Коллекции » Металл » Подстаканники в коллекции АВИМ

Подстаканники в коллекции АВИМ

     Подстаканник – подставка, охватывающая и поддерживающая стеклянный стакан, в большинстве своем цилиндрической формы, имеющая ручку для того, чтобы наслаждаться горячим чаем, не обжигая ладони.
     Считается, что в Дореволюционной России, женщинам разрешалось пить чай из фарфора, а мужчинам только из стекла... Но, стекло нагревалось, а значит, возникла потребность к появлению некого, защитного от кипятка, кожуха, чтобы защищать ладони. Точная дата изобретения подстаканника не запечатлена в истории России. Изначально, подстаканник выполнял только  техническую функцию.
     Знакомый нам подстаканник, оформил свой внешний вид к концу 18-го века. Именно с этого периода есть упоминания о подстаканнике, как об элементе русского чаепития с самостоятельной художественной ценностью.
     19 и начало 20-го века, до революции 1917-го года, характеризуется в судьбе подстаканника как наиболее высокохудожественный период. Изготовлением подстаканника занимаются многочисленные частные и авторские мастерские. Техника исполнения – художественное литье. Упор делается на эксклюзивность изготовления и  драгоценные материалы. Хотя подстаканник изготавливается, в основном, для состоятельных любителей горячего чая, стилистика изделия либо «народная», либо это отражение различных художественных течений.
     С началом Октябрьской Революции, производство подстаканников прекратилось. Однако, ими пользуются в быту, но в основном творцы революции.  Возобновляется изготовление подстаканников только в 1920-е годы. В технологию производства вносятся гравировка и выдавливание рисунка.
    Начиная с 30-х годов ХХ века, подстаканник начинают нести функцию средства государственной пропаганды. Производство подстаканников с этого периода становится на промышленный уровень. Вместо литья, используют высоко точную штамповку. Металл был заменён, более дешёвым.
В СССР, выпускаются разнообразные тематические серии и отдельные подстаканники, отражающие важные события государства.
Пик популярности подстаканников в СССР приходится на период конца 40-х – начала 70-х годов. Появляются подстаканники, изготовленные из сплава «медь – никель – цинка» с глубоким серебрением; мельхиора, пищевого алюминия и нержавейки. Выпускаются многообразные серии: архитектура, памятники известным людям, памятные даты, цветы, города СССР, разнообразные узоры и прочие.
   Сегодня, как и в старые добрые времена, основным заказчиком подстаканников   является Министерство Путей Сообщения (МПС).
                 Зав. отделом "Военно-исторический комплекс" Н.Ю. Махно

_ОФ_9470
_ОФ_8557(2)
_ОФ_8557
_ОФ_8320(2)
_ОФ_8320
_ОФ_7494(2)
_ОФ_7494
_ОФ_7220
_ОФ_7100
_ОФ_1686
_ОФ_1683(2)
_ОФ_1683
_ОФ_1682
_ОФ_1681(2)
_ОФ_1681
_ОФ_1680(2)
_ОФ_1680
_ОФ_16081(2)
_ОФ_16081
_ОФ_15185
_ОФ_14896(2)
_ОФ_14896
_ОФ_1092(2)
_ОФ_1092
_ОФ_1091(2)
_ОФ_1091
_ОФ_10336(2)
_ОФ_10336