназначен для просмотра объемных открыток. Состоит из деревянного каркаса. На плоскую планку ставятся специальные фотографии или открытки. Передан в музей Костюковой Ольгой Ивановной, проживающей г. Аксае, ул. Коминтерна, 11. Принадлежал бывшей домовладелице Кореневой Варваре Федоровне, проживавшей в Аксае с 1928 г. Федор Федорович ее отец был ст. приказчиком и лесопромышленником у И.И. Мухина в XIX в.
(2)
Уникальные предметы:
КП15093 Часы. Начала ХХ века, производство - Германия. Приобретены за 160.000 рублей у Зеленко Анатолия Владимировича, проживающего в г. Акса по ул. Садовая 20/1 кв. 17. Принадлежали Шуш(м)кову Михаилу Ильичу, к4оторый преобрёл их в эмиграции в Париже до 1917 года. После революции жил и работал в Саратове (директор кирпичного завода).
КП3527 Граммофон концертный. « TRADE MARK SCN SA TURN». Начало ХХ века, США. Принадлежал директору музея Гладченко Владимиру Дмитриевичу. Куплен в г. Аксае в 1969 г.
КП3715 Скрипка «Antonius Stradiuurius Cremonensis Faciobat Anna». ХХ век. Передал в 1976 г. в музей Тюхай Захар Никонович, проживающий в г. Аксае по ул. Кирова 24.
Кп2319 Часы карманные. «PROLLETARIER ALLER LANDER VEREINICT EUCH". 1925 г. ГДР.
Подарены музею в 1977 г. учителем одной из школ г. Берлина Х. Коллар, Принадлежали члену коммунистической партии Германии Максу Шульце.
26.06.20196 фото -
3 фотоЭКСПОНАТЫ РАССКАЗЫВАЮТ…
В фондах Аксайского военно-исторического музея собраны предметы, касающиеся жизни и деятельности Владимира Дмитриевича Гладченко, бывшего директора, руководившего практически тридцать лет. Предметов немного, они включены в разные коллекции, но достаточно полно «рассказывают» о непростой судьбе человека.
Как известно, Владимир Дмитриевич всерьез увлекся и «заболел» историей не сразу. Все это к нему придет, но значительно позже. В 60-е годы Гладченко был учеником столяра, а затем столяр 2-го разряда на Аксайской мебельной фабрике, затем грузчик Аксайского консервного завода, служил в рядах Советской Армии, учился в городском профессионально-техническом училище № 10. В 70-е годы был помощником начальника 2-го отделения Аксайского районного отделения общества охраны памятников истории и культуры. С 1975-1978 годы – военный руководитель и заведующий музеем в Аксайской средней школе № 1. С 1992-2002 годы – директор музея истории города Аксая. В 2002 году музей получил название «Аксайский военно-исторический музей».
Владимир Дмитриевич по зову сердца поступил и закончил исторический факультет Ростовского Государственного Университета. В коллекции «Документы» есть его курсовые работы, тетради по семинарам, рецензии преподавателей.
Гладченко всегда мечтал о достойном музее в городе. Путь до областного учреждения культуры был нелегким. Шаг за шагом Владимир Дмитриевич доказывал о необходимости создания городского музея, где работа велась бы по нескольким направлениям. История станицы Аксайской и города Аксая поистине уникальна и интересна. Ведь хранить и показывать было много чего для будущих поколений. А в городе сохранилось много архитектурных памятников XVIII и XIX века.
Владимир Дмитриевич понимал, что работа в музее должна вестись по нескольким направлениям. Необходимо было не только собирать и хранить предметы, но активно их изучать и популяризировать.
Гладченко был поистине энтузиастом своего дела. Этого скромного человека частенько можно было видеть едущим на велосипеде или шагающим по городу с сумкой на плече. А в сумке непременно находились блокнот и ручка. А вдруг нужно записать очередную захватывающую легенду или рассказ об интересном экспонате!
Владимир Дмитриевич часто стучал в закрытые двери, просил помощи, доказывал, спорил. Многие откликались и шли навстречу. Гладченко был прекрасным хозяйственником, не гнушался грязной работы. Вместе с сотрудниками он белил, красил, цементировал. В коллекции «Фотографии» много снимков, на которых Владимир Дмитриевич вместе с коллегами «реставрирует» так называемые подземелья крепости в Берданосовке или участвует в субботниках, приводит в порядок территорию музея.
Владимир Дмитриевич очень много работал в архивах. Он собирался написать книгу об Аксае, но, к, сожалению, так и не успел. Сохранилось много выписок, написанных красивым, аккуратным почерком. После смерти Владимира Дмитриевича его друзья, соратники Донского Пушкинского общества подготовили и выпустили книгу с историко-краеведческими очерками Гладченко «Дороги серебряной подковы Дона», в которой рассказывается о путях сообщения Аксайского района, об истории их создания. Она вошла в коллекцию «Книги, газеты, журналы» как и ранее еще одна книга Владимира Дмитриевича – «Мидель Аксайских судов».
Владимир Дмитриевич жил музеем и всегда искал в работе что-то новое и интересное. У него были налажены прекрасные связи с общественностью. Будучи заведующим, музея в Аксайской средней школе № 1, он организовывал интересные встречи для ребят с ветеранами Великой Отечественной войны, вел с ними активную переписку, пополнял фонды экспонатами. Кроме этого Гладченко руководил клубом интернациональной дружбы. Он вел переписку с коллегами из Болгарии, делясь знаниями и опытом работы. В коллекциях музея есть фотографии, письма, пригласительные наиболее полно отражающие работу в этом направлении.
Владимир Дмитриевич очень тесно сотрудничал с редакцией газеты «Победа». На ее страницах было напечатано много статей об интересных людях, о городе, об экспонатах. Гладченко был желанным гостем «Победы», в коллекции музея находятся пригласительные, адресованные именно ему.
У Владимира Дмитриевича всегда было много идей и задумок. Одна из таких смелых идей – это проведение Пушкинских праздников поэзии на территории музейного комплекса «Почтовая станция». В коллекции «Документы» даже есть «Устав Пушкинского общества». Эти праздники стали традиционными, собирают, и по сей день любителей поэзии, коллекционеров экслибрисов и старинных книг. В коллекции «Фотографии» есть несколько снимков конца 90-х – начало 2000-х годов, на которых изображены почетные гости праздника: друг музея, библиофил Леонид Федорович Тартынский, художники, поэты, хореографические и вокальные коллективы.
Предметы, которые входят в различные коллекции музея «рассказывают» нам о жизнедеятельности Владимира Дмитриевича Гладченко, который посвятил свою жизнь музейному делу.
Старший научный сотрудник Аксайского военно-исторического музея Волощук Л. В.07.12.20183 фото -
40 фотоЧасы — прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших чем одни сутки. Существует большое количество разновидностей часов: солнечные, водяные, песочные часы, огненные, механические (ходики и с кукушкой), кварцевые, электронные, радиочасы. По типам их можно разделить на башенные, карманные часы, наручные, напольные, часы с кукушкой.
Условно можно сказать, что история карманных часов берет свое начало в 1510 году. Хотя в то время их никто не носил в кармане. Они висели на цепочке, которую надевали на шею. Часы имели шарообразную форму. Так что более правильным будет английский термин "pendant watches", что означает "часы-подвески".
Карманные часы на цепочке появились в XVII веке, когда был изобретён часовой механизм относительно небольших размеров, что позволяло уместить его в кармане одежды (а не на шее, как ранее). Они приобрели знакомый нам облик: круглый корпус с крышечкой, предохраняющей циферблат, часы карманные на цепочке (брегеты) Самый распространенный способ ношения карманных часов на цепочке — это сочетание самих часов с цепочкой и брелоком. Для этого брелок прикрепляют к одному концу цепочки, а сами часы, которые будут размещаться в отдельном кармане на стороне жилета, противоположной «рабочей» (правой или левой, в зависимости от особенностей человека) руке, — ко второму. Такая специфика объясняется частой необходимостью писать и иметь возможность посматривать на часы. Мода в одежде спешит за часами в кармане: появляются карманы разных форм. Характерно, что наиболее распространённой комбинацией стало прикрепление цепочки не просто к брелоку или одежде, а к пуговице жилета таким образом, чтобы брелок оставался на виду, становясь дополнительным аксессуаром к одежде, объектом украшения.
Мужчины вальяжно доставали свои карманные серебряные часы или золотые карманные часы с боем и смотрели время. Это было очень аристократично и показывало на состоятельность их владельца, ведь, купить карманные часы было довольно дорого. Так что приобрести карманные немецкие часы или карманные швейцарские часы – мечта на грани фантастики! В музеях по всему миру можно увидеть старинные экспонаты. Сегодня подобные карманные часы антиквариат!
Однако, военные всех чинов вынуждены были отказываться от этой формы часов, и к середине XIX века начали появляться первые научные часы, которые своей простотой и удобством год за годом вытесняли карманные. Наибольшее распространение получили механические, кварцевые и электронные наручные часы.
Среди всех разновидностей часов отдельное место занимают будильники. Механический будильник построил американец Леви Хатчинс в 1787 году. Устройство звонило только в 4:00. Будильник, который можно настроить на любое нужное время, запатентовал в 1847 году француз Антуан Радье. В СССР выпускались будильники с различными корпусами, сигналами, типами механизма, ими пользовались в каждой семье, это был, пожалуй, остро необходимый предмет в деловой жизни человека.
Среди настенных часов наиболее популярными в конце XIX –начале ХХ века были часы с боем или кукушкой. Появились они в середине XVIII века, завоевали доминирующее положение в интерьере домов и квартир. Их футляр, как и циферблат с гирями имел огромное количество вариантов, имел орнаменты, вставки, рисунки, гравировки, инкрустации, а бой или имитация голоса кукушки помогал определить время там, где часов не видно.
Дорожные часы — дилижансные, каретные и, впоследствии, автомобильные — относятся, наряду с морскими, железнодорожными и авиационными, к приборам специального назначения. Разрабатывая подобные механизмы, конструкторы должны учитывать, в каких условиях придётся работать конкретному устройству, как максимально оградить его от внешних воздействий и как обеспечить владельцу часов наибольшее удобство получения хронометрической информации. Каретные часы имеют знаменитую историю благодаря имени Наполеона, для походов которого и были созданы первые каретные часы. Наличие баланса вместо маятника позволило использовать их во время путешествий, не опасаясь отсутствия дорог. Название часов не случайно – их вешали именно в каретах.
К часам принято было относиться бережно, чинить при поломке даже порой постоянно, передавать по наследству, они были ценным подарком, целевым и смысловым сувениром, брэндом города или области, объектом приложения творческих идей.
Во время СССР выпуск часов был организован на 13 заводах:
Саратовский завод «Рефлектор» — часы марки "Электроника".
1-й Московский часовой завод — часы марки "Полёт".
2-й Московский часовой завод — часы марки "Слава". Выпускал ранее часы марок "Салют", "Эра","Победа".
Ереванский часовой завод — часы марки "Севани".
Ереванский завод художественных часов — часы марки "Наири".
Минский часовой завод — часы марки "Луч".
Орловский часовой завод — часы марки "Янтарь".
Пензенский часовой завод — часы марки "Заря". До 1965 года выпускались часы марок: "ЗиФ"(позже переименованные в "Звезда" и "Победа"),"Аврора", "Сура", "Весна","Мечта".
Петродворцовый часовой завод — часы марок "Ракета", "Свет". С 1949 года по 1961 год выпускал наручные часы марок "Победа", "Звезда".
Сердобский часовой завод "Маяк" — часы марки "Маяк". В настоящее время завод не функционирует. На территории завода находится торговый центр "Маяк".
Угличский часовой завод "Чайка" — часы марки "Чайка". С весны 2006 года завод приостановил массовое производство часов.
Челябинский часовой завод "Молния" — часы марки "Молния".
Чистопольский часовой завод "Восток" - до 1969 года выпускал часы марок: "Победа", "Восток", "Мир", "Волна", "Кама", "Сатурн", "Космос", "Командирские", "Амфибия". С 1969 года все часы завода выпускаются под одной маркой "Восток".
Петродворцовый часовой завод — один из старейших заводов России. С 1949 года по приказу И.В. Сталина на Петродворцовом часовом заводе было налажено производство наручных часов «Победа» и «Звезда». С 1961 года завод производит часы марки «Ракета». Часовой завод "Звезда", расположенный в древнем городе Угличе, работает с в конца 90-х годов.
Первый Московский часовой завод - Полет
Более 50 лет предприятие было частью Первого Московского часового завода и работало по спецзаказам, в том числе, по заказам министерства обороны с военной приемкой. В этом цехе производились уникальные приборы точного времени для морских кораблей и для воздушных судов. Здесь собирались, ставшие легендой часы "Штурманские", а также собирали наградные часы для российского правительства с символикой на циферблате.
Второй московский часовой завод Слава
Производство часов «Слава» началось в 1924 году на Втором Московском часовом заводе. Часы «Слава» — марка часов классического дизайна, изначально ориентированная на доступность большинству населения. Во второй половине 1950-х годов появилась линейка женских наручных часов. Позже под этим названием выпускаются механические и кварцевые наручные часы, будильники, карманные и настенные часы.
Чистопольский часовой завод Восток
Свою историю ведёт с осени 1941 года. В ноябре в город Чистополь прибыли первые баржи с оборудованием и 500 работников эвакуированного Второго Московского часового завода. Весной 1942 года ЧЧЗ начал серийный выпуск часовых приборов военного назначения, а к первому июля заработал на полную мощность. Предприятие было создано как номерной завод, работающий на нужды фронта. Но уже с февраля 1943 года, выполняя приказ Наркомата миномётного вооружения, на заводе начали выпускать мирную продукцию. Это были первые в стране мужские наручные часы «Кировские». Сразу после окончания войны завод приступил к выпуску механических наручных часов, которые стали его основной продукцией. В 1949 году начат серийный выпуск мужских наручных часов К-26 «Победа», настенных судовых часов со светящимся циферблатом, часов для автомобилей «ЗиМ», «Волга», «Победа», настенных и уличных промышленных часов. В июле 1950 года завод приступил к строительству собственных производственных корпусов. В 1952 году начался выпуск часов «Кама» с противоударным устройством и пыле-влагонепроницаемым корпусом. Параллельно выпускались часовые приборы для различных отраслей. В 1957 году освоено производство прецизионных часов К-28 «Восток», «Мир», «Волна», «Сатурн», «Космос» с боковой и центральной секундными стрелками, линзой и противоударным устройством. Часы «Восток» были награждены большой золотой медалью Лейпцигской международной выставки.
ЧЧЗ - официальный поставщик часов для Министерства обороны СССР. В это время были созданы знаменитые «Командирские» часы, отличающиеся повышенной прочностью, имеющие водонепроницаемый корпус. Опыт разработки этих часов позволил в 1967 году выпустить часы «Амфибия», имеющие повышенную водонепроницаемость — 200 метров. С 1969 года все наручные часы завода выпускаются под единой маркой «Восток», а предприятие стало называться «Чистопольский часовой завод „Восток“».
Челябинский часовой завод
В годы Великой Отечественной войны прародитель предприятия — Первый Московский часовой завод был эвакуирован из Москвы в город Златоуст. После окончания войны было принято решение о переводе оборудования в Челябинск и организации производства часов под маркой «Молния».
Угличский часовой завод Чайка
В декабре 1938 года были выпущены первые женские наручные часы марки «ЗиФ» с механизмом Т-18. В мае 1940 года предприятие получило официальное название 3-й Госчасзавод и к концу этого года все модели изготавливаемых здесь часов стали выпускаться под маркой «Звезда». Подготовка к строительству завода точных технических камней началась в 1937 году. Строительство развернулось в 1938 году. Монтаж завода закончен в 1942 году. Первоначально завод выпускал часовые камни из корунда и рубина. В 1950 году был смонтирован конвейер для сборки часов «Звезда» из деталей Пензенского часового завода. С 1954 года завод называется Угличским часовым. Он специализировался на выпуске наручных часов, камней для часовой промышленности и корундовых игл для проигрывателей грампластинок. До 1959 года выпускались часы «Звезда», а с 1959 — женские часы «Волга».
Позднее мужские и женские часы выпускались под маркой «Чайка».
Ростовский часовой завод
26.12.201340 фото