Коллекции » Ткани, кожа, быт

Ткани, кожа, быт

Коллекция «Ткани, кожа, быт» насчитывает 789 предметов: одежда, военная форма, скатерти, салфетки, шторы, полотенца, обувь - детская, спортивная, военная, национальная. Предметы относятся к истории станицы дореволюционного периода, строительства социализма, Великой Отечественной войны, постсоветского периода и современности.

Комплектование коллекции начиналось еще в школьном музее, когда из дома приносили «ненужные» вещи, которые сейчас востребованы в выставках и экспозициях. В свое время они принадлежали жителям станицы Аксайской XIX  и первой половины XX века.  В период поисковой краеведческой работы музея в музей были переданы вещи, принадлежавшие знаменитым и выдающимся людям города, участникам боев за станицу в период Великой Отечественной войны, делегатам съездов, фестивалей и других форумов. Позднее поступили отдельные предметы.

Наиболее востребованными и интересными предметами коллекции стали предметы костюма (сюртук, жилет и панталоны) генерал-майора казачьих войск  середины XIX века. Сюртук имеет золоченые погоны с эполетами и золоченые обшлага на рукавах. Золоченая вышивка на вороте, сохранилась настоящая (одна) пуговица того времени - XIX века. Вышивка потеряла свой первоначальный вид, но качество работы изумительное:  видны аккуратно положенные швы, каждый листок четко вышит, каждая веточка просматривается.

В коллекции очень много предметов, изготовленных вручную: вязаные крючком салфетки, плетеная «фриволите» фальшонка - головной убор казачки, тканые на ткацких ручных станках рушники, шитая и вышитая одежда, шитые сапожником «гусарочки» - женская обувь (сапожки) на шнурках ( XIX век), шитые из кожи пинетки середины ХХ века и т. д. Некоторые из этих предметов уникальны, многие типичны, но каждый предмет информативен, интересен, презентабелен.

Коллекция постоянно пополняется. В целях обновления экспозиции «Из истории таможенной службы на Дону» в музей  переданы предметы формы таможни, милиции. Сотрудники музея стремятся пополнить фонды музея предметами современной политической истории, изделиями современных промыслов и ремесел, оставить «на память» элементы модных тенденций в одежде.

Очень часто предметы коллекции «Ткани, кожа, быт» становятся экспонатами выставок и экспозиций. Они востребованы как главные, так и дополнительные аксессуары, используются для показа на лекциях и мероприятиях музея, их изображения размещены на сайтах Интернет, могут стать образцами для тиражирования в промышленности.
_ОФ_1049-1
_ОФ_14693
_ОФ_14802
_ОФ_15305
_ОФ_16315
_ОФ_16363
_ОФ_16491
_ОФ_16493
_ОФ_17079
_ОФ_17949
_ОФ_18306 (2)
_ОФ_18358-18
_ОФ_18358-32
_ОФ_18358-9
_ОФ_18401
_ОФ_18453
_ОФ_18456
_ОФ_18473
_ОФ_3550
_ОФ_383
??????????????????????
???????????????????????????????
???????????????????????????????
???????????????????????????????
???????????????????????????????
???????????????????????????????
???????????????????????????????
???????????????????????????????
???????????????????????????????
???????????????????????????????
???????????????????????????????
???????????????????????????????
???????????????????????????????
???????????????????????????????
???????????????????????????????
???????????????????????????????
Сюртук, жилет, панталоны генерал-майора казачьих войск. Россия. сер. XIX века.
Альбомы
  • 19 фото
    Сегодня узоры  как и в былые времена, создает среду, в которой живут люди, украшает их повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Разве можно хоть на одну минуту представить свой дом без любимых предметов и вещей.
        Человек издавна стремился украсить своё жилище и всё, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. В народном искусстве всегда находила свое отражение родная природа. Знакомые каждому с детства травы и цветы, изображения птиц и зверей, неба и солнца, земли и воды, преображенные фантазией художника, превращались в изделии в яркий, выразительный орнамент.
        Цвет и изображение на узорах часто имеют символическое значение: например, красный цвет –  был цветом солнца, огня, жизни, красоты, силы и олицетворял собой мужское начало. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.     Красный цвет, впустив другие цвета - нити, сохранил право быть главным в вышивке, белый цвет - символ чистоты, конь знак солнца, птица - символ света, дерево жизни - символ вечно живой, процветающей природы. Традиционно расцветка, так же как и узоры зависела от назначения изделия. Раньше на повседневных вещах узоры были попроще (точки, крестики, штрихи) и цвета поскромнее: чёрный, серый, белый. Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные изделия. Распространены были следующие устойчивые сочетания: красно-зелёные, чёрно(сине) - жёлтые, чёрно(сине) - красные. Бордюры, которыми окаймляли главные мотивы узора, чаще всего вязали, сочетая нити красного и белого цветов. Белый цвет – связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе, олицетворял женское начало.
        Ещё наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих элементов и выстраивался узор. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами «Не землю родит, а небо» - говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами - символами солнца! Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней  можно найти в разных видах народного творчества. Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по – разному: великая богиня земли, плодородия, мать – сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая». Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.
        Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц- рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость. Праздничные одежды, скатерти - столешники, края покрывал – подзоры, концы полотенец – все было украшено тканым или вышитым орнаментом.  Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей. Дивные сказочные птица живут в узорах крестьянской вышивки – здесь и птица - пава с пышным хвостом, и могучий орел, и птица Сирин. С приходом весны, женщины начинали вышивать узоры с птицами на рубахах, когда оставалось еще время до начала полевых работ. Вышивали свои узоры под благотворными лучами вешнего солнца.  Нанести узор на ткань было особым мастерством. Вышивка крестом не очень сложное занятие, но требующее особой аккуратности и тщательности. Швы крестиком достаточно разнообразны: это и классический крестик, и прямой, и крестик "звездочка" и другие. Все эти швы часто используются в работе по полотну, хорошо подходят для выполнения геометрических узоров и при окаймлении вышивки. Вышивка крестом - носил не только эстетическую ценность, но и обладал (по тогдашним верованиям)  весьма магическими свойствами – оберегать от порчи, «плохого глаза», а также от нечистой силы. На Руси женщины обычно вышивали такими видами шва: вышивка крестом, полукрест, счетная гладь, мелкая белая строчка, сквозное шитье.  Современные рукодельницы перестали обращать столь пристальное внимание на значение орнаментов и стежков, хотя крест и теперь считается хорошим знаком. Порой женщины вышивают обереги для родных и близких. Но чаще всего вышивка делается для души – она плавно перекочевала из занятия мистического в хобби. Благодаря узорам красивым становились даже льняные кошельки, сумочки и клатчи, украшали тапочки и туфли. Вышивкой занимались повсюду, традиция вышивания сохраняется и сегодня. Одним из видов вышивки является  ришелье - одна из самых изысканных и вместе с тем очень простых в исполнении видов вышивки.
    Ришелье отличается от других видов гладьевой вышивки, прежде всего, своей ажурностью, большим количеством прорезей, заполненных соединяющими столбиками, «бридами», и тонкими нитями, «паутинками». Контуры рисунков обшиты петельным швом. Узоры украшаются различными гладьевыми и другими украшающими швами. Настилаем по рисунку мелкими стежками швом «вперед иголку» в две линии весь контур. Затем крупными стежками делаем настил для гладьевых деталей узора. Кружки – из той же основной ткани, обшитые узким петельным швом. Петельный шов должен быть повсюду петлями к внешней стороне (краю). На плотных местах, не подлежащих вырезыванию, делаем дополнительные узоры: жилки листов стебельчатым швом, складки лепестков – узким петельным, крупные складки листов и т.п. – гладьевыми настилами, фестонами и другими украшающими швами. «Паутинки» и «бриды» выполняются до вырезывания отверстий, которое выполняется по окончании работы, после стирки, подкрахмаливания и отглаживания работы с обеих сторон. Эта часть работы требует особой осторожности и хорошего освещения. Надо тонкими ножницами вырезать ткань так, чтобы не повредить петельный шов у краев, не подрезать паутинки и в то же время не оставить торчащих ниток ткани.
         Ришелье используют при создании скатертей, постельного белья, салфеток, отделки одежды и т.д. Исполненная на тонкой ткани тонкими нитками и мелким узором вышивка ришелье, комбинированная с английской гладью, сеточками и вставками из русских кружевных мотивов, служит красивой отделкой для блузок.
        Вышивку ришелье можно исполнять на любой ткани какого угодно цвета: на полотне, холсте, парусине, тонком батисте и т.д. Весь контур узора сначала прометывают короткими стежками швом вперед иголку. Иногда его прометывают 2-3 раза; вышивка при этом получается рельефнее, и нитки крепче держат ткань после вырезания. При этой работе узелков делать нельзя и нитку надо закреплять, проводя ее вдоль контура рисунка.
         Образы, которые встречались на полотенцах, можно увидеть и в вышивке. Видами  декоративно-прикладного искусства являются: Шитьё — создание на материале стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Шитьё одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке.
        Пэчворк (шитье из лоскутков), лоскутное одеяло — лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани.
        Аппликация — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.
        Стёганые изделия, квилтинг — прошитые насквозь два куска ткани и положенный между ними слой ватина или ваты.
        Вышивание — искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например : сукно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.
        Вязание — процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную или на специальной машине.
         Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили из тонкого серебристо- белого домотканого льняного или конопляного полотна.     Надевала женщина  нарядно украшенную рубаху в особо торжественных случаях (свадьбу). На Русском Севере еще в прошлом веке праздничной и свадебной одеждой считались рубахи- долгорукавки, рукава которых доходили до двух метров и имели прорези – «окошки» для рук.     Длинным рукавам приписывался в старину колдовская сила. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но оберегала, защищала женщину.     Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи – «сенокосицы» (в которой косили).     Считалось, чем богаче украшенная рубаха, тем счастливее будет ее владелица, и это непременно скажется на ее потомстве. Рубаха была до пят, прикасаясь к земле и травам изукрашенным подолом, женщина надеялась, что передает земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, и сама получает жизненные силы. Вышивкой занимались повсюду, традиция вышивания сохраняется и сегодня!  
    Автор: Н.В. Клёсова
    28.06.2021
    19 фото
  • 11 фото
    В России День пионерии отмечается 19 мая. В 2021 году пионерская организация справляет 99 годовщину.
    19 мая 1922 года 2-я всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. В честь этого события 19 мая отмечался в СССР как День рождения пионерии.

    День пионерии — День рождения Всесоюзной пионерской организации  
    После Октябрьской революции 1917 года во многих городах Советской России стали возникать детские организации, группы и объединения. Коммунистическая партия поручила комсомолу создать единую детскую коммунистическую организацию.
    19 мая 1922 года Вторая Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов. В октябре того же года 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды, организованные в разных городах страны, в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака».
    В 1924 году ей было присвоено имя В.И.Ленина. А после 7-го съезда комсомола в 1926 году, на котором было принято постановление о переименовании РКСМ в ВЛКСМ, пионерская организация стала именоваться «Всесоюзная пионерская организация имени В.И.Ленина».
    Первые пионерские отряды работали при комсомольских ячейках заводов, фабрик, учреждений, участвовали в субботниках, помогали в борьбе с детской беспризорностью, в ликвидации неграмотности. Весной следующего года был выпущен первый номер газеты «Пионерская правда», которая вскоре стала Всесоюзной. Разработано единое Положение о символах, атрибутах и лозунгах.
    Дети-пионеры отмечают День пионерской организации не только в России, но и во всех остальных странах постсоветского пространства. В юбилейные даты в Москву стягиваются ребята из многих стран.
    В начале 1930-х годов объединения пионеров стали создаваться в школах. Всесоюзная пионерская организация строилась по так называемому школьному принципу: класс – отряд, школа – пионерская дружина. В пионерских коллективах развернулась военно-оборонная работа, создавались кружки юных стрелков, санитаров, связистов, проводились военно-спортивные игры.
    В годы Великой Отечественной войны организовалось массовое тимуровское движение. Пионеры помогали семьям фронтовиков, собирали лекарственные травы, металлолом, средства на танковые колонны, дежурили в госпиталях, помогали ухаживать за ранеными бойцами, работали на уборке урожая, собирали средства в фонд обороны, работали на предприятиях и на колхозных полях.
    Многие подростки-пионеры сражались с врагом на фронте и в партизанских отрядах. Только медалями "За оборону Москвы" были награждены более 20 тысяч юных ленинцев. Пионеры отдавали свои жизни в борьбе с захватчиками.
    День создания Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина, 19 мая, официально отмечался в СССР как праздник пионерского движения — День пионерии, который являлся в СССР одним из главных праздников советских школьников.
    К 1970 году Всесоюзная пионерская организация объединяла 23 миллиона пионеров в более чем 118 тысячах пионерских дружин. Организация имела свои периодические издания: журналы "Пионер" (с 1924 года), "Вожатый" (1924–1990), газету "Пионерская правда" (с 1925 года). Ей принадлежали дома и дворцы пионеров, летние пионерские лагеря, в том числе всесоюзные "Артек", образованный в 1925 году в Гурзуфе, "Океан" во Владивостоке (1983) и всероссийский лагерь "Орленок" в Туапсе (1960). Организация была награждена двумя орденами Ленина (1962, 1972).
    В 1990 году на Х всесоюзном слете в "Артеке" Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина была преобразована в Союз пионерских организаций (Федерацию детских организаций) СССР. В 1991 году пионерская организация, как и ВЛКСМ, закончила свое существование. Сперва предпринимались попытки ее реформирования, но в прежнем масштабе создать детскую и юношескую организацию не удалось. Появилось множество других общественных организаций – преемников пионерской, образованных с участием детей и в их интересах.
    Новый Союз пионерских организаций появился в 1992 году как негосударственная общественная организация, независимая от политических партий и движений.
    День пионерии в настоящее время неофициально отмечается некоторыми детскими организациями и компаниями, занятыми в сфере организации детского досуга. Ряд мероприятий для пионеров по всей стране проводятся также силами Коммунистической партии Российской Федерации.
    Во Всесоюзной пионерской организации имени В.И. Ленина действовало единое Положение о символах, атрибутах и ритуалах. Символами организации были пионерское знамя, отрядный флаг, пионерский галстук и значок, горн, барабан, ритуалами ‑ пионерский строй, салют, почести государственному флагу СССР, государственному флагу союзной республики и др.
    Красный галстук. Он представлял собой частицу революционного Красного знамени. Беречь честь своего пионерского галстука означало свято хранить честь Красного знамени. Три конца пионерского галстука означали разные поколения: пионеры, комсомольцы и коммунисты.
    Пионерский значок. Представлял собой изображение пятиконечной красной звезды (символ единства, трудящихся пяти континентов) с профилем В.И. Ленина в центре звезды (знак принадлежности ко Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина и верности пионера ленинским заветам), выше верхних лучей звезды пионерский костер с тремя языками пламени (символ единства поколений коммунистов — комсомольцев — пионеров), нижние лучи звезды перевиты лентой со словами «Всегда готов!» (символ готовности пионера к борьбе за дело Коммунистической партии).
    Пионерский гимн:
    Взвейтесь кострами, синие ночи!
    Мы пионеры - дети рабочих.
    Близится эра светлых годов.
    Клич пионера: "Всегда будь готов!"
    Радостным шагом с песней веселой
    Мы выступаем за комсомолом.
    Близится эра светлых годов.
    Клич пионера: "Всегда будь готов!"
    Грянем мы дружно песнь удалую
    За пионеров семью мировую,
    Будем примером борьбы и трудов.
    Клич пионера: "Всегда будь готов!"
    Мы поднимаем алое знамя.
    Дети рабочих, смело за нами!
    Близится эра светлых годов.
    Клич пионера: "Всегда будь готов!"
    В организации был принят целый свод правил, придерживаться которых считал своим долгом каждый пионер, воспитательная работа в недрах организации проводилась на высоком уровне и ребятам прививали самые положительные черты характера.
    Красный галстук и пилотка, а на ней блестит значок,
    И в рядах ребят достойных, каждый вынес свой урок.
    Поколение златое, с честью имя пронесли!
    Не исчезли пионеры, а в историю ушли!
    Во времена существования Советского Союза День пионерии был одним из наиболее значимых детских праздников. С распадом СССР принято решение не отказываться от традиций, утвердившихся многими поколениями. Сегодня праздник именуется как День детских общественных объединений. Отмечается детьми, вожатыми и педагогами, работающими в данной сфере.
    Мы отмечаем праздник юности, патриотизма и любви к Родине ‒ День пионерии. Хочу поздравить не только сегодняшних участников этой славной организации, но и всех прошедших через неё в детстве. Пусть этот обычай не уходит в небытие, а будет возрождаться повсеместно, ведь нет ничего лучше, чем проверенный опыт воспитания молодёжи. Не зря один из девизов школьников: «Пионер – для всех пример».
                                                                                  Яценко Л.Ф., хранитель АВИМ, май 2021 г.
                      
    Больше фотографий смотрите по ссылке
    21.05.2021
    11 фото
  • 17 фото
           Дамская сумочка – не просто аксессуар, а один из самых необходимых и важных предметов для женщины, который вмещает целый мир. Изящные и элегантные, фантазийные и удобные, дорогие и не очень, сумочки отражают характер, пристрастия и настроение ее обладательницы. История создания сумки теряется в глубокой древности.  
           Необходимость приспособления для переноски вещей стала очевидна еще в доисторические времена. Первыми сумками, видимо, были узлы из шкур первобытного периода. Позднее появились текстильные сумки, предназначенные для переноски небольших предметов. Они были известны уже в древнем Египте. Античность и Cредневековье сделали поясные сумочки модным аксессуаром. С изобретением кармана в XVII веке мужчины постепенно отказались от кошелька-сумочки, женщины же расстаться с сумочкой не смогли. Дамские сумочки к началу XX столетия поражали многообразием материалов и форм.
            На протяжении многих столетий всевозможные узелки, мешки, сумки, чемоданы, портфели и рюкзаки сопровождают человека, обеспечивая ему возможность носить с собой необходимые предметы. Сумка давно стала неотъемлемым элементом повседневности, именно поэтому мы не привыкли размышлять о ней как о чем-то большем, чем просто о вещи.  
    История хранит в себе много тайн, женский гардероб в этом случае не является исключением. О происхождении одного из аксессуаров женской одежды я Вам хочу рассказать.
            История возникновения сумок насчитывает около шести тысячелетий. Что неудивительно, поскольку во все времена людям нужно было в чем-то хранить и переносить деньги и различные мелочи. Сумкой начали пользоваться еще на заре цивилизации. Кочевники отправлялись в путь, в поисках приемлемых мест для проживания, упаковывали свои вещи в узлы и мешки. Появление сумки сопряжено с одним спорным моментом.... В некоторых исторических справках говорится, что именно карман, появившийся на камзоле Людовика XIV, – главнейший праотец современной сумки. История женских сумок началась с ... мужского кармана. В нашем понимании как неотъемлемая часть одежды он вошел в моду только в XVII в. Изначально женщины не были обременены необходимостью носить при себе деньги и мелочь. Но времена меняются…
            С распространением в конце XVIII и начале XIX века облегающих платьев («ампирная мода») мест для карманов не осталось, и в моду вошли сумочки в виде корзиночки или мешочка, — они получили название «ретикюль». Сумочки веками прятались в складках женского платья, и только двести лет назад вышли на свет.
          Историки утверждают, что история женских сумок началась с кармана-мешочка, который являлся отдельным аксессуаром и крепился к поясу мужской и женской одежды. Их использовали, чтобы хранить и переносить деньги и другую мелочь. В 1790-x годах, в связи с изменением моды, свободные женские юбки изменили форму - стали узкими, приталенными, в них не было места карманам. В начале XIX века появилась женская сумочка  на длинном шёлковом шнурке, украшенная вышивкой, бисером, стразами и другими элементами декора, напоминающая по форме кисет. Создана была на основе мешочка с рукоделием, где хранились дамские принадлежности и мелкие предметы. Надевалась такая сумочка на руку, называлась – ридикю́ль. Считается, что название сумочки произошло от французского слова «riticule», что означает «смешной». Но она совсем не смешная, а очень изящная и по сей день не выходит из моды. Вначале ридикюли были сетчатыми, затем пришел шелк и бархат. Каждая сумочка была произведением искусства и предметом гордости обладательницы, это женственный и очень компактный аксессуар. Мягкая сумочка на цепочке отлично дополнит любой вечерний наряд.
         Спрос на ридикюль вырос. Но одновременно с массовостью спроса появились новые, более демократичные требования к крохотному ридикюлю. Сумочка ридикюль в наши дни - это ни что иное как клатч. Да-да, тот самый клатч, который так любят наши девушки. И их сходство с сумками клатч отчетливо видно на фотографиях любого времени. Изначально клатч задумывался как кошелек. Функционально и эстетически сумки и сумочки прошли период разделения труда: сумки для работы и моциона, коктейльные и вечерние сумочки, сумка для путешествий, рюкзак, мягкий чемодан.
         Ридикюль был на пике популярности вплоть до XIX-го века. К концу XIX века в изготовлении ридикюлей стали использоваться папье-маше и металлические детали. В настоящий момент ридикюли, наряду с клатчами, принято носить с вечерними нарядами. К сожалению, больше по вместительности они не стали, но тем не менее сохранили свой кокетливый вид.
        В начале XX-го века в моду входят простые, прочные, объёмные сумки из кожи, ткани: клатч, ридикюль, шоппер, сумка-минодьер, кисет, барсетка, куполообразная или треугольная сумочка, рюкзак, чемодан… десятки форм и разновидностей, тысячи расцветок, фактур и типов фурнитуры. Нынешнее время балует нас разнообразием.
    Итак: 1. Маленькая женская сумочка ридикюль, появилась в XVII веке, а большие дорожные и хозяйственные сумки — только в конце XIX века. 2. XX век подарил людям разнообразные сумки.
    Сумка – это не только очень удобная и функциональная вещь, но и стильный и модный аксессуар, который может дополнить ваш образ или стать той изюминкой, которая будет приковывать к себе восторженные взгляды.  
    В новом году выбор модных сумок огромен: и экстравагантные модницы, и поклонницы более сдержанного стиля обязательно найдут себе что-нибудь по душе. Помните, что дизайнеры уже давно не настаивают на том, чтобы сумка совпадала по цвету с обувью. Более того, вам даже не нужно подбирать ее по цвету, гармонирующему с одеждой. Главное – сумка должна идеально сочетаться по стилю с выбранным образом. В моде даже контрастные сочетания одежды, сумок и обуви, так что не бойтесь экспериментировать и долой стереотипы!

    РИДИКЮЛЬ м. франц. устарелое: ручной женский мешочек. ... Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.
    Происхождение слова ридикюль. ридикю́ль м. «сумочка с рукоделием» (Гоголь), «сумочка ... РИДИКЮЛЬ. Заимств. в XIX в. из франц. яз., где ridicule < лат. reticulum «сеточка», суф. уменьшит.-ласкат. производного от rete «сеть».
    /Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера/ ридикюль ридикю́ль м. "сумочка с рукоделием" (Гоголь), "сумочка (дамская)"
    ридикюль — сумочка, сумка Словарь русских синонимов. ридикюль см. сумка Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011
    ридикюль. - ручная женская сумочка. Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. ридикюль. м. устар. Ручная дамская сумочка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. ридикюль. , -я, м. (устар.).
    Ручная дамская сумочка. Значение слова Ридикюль в словаре Фасмера Макса. ридикю́ль м. "сумочка с рукоделием" (Гоголь), "сумочка (дамская)", народн. радику́л, донск. (Миртов). Из франц. ridicule – то же от лат. Rēticulum.
    РИДИКЮЛЬ - -я, м. Устар. Женская ручная сумка.
          
                                                                                                              

           Один из самых интересных экспонатов нашего музея – сундук-чемодан Кореневой Варвары Федоровны. Ранее этот  походный чемодан принадлежал богатой казачке Елене Мухиной, совершившей путешествие по странам Европы в XIX-XX в. Большой, обитый металлическими стяжками, с тремя металлическими замками… Переносить его с места на место могли минимум два человека. Такие сундуки служили не только для перевозки багажа, но и использовались для хранения одежды или продуктов, были частью интерьера и даже порой заменяли кровать.

             Плетеные из ивового прута, с металлическими замками, чемоданы начала ХХ века. Ими пользовались крестьяне, рабочие. В таких чемоданах носили одежду, продукты, инструменты.
        
    Фанерные чемоданы 30-х годов выглядят уже элегантней. Видно, как подолгу они служили своим хозяевам: появившиеся трещинки закрашены краской, ручка перетянута тканью. Есть кожаный «кофр» - большой мягкий чемодан с раздвижными боками. А вот и дорогая сердцу каждого советского гражданина авоська! Легкая, прочная, не занимающая места. Откровенная до невозможности - все, что купишь, на виду. Носили в ней продукты попроще.                                                              
            В советское время в нашей стране каждая новая коллекция модной одежды сопровождалось и созданием новых аксессуаров, модельеры разрабатывали новые формы дамских сумок.
             Хочется увидеть и дамские сумки. Одна из них - миниатюрная, больше похожая на кошелек, сумочка 1900 годов, принадлежала семье аксайских казаков Сочинских. Видимо, женщины в те времена не брали с собой ничего кроме носового платка.

    Мягкая театральная сумочка на длинной ручке, с металлическими планочками, выполняющими роль застёжки и поддерживающих форму изделия, принадлежала Кореневой Варваре Федоровне.  
    Ридикюли, родом из 30-х годов, напоминают современные клатчи - эти предметы принадлежали семьям Гладченко, Мезенцевых, Запорожцевых, Свинарёвых, Волощук, Арчибасовых, Панченко, Должиковых, Шмаковых.
      
      
      
    А с такими портфелями, как у нас, ходили в прошлом столетии в школу дети. Есть у нас и сумочки женские, есть деловые папки, кошельки, шитые вручную и вышитые «крестом», кисеты.
      
        
        
          О сумочках, о том, что в них носили, о капризах моды – об этом можно размышлять долго, а можно просто пользоваться в жизни – идя на работу, на рынок, в театр, на выставку и в кино. В экспонатах размышления о сумке, как атрибуте ежедневных занятий, путешествий, профессиональной принадлежности, торговли, потребления и создания внешнего образа, перетекают в нечто большее. Сумка представляется вместилищем «ментального багажа» (памяти, эмоций, духовного опыта) и самостоятельного художественного объекта, нагруженного самыми разными смыслами.

    Сумки в ОФ, НВФ:
    Недугова Н.А.   КП 15556
    Мезенцева Ирина Васильевна         КП 14621,14955,  
                                                                НВ 2089,2087,2574,2575,2300,2299
    Шмакова Лидия Фёдоровна              КП 14627, 14628
    Бутримова Линна Леонтьевна          КП 14391
    Цымлянская Татьяна Евгеньевна    КП 13749
    Волощук /Людмила Васильевна       КП 17733,17734
    Должикова Галина Владимировна   КП 18073,
                                                                 НВ 3461,3462
    Запорожцевых                                    КП 16494
    Свинарёвых                                        КП 16927
    Гладченко Татьяна Алексеевна        КП 14904
    Фомичёвых                                          КП 1053  
    Кореневой Варвары Фёдоровны       КП 14614, 8461

    Дерево в ОФ:
    Мухиных-Кореневых                       КП 3552
    Песлегин Моисей Матвеевич         КП 3739
    Шмакова Л.Г.                                   КП 7412
    Бытовали на Дону                           КП 10165,10232,14577,14584
    Базакий П.В.                                    КП 16598
    Буханов Н.В.                                    КП 16765
    Запорожцевы                                   КП 17735
                                                                                        Яценко Л.Ф. 2018 г



      
      
      
      


    31.01.2019
    17 фото
  • 4 фото
            ЭКСПОНАТЫ РАССКАЗЫВАЮТ…
            

        В фондах Аксайского военно-исторического музея собраны предметы, касающиеся жизни и деятельности Владимира Дмитриевича Гладченко, бывшего директора, руководившего практически тридцать лет. Предметов немного, они включены в разные коллекции, но достаточно полно «рассказывают» о непростой судьбе человека.
        Как известно, Владимир Дмитриевич всерьез увлекся и «заболел» историей не сразу. Все это к нему придет, но значительно позже. В 60-е годы Гладченко был учеником столяра, а затем столяр 2-го разряда на Аксайской мебельной фабрике, затем грузчик Аксайского консервного завода, служил в рядах Советской Армии, учился в городском профессионально-техническом училище № 10. В 70-е годы был помощником начальника 2-го отделения Аксайского районного отделения общества охраны памятников истории и культуры. С 1975-1978 годы – военный руководитель и заведующий музеем в Аксайской средней школе № 1. С 1992-2002 годы – директор музея истории города Аксая. В 2002 году музей получил название «Аксайский военно-исторический музей».
        Владимир Дмитриевич по зову сердца поступил и закончил исторический факультет Ростовского Государственного Университета. В коллекции «Документы» есть его курсовые работы, тетради по семинарам, рецензии преподавателей.
        Гладченко всегда мечтал о достойном музее в городе. Путь до областного учреждения культуры был нелегким. Шаг за шагом Владимир Дмитриевич доказывал о необходимости создания городского музея, где работа велась бы по нескольким направлениям. История станицы Аксайской и города Аксая поистине уникальна и интересна. Ведь хранить и показывать было много чего для будущих поколений. А в городе сохранилось много архитектурных памятников XVIII и  XIX века.
        Владимир Дмитриевич понимал, что работа в музее должна вестись по нескольким направлениям. Необходимо было не только собирать и хранить предметы, но активно их изучать и популяризировать.
        Гладченко был поистине энтузиастом своего дела. Этого скромного человека частенько можно было видеть едущим на велосипеде или шагающим по городу с сумкой на плече. А в сумке непременно находились блокнот и ручка. А вдруг нужно записать очередную захватывающую легенду или рассказ об интересном экспонате!
        Владимир Дмитриевич часто стучал в закрытые двери, просил помощи, доказывал, спорил. Многие откликались и шли навстречу. Гладченко был прекрасным хозяйственником, не гнушался грязной работы. Вместе с сотрудниками он белил, красил, цементировал. В коллекции «Фотографии» много снимков, на которых Владимир Дмитриевич вместе с коллегами «реставрирует» так называемые подземелья крепости в Берданосовке или участвует в субботниках, приводит в порядок территорию музея.
        Владимир Дмитриевич очень много работал в архивах. Он собирался написать книгу об Аксае, но, к, сожалению, так и не успел. Сохранилось много выписок, написанных красивым, аккуратным почерком. После смерти Владимира Дмитриевича его друзья, соратники Донского Пушкинского общества подготовили и выпустили книгу с историко-краеведческими очерками Гладченко «Дороги серебряной подковы Дона», в которой рассказывается о путях сообщения Аксайского района, об истории их создания. Она вошла в коллекцию «Книги, газеты, журналы» как и ранее еще одна книга Владимира Дмитриевича – «Мидель Аксайских судов».
        Владимир Дмитриевич жил музеем и всегда искал в работе что-то новое и интересное. У него были налажены прекрасные связи с общественностью. Будучи заведующим, музея в Аксайской средней школе № 1, он организовывал интересные встречи для ребят с ветеранами Великой Отечественной войны, вел с ними активную переписку, пополнял фонды экспонатами. Кроме этого Гладченко руководил клубом интернациональной дружбы. Он вел переписку с коллегами из Болгарии, делясь знаниями и опытом работы. В коллекциях музея есть фотографии, письма, пригласительные наиболее полно отражающие работу в этом направлении.
        Владимир Дмитриевич очень тесно сотрудничал с редакцией газеты «Победа». На ее страницах было напечатано много статей об интересных людях,  о городе, об экспонатах. Гладченко был желанным гостем «Победы», в коллекции музея находятся пригласительные, адресованные именно ему.
        У Владимира Дмитриевича всегда было много идей и задумок. Одна из таких смелых идей – это проведение Пушкинских праздников поэзии на территории музейного комплекса «Почтовая станция». В коллекции «Документы» даже есть «Устав Пушкинского общества».  Эти праздники стали традиционными, собирают, и по сей день любителей поэзии, коллекционеров экслибрисов и старинных книг.  В коллекции «Фотографии» есть несколько снимков конца 90-х – начало 2000-х годов, на которых изображены почетные гости праздника: друг музея, библиофил Леонид Федорович Тартынский, художники, поэты, хореографические и вокальные коллективы.
        Предметы, которые входят в различные коллекции музея «рассказывают» нам о жизнедеятельности Владимира Дмитриевича Гладченко, который посвятил свою жизнь музейному делу.




                                Старший научный сотрудник Аксайского военно-исторического музея Волощук Л. В.    
    07.12.2018
    4 фото
  • 29 фото
    Коллекция "Ткани, кожа, быт" Аксайского военно-исторического музея состоит из большого количества предметов из ткани, украшенных различными узорами.
    В нашем музее хранятся образцы изделий народного творчества наших мастериц – полотенца, рубахи, салфетки, платки – целое «приданое». Вряд ли Вам приходилось видеть такое. Разве только в музеях.
        Обратите внимание, на самом почетном месте  - полотенца. Украшению их в русских селах всегда придавали особое значение. Узоры эти и сегодня поражают нас своей красотой. Чаще всего они жарко-красные, со строгим рельефным рисунком, раскинувшимся по светлому льну. Сколько вкуса, умения, труда! Что значили «украсы» полотенец для наших далеких предков?        Всё это современному человеку невдомёк, суть древнего искусства остаётся тайной. Начнём с того, что украшали полотенца так щедро не случайно. В старину оно было одной из самых важных в жизни вещей и сопровождало человека от рождения до смерти, отмечая главные моменты его судьбы. Особым полотенцем отирали новорожденного. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцем, символизировавшим брачные узы. Умирал человек – полотенцем накрывали его гроб.
           Вещь эту так ценили, что нередко расплачивались ею за работу или покупку. А уезжал крестьянин на чужбину или забирали его в солдаты – дарили в дорогу «полотенышко». Как самое лучшее напутствие. Так же и в будни были они рядом. Одни – «рукотеры» со скромным узором – висели у рукомойника. Вымоешь лицо – подадут тебе «утиральник». Самыми же нарядными рушниками украшали избу. Вешали в «красный» угол на образа, позже на рамы с фотографиями, на зеркала, на окна и просто вдоль стен на крючки.
          Делали это не просто так для красоты: по старинному поверью узоры эти несли в себе силу добра и оберегали от всякого зла. Существовал даже особый обряд их «чтения». Среди привычных мотивов народного ткачества особенно часто встречаются кресты и ромбы – бесконечные разновидности их обязательны для любого тканого орнамента. Что они могли означать? Прищурьте глаза и взгляните на солнце. Вы увидите расходящиеся от него в виде креста четыре луча. «На все четыре сторонушки светит ясное, Велика наша земля, а везде солнышко» - так говорили в народе.
         О загадочных в то время небесных явлениях, когда солнце видится большим крестом, окруженным радужными лучами, не раз сообщали летописи. Прямой равноконечный крест и был в народной символике образом солнца. Ромб почитался символом плодородия и часто совмещался со вписанным в него солнечным знаком. Если добавить, что ромб называли в народе «кругом», легко можно заметить сходство между таким узором и отмеченным в летописи небесным явлением. Мы в очередной раз употребили слово «узор». Полистав словари, мы узнаем, что в славянских языках оно имеет один корень со словами «заря», зарево», «зарница». Оказывается само понятие вышитого и тканого орнамента «узорочья», тоже связано с небесным огнем. Из того же круга  и старое название самодельного ткацкого станка – «кросна», находящееся в кровном родстве с древнерусским словом «крес» - пламя, огонь. «Кресинами» именовали небесный свет во время летнего солнцестояния, а сам июнь – «кресником». По народной легенде царь Солнце в эти дни пирует в своих чертогах, и пущенные им лучи-стрелы играют в воздухе.
           Все пространство стана, где создается тканый узор, насыщено солнечными знаками. Изображение солнышка и его лучей встречается во всех основных рисунках рушника. Горизонтальная основа, на которой они крепятся, называется «поднебником»! Фон на тканях мастерицы называли «землёй» - льняной холст олицетворял Мать Сыру землю. Не случайно она белая, на бликующей серебром «земле» рдеет тканый орнамент. Если сама холстина имеет прямое переплетение нитей, то  узор словно покрывает её косой сеткой, создает впечатление движения. Перед нами зримый образ огня, сходящего на серебристую равнину земли и её преображающего. Это наиболее общий и самый главный образ узорного ткачества. Древняя славянская легенда рассказывает, что все на свете начало жить после того, как в земле загорелся огонь. Не о том же ли говорят украсы?  
        Окончательно вы убедитесь в этом, если узнаете, когда именно мастерицы изготовляли полотенца. Оказывается, для этого было строго определенное время. За работу ткачихи садились лишь весной, но до начала полевых работ. Ткачество их чем-то напоминало заклинание. Создавая свои огненные узоры, крестьянки как бы просили солнышко светить все сильнее и жарче и скорее прогнать с земли стужу и мрак, чтобы она зародила на радость людям богатые плоды. По древним народным представлениям мир состоит из четырех стихий: «Царицы-Водицы», «Царя-Огня», «Матери Сырой земли» и «Воздуха-Господина». Почему «Мать Сыра земля»? Для русского крестьянина земля словно живое существо. Засыпает на зиму и просыпается от горячих лучей вешнего солнца. Пьет воду и родит урожай. Нежно, по-матерински заботится о людях: кормит, поит, одевает, охраняет от бед.  
         Огонь и воздух, без которого он не может жить, составляет другую группу стихий.  В старину верили, что огонь предохраняет от недугов, очищает от болезней. Поэтому и прыгали через него, окуривали над ним одежды.
          В узорах русского народного ткачества перед нами предстает поистине космический образ. Земля, воскресшая от долгого зимнего сна и оплодотворенная небесным огнем, получившая силу давать урожай и кормить человека, зверей, птиц – все, что живет под солнцем. И само Солнце, дарующее всему живому на земле свой преображающий свет и свое животворное тепло…  
          Вот какие тайны хранят узоры старинных рушников, накидок, платков. А казалось, просто красиво. Рушники с такими узорами нам передали Костюкова Ольга Ивановна, Мезенцева Ирина Васильевна; Панченко Ирина Викторовна передала предметы из хутора Александровка, Аксайского района. Два рушника начала ХХ века передала Пузанова Мария Фёдоровна, их выполнили её бабушка Марфа Трофимовна и мама Мария Антоновна. Накидку на подушки подарили нам от семьи Усиковых. Рубаху женскую под сарафан нам передали из семьи Свиридовых, рубашку передали из семьи Шаповаловой.
            Мы благодарны этим людям за то, что они сумели сохранить эти предметы как память о своих близких, как наглядное пособие для наших детей и внуков. Ждем и от Вас, уважаемые жители города и района, таких же подарков для нашего музея.

                                                                                       Хранитель музейных предметов
                                                                                       Аксайского военно-исторического музея
                                                                                       Яценко Лариса Федоровна.
                                                                                       29.08.2017 г
            


          



    08.09.2017
    29 фото