Коллекции » Книги, газеты, журналы

Книги, газеты, журналы

Общий объем коллекции «Книги, газеты, журналы» - 3749 ед. хранения
в том числе - редкого фонда – 523ед.
Хронологические рамки редкого фонда: 1644 – 1937 (включительно)
Старопечатные книги (до 1830 г.) – 5 ед.
- из них кирилловской печати – 4 книги
- гражданской печати – 1 книга
Основной массив редкого фонда – многотиражные издания художественной литературы советского периода, в том числе  собрания сочинений Пушкина (к юбилею 1937 г.).

Из дореволюционных изданий в фондах музея хранится книг: художественной литературы (52 ед.) и  церковной (условно церковной, т.к. часть этих книг не относятся  к церковно-служебным книгам(57 ед.),  литературы конца ХIХ – нач. ХХ вв., популярные журналы  («Нива», «Родина», «Огонек» и др. – 26 ед.), газеты начала ХХ века, несколько учебников для гимназий и разрозненные тома энциклопедий.
Одни из самых интересных предметов в нашем фонде - это, конечно, старые книги. Учитывая то, что в России, вплоть до 1783 г. (в этом году был издан указ «О вольных типографиях» императрицей Екатериной II, разрешавший частным лицам заниматься издательской деятельностью) существовала абсолютная монополия государства на книгопечатную деятельность. Естественно, у старообрядцев не было возможности издавать литературу, отвечавшую их запросам, многие старые богослужебные книги либо переписывались от руки (увы, в наших фондах их нет), либо перепечатывались (по заказу) на территории Речи Посполитой (В Гродно, Супрасле, Почаеве).
Эти книги отличались определенным стилем оформления (папка Оформление) Заставки и концовки были выполнены в неовизантийском стиле (на заставках растительный орнамент - белое на черном) или в стиле барокко уже наоборот - черным по белому (кп 3316)
большую ценность имеют владельческие надписи, особенно если они достаточно продолжительны по времени и в какой-то степени информативны
Но начать разбор владельческих записей мне хотелось бы с единственной старопечатной книги гражданского шрифта, имеющейся в нашем фонде.  Кстати, когда-то эта книга была в университетской библиотеке (правда, название сего учебного заведения написано неразборчиво)
На разворотах переднего и заднего форзацев, а так же на первых страницах книги, напечатанной в 1761 году в Санкт-Петербурге Цицерон "Три книги о должностях..." имеются разновременные владельческие записи представителей одного семейства. По времени они весьма продолжительны и так же интересны по содержанию. (ПАПКА " ЦИЦЕРОН)
1   Из книг войскового Старшины Максима Журавля, принадлежит сыну его Луке Журавлю. Далее написанное зачеркнуто "и правнуку его Григорию Журавлю" и исправлено "правнуку Григорию Журавелю".
2  другим почерком надпись "Бракосочетание  наше было 1837го (года) февраля 7 день. Милый мой муж Лука Максимович жил на свете со мною 10 год и 7 месяцей, умер 1847 года 20 августа от роду было ему 39 годов "
еще одним почерком "Сын Григорий родился 24 сентября ... 1866"
Интересна здесь уже трансформация фамилии Журавль в Журавель и запись о том, что данная книга (возможно) была в библиотеке университета (3), правда, эта надпись зачеркнута.
Ещё один книжный памятник - ПРОЛОГ 1644 ГОДА, МОСКВА (КП 14304) (папка 3)
самая старая книга в нашем фонде, с владельческой записью о продаже книги от 28 января 1653 года.!!! (2,4) и с владельческими записями 1750-х годов. Несколько последних листов с пасхалиями доклеены листами с записями 18-го века. Владельческая реставрация произведена была где-то в середине 18-го века и книга весьма неплохо сохранилась для своих лет (веков).
это второе издание Пролога, первое было в 1643 году и пользовалось настолько огромным спросом, что уже через 1 год - для того времени почти молниеносно -  выпустили новое издание, несколько переработанное: дополнили рассказами о деяниях святых людей русской земли, немного сократили за счет малоизвестных иноземных  святых. Но в целом, второе издание по объему получилось даже больше, чем предыдущее.
МОЛИТВЕННИК КП 3316,  начала  18 века (папка 4), который прошел реставрацию, интересен голубоватой бумагой, на которой напечатан почти весь книжный блок и более поздними вставками-конволютами из белой тряпичной бумаги.
Зато гораздо более "юный" ПРОЛОГ 1787 года  (папка 5) среди книжных памятников нашего фонда  гораздо более интересен.  Во-первых, на разворотах досок и в теле книги есть владельческие полистовые надписи, сделанные двумя почерками: "Сия книга пролог принадлежит Лазарю Яковлевичу Аникееву // с  1878 г месяца января 20" .  В выходных данных указано, что книга сия перепечатана с пролога 1643 года, т. е. с первого дониконовского издания. Очень интересна и то, что эта книга была напечатана уже в частной типографии - в выходных данных указано:"В собственной, в клинцовском посаде типографии типографии содержателей, оного посада купцов, Дмитрия Рукавишникова, и Иакова Железникова... ".

Альбомы
  • 16 фото
    13 ЯНВАРЯ - ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ ПЕЧАТИ

    Кто владеет информацией – тот владеет миром
    (Майер Амшель Ротшильд)
    Сегодня, 13 января – День российской печати. Это профессиональный праздник всех работников средств массовой информации, чья деятельность, так или иначе, связана с печатью.
    Впервые этот праздник был установлен еще в СССР. День советской печати отмечался 5 мая в ознаменование выхода в 1912 году первого номера газеты "Правда", которая в советское время была основным ежедневным источником информации и наиболее влиятельным печатным органом, официальным рупором курса партии и самой распространенной газетой в СССР.(1)
    После распада Советского Союза и самоликвидации КПСС как единственной политической партии, в декабре 1991 года было решено перенести День печати с 5 мая на 13 января, приурочив его к выходу в Москве в этот день первой российской печатной газеты "Ведомости". (2)
    2 января (по старому стилю) 1703 года в Москве из-под печатного станка вышел один из первых номеров российской газеты «Ведомости». Среди многих нововведений Петра I это осталось одним из самых долговечных. Газетное дело с того времени в России не умирало, поэтому 13 января (по новому стилю) сегодня принято считать датой возникновения отечественной журналистики.
    До 1710 года "Ведомости" печатались церковно-славянским шрифтом, позднее он был заменен гражданским. Печаталась она нерегулярно, газета сообщала об успехах русской армии, развитии флота, расширении торговли, о вновь открытых месторождениях руд и постройке заводов, в ней так же печатались московские новости – сколько человек народилось и какого полу, сколько человек учится математике и какие цены на рынке. Печаталась также информация из иностранных газет. Первые номера "Ведомостей" Петр I зачастую редактировал сам, а впоследствии был одним из ее основных корреспондентов.
    К началу ХХ века в России выходило уже 916 газет и 1351 журнал.
    На Дону первая местная газета была напечатана в 1839 году, в соответствии с государственным распоряжением от 1837 года, которое предписывало каждой губернии выпускать свои ведомости. И вот в 1839 году, в Новочеркасске под строгим контролем войскового правления стали выходить «Донские войсковые ведомости» (позднее газета стала называться «Донские областные ведомости»). Средства на них выделяла войсковая казна. Уже к 1841 году эта газета стала еженедельной. (3,4,5).
    В 1891 г. в Ростове-на-Дону появилась газета "Приазовский край", очень быстро выдвинувшаяся в число ведущих. Впервые читатели стали получать ежедневную газету форматом в большой лист. В начале XX в. "Приазовский край" имел многочисленных подписчиков не только на донской земле, но и на Северном Кавказе, и даже в Москве, Санкт-Петербурге и других российских городах. (6,7,8,9)
    В это время число донских газет и журналов резко возросло. "Азовский вестник", "Вестник донских учителей", "Газета-копейка", "Дитя Дона", "Донец", "Голос казачества", "Голос Дона", "Донская волна", "Донская речь", "Донская церковная старина", "Донские епархиальные ведомости", "Донской маяк"… (10)
    В нашем музее есть небольшое количество газет и журналов дореволюционного периода – как местных, так и центральных издательств (11,12,13,14,15).
    После 1917 года в России насчитывалось 884 газеты и 753 журнала. С каждым десятилетием количество печатных изданий увеличивалось: в 1940 году выходило 1822 журнала и 8806 газет, в 1989 году - 5295 журналов и 8532 газеты. Сейчас газеты и журналы выпускаются не только в печатном виде, но и многие из них нашли свою нишу и своего читателя в интернете, поэтому, хотя официально он называется Днем российской печати, празднуют его не только журналисты печатных изданий, но и теле-, радиокомпаний, а также сетевые СМИ.

    Жив ты или помер -
    Главное, чтоб в номер
    Материал успел ты передать.
    И чтоб, между прочим,
    Был фитиль всем прочим,
    А на остальное - наплевать!
    К. Симонов. Корреспондентская застольная.
    (неофициальный гимн советских корреспондентов)
    Автор: Сосова П.В.

    Все фотографии смотрите в альбоме "ДЕНЬ РОССИЙСКОЙ ПЕЧАТИ" https://vk.com/album-20277326_278451630
    #Деньпечати #газета #журнал #ведомости #огонек #перваягазета #Аксайскиймузей
    15.01.2021
    16 фото
  • 2 фото
                        МИР ЧЕХОВА.

        29 января 2020 года Антону Павловичу Чехову исполняется 160 лет со дня рождения. Каждому из нас знакомы его рассказы: «Лошадиная фамилия», «Человек в футляре», «Ионыч», «Крыжовник» еще со школьной скамьи, которые остаются в памяти навсегда. В его произведениях мы чаще всего узнаем себя, близких и родных.
        Творчество Антона Павловича, как большого художника выросло из проблем, поставленных временем. Но у него были свои взгляды, принципы, отличные от русских реалистов XIX века.
        Чехов жил в непростую эпоху безвременья, когда движение истории прерывно, а время будто останавливается. Чеховские произведения нам понятны, близки. Он пишет об одиночестве, о взаимном непонимании близких людей, о быстротечности времени. Для писателя характерен герой, сознающий невозможность, неспособность жить с началами какой бы то ни было среды.
        У героев Пушкина, Лермонтова явное неприятие с породившей их средой, а у Чехова нечто иное.  Даже «лишние люди» всегда имели убеждения. Эпоха безвременья была и благоприятной, т. к. открывала перед художником новые возможности познания природы человека. И тут невольно вспоминается пословица: не было бы счастья, да несчастье помогло. У Чехова всегда герои двух типов: одни страдают от идей, другие от их отсутствия.
        Чехов  совершил нечто большее: поставил вопрос о критериях веры и ответил на него. Человек, знающий смысл жизни, великодушен, терпим к недостаткам окружающих.
        Чеховские герои обычные люди: учителя, студенты, интеллигенты, судьи. В каждом из них есть что-то трагическое и комическое. Чехов не занимался нравоучениями, он просто давал возможность заглянуть в себя. Очень тонко высмеивал человеческие пороки: глупость, раболепие, жадность, которые мешают человеку совершенствоваться  и развиваться как личности.
        Конечно, мы гордимся, что Чехов – наш писатель, такой понятный и близкий. В фондах Аксайского военно-исторического музея собрано небольшое количество книг талантливого художника. Каждый раз, когда рука тянется к очередному томику, мы открываем для себя мир Чехова и мир его героев. Мастер в совершенно новой  и до сих пор непревзойденной манере изображает человеческие отношения, стремится к духовному обновлению и заставляет читателя о многом задуматься и многое переоценить.

            
            Волощук Л. В. ст. научный сотрудник                   Аксайского военно-исторического музея.
    05.02.2020
    2 фото
  • 15 фото
                            КОЛЛЕКЦИЯ  ПУШКИНИАНЫ.


        В фондах Аксайского военно-исторического музея собраны различные предметы, касающиеся жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина. Как известно, поэт проезжал трижды по дороге, ведущей на Кавказ,  и останавливался в станице Аксайской. Эти экспонаты из различных коллекций.
        Особого внимания заслуживают произведения самого поэта и книги биографического, литературоведческого характера. Все они собраны в коллекции «Книги. Газеты. Журналы», причем имеются уникальные, более ранней даты выпуска.
        Большой интерес представляют экслибрисы – книжные знаки. Их авторы – художники, собиратели книг, писатели, которые по-своему увидели и запечатлели поэта. Самые многочисленные экслибрисы Леонида Федоровича Тартынского – собирателя книг, давнего друга музея. На книжных знаках запечатлен сам Пушкин и его близкие.
        Также интересны собрания картин местных художников и художников из других регионов. На некоторых картинах пред нами предстает порой совсем необычный Пушкин. Экслибрисы и картины хранятся в коллекции «Живопись. Графика».
        В коллекции «Керамика. Стекло» собрано множество статуэток, бюстов, медалей. В них переданы застывшие минуты творчества и вдохновения поэта. В эту же коллекцию входит посмертная маска Пушкина.
        Из коллекции «Металл»  очень интересна медаль с профильным изображением Пушкина.
        Очень колоритны и необычны открытки, изображения на которых открывают нам Александра Сергеевича как воспитанника, человека, мужа.
        Все предметы очень самобытные, яркие. Они позволяют в полной мере представить жизнь и творчество гения на все времена.

                Волощук Л. В. ст. н. сотрудник.
    25.04.2019
    15 фото
  • 2 фото
            ЭКСПОНАТЫ РАССКАЗЫВАЮТ…
            

        В фондах Аксайского военно-исторического музея собраны предметы, касающиеся жизни и деятельности Владимира Дмитриевича Гладченко, бывшего директора, руководившего практически тридцать лет. Предметов немного, они включены в разные коллекции, но достаточно полно «рассказывают» о непростой судьбе человека.
        Как известно, Владимир Дмитриевич всерьез увлекся и «заболел» историей не сразу. Все это к нему придет, но значительно позже. В 60-е годы Гладченко был учеником столяра, а затем столяр 2-го разряда на Аксайской мебельной фабрике, затем грузчик Аксайского консервного завода, служил в рядах Советской Армии, учился в городском профессионально-техническом училище № 10. В 70-е годы был помощником начальника 2-го отделения Аксайского районного отделения общества охраны памятников истории и культуры. С 1975-1978 годы – военный руководитель и заведующий музеем в Аксайской средней школе № 1. С 1992-2002 годы – директор музея истории города Аксая. В 2002 году музей получил название «Аксайский военно-исторический музей».
        Владимир Дмитриевич по зову сердца поступил и закончил исторический факультет Ростовского Государственного Университета. В коллекции «Документы» есть его курсовые работы, тетради по семинарам, рецензии преподавателей.
        Гладченко всегда мечтал о достойном музее в городе. Путь до областного учреждения культуры был нелегким. Шаг за шагом Владимир Дмитриевич доказывал о необходимости создания городского музея, где работа велась бы по нескольким направлениям. История станицы Аксайской и города Аксая поистине уникальна и интересна. Ведь хранить и показывать было много чего для будущих поколений. А в городе сохранилось много архитектурных памятников XVIII и  XIX века.
        Владимир Дмитриевич понимал, что работа в музее должна вестись по нескольким направлениям. Необходимо было не только собирать и хранить предметы, но активно их изучать и популяризировать.
        Гладченко был поистине энтузиастом своего дела. Этого скромного человека частенько можно было видеть едущим на велосипеде или шагающим по городу с сумкой на плече. А в сумке непременно находились блокнот и ручка. А вдруг нужно записать очередную захватывающую легенду или рассказ об интересном экспонате!
        Владимир Дмитриевич часто стучал в закрытые двери, просил помощи, доказывал, спорил. Многие откликались и шли навстречу. Гладченко был прекрасным хозяйственником, не гнушался грязной работы. Вместе с сотрудниками он белил, красил, цементировал. В коллекции «Фотографии» много снимков, на которых Владимир Дмитриевич вместе с коллегами «реставрирует» так называемые подземелья крепости в Берданосовке или участвует в субботниках, приводит в порядок территорию музея.
        Владимир Дмитриевич очень много работал в архивах. Он собирался написать книгу об Аксае, но, к, сожалению, так и не успел. Сохранилось много выписок, написанных красивым, аккуратным почерком. После смерти Владимира Дмитриевича его друзья, соратники Донского Пушкинского общества подготовили и выпустили книгу с историко-краеведческими очерками Гладченко «Дороги серебряной подковы Дона», в которой рассказывается о путях сообщения Аксайского района, об истории их создания. Она вошла в коллекцию «Книги, газеты, журналы» как и ранее еще одна книга Владимира Дмитриевича – «Мидель Аксайских судов».
        Владимир Дмитриевич жил музеем и всегда искал в работе что-то новое и интересное. У него были налажены прекрасные связи с общественностью. Будучи заведующим, музея в Аксайской средней школе № 1, он организовывал интересные встречи для ребят с ветеранами Великой Отечественной войны, вел с ними активную переписку, пополнял фонды экспонатами. Кроме этого Гладченко руководил клубом интернациональной дружбы. Он вел переписку с коллегами из Болгарии, делясь знаниями и опытом работы. В коллекциях музея есть фотографии, письма, пригласительные наиболее полно отражающие работу в этом направлении.
        Владимир Дмитриевич очень тесно сотрудничал с редакцией газеты «Победа». На ее страницах было напечатано много статей об интересных людях,  о городе, об экспонатах. Гладченко был желанным гостем «Победы», в коллекции музея находятся пригласительные, адресованные именно ему.
        У Владимира Дмитриевича всегда было много идей и задумок. Одна из таких смелых идей – это проведение Пушкинских праздников поэзии на территории музейного комплекса «Почтовая станция». В коллекции «Документы» даже есть «Устав Пушкинского общества».  Эти праздники стали традиционными, собирают, и по сей день любителей поэзии, коллекционеров экслибрисов и старинных книг.  В коллекции «Фотографии» есть несколько снимков конца 90-х – начало 2000-х годов, на которых изображены почетные гости праздника: друг музея, библиофил Леонид Федорович Тартынский, художники, поэты, хореографические и вокальные коллективы.
        Предметы, которые входят в различные коллекции музея «рассказывают» нам о жизнедеятельности Владимира Дмитриевича Гладченко, который посвятил свою жизнь музейному делу.




                                Старший научный сотрудник Аксайского военно-исторического музея Волощук Л. В.    
    07.12.2018
    2 фото
  • 7 фото
    В Аксайском военно-историческом музее собрана довольно интересная коллекция «Книги. Газеты. Журналы». Среди книг выделяются проза и поэзия. Есть произведения известных авторов – это М. Шолохов, П. Лебеденко, А. Калинин, А. Суичмезов и многие другие.  
        Но хотелось бы акцентировать внимание  на творчестве человека с удивительной судьбой – это Скрипов Александр Николаевич, которого, к сожалению, уже нет в живых. Есть люди, словно планеты. Есть люди, словно звёздочки. Вот Александр Николаевич Скрипов был такой огромной планетой всегда излучающей свет.
        Как известно, на долю писателя выпали серьёзные испытания, которые он с честью выдержал. О себе Александр Николаевич рассказывал: «Я родился 7 декабря 1905 года в слободе Маныч-Балабинка Багаевского района Ростовской области в семье луганского рабочего Скрипова Николая Максимовича, ставшего сельским кузнецом…» После смерти матери воспитывался в семье бабушки и дедушки. Когда началась гражданская война, пришлось Александру оставить учёбу в Мечётинском высшем училище, где он пристрастился к чтению.
        Александр Николаевич Скрипов в 1920 году служил в отряде конной разведки ЧК Новочеркасского округа, участвовал в боях на Дону.
        После окончания гражданской войны, работая учителем в сельской школе, Александр Николаевич увлёкся переводом с древнерусского на современный литературный язык «Слова о полку Игореве». Это был большой риск и ответственность. Литературный перевод Скрипова вышел в 1939 году в альманахе «Литературный Ростов» и был положительно встречен читателями и критиками.
        Когда началась Великая Отечественная война, он отправляется на фронт, участвовал в борьбе за освобождение Ростова, Украины, Вены. Окончил войну в звании лейтенанта. На фронте Скрипов писал много стихов, очерков, которые печатали в газетах. Это важно было для солдат, которые ждали писем, скучали по родным и близким.
        С января 1946 года по 1960 год Александр Николаевич  преподавал историю в нашей Аксайской средней школе № 1. Известно, что Скрипов подходил к своей работе творчески, вёл уроки не по учебникам, а вместе с детворой исследовал таинственные места.  Уроки порой затягивались до позднего вечера, Александр Николаевич с учениками находили много интересного: фрагменты амфор, наконечники стрел.
        Скрипов был разносторонним человеком, но питал значительный интерес к истории, к прошлому. Он мог заинтересовать детей, развернув большую поисково-краеведческую работу. Работая в Аксайской школе, организовал историко-краеведческий музей. Александр Николаевич часто выступал на радио и телевидении, был всегда желанным гостем в библиотеках.
        Александр Николаевич Скрипов много писал для детей и взрослых. Из-под его пера вышли книги, посвящённые истории нашей Родины, нашим предкам. За вклад в советскую литературу Скрипов в 1958 году был принят в члены Союза писателей.
        В коллекции музея есть несколько книг Александра Николаевича: «Поречни и жемчуг», «В цвету родная степь», «Добрые дела», «На просторах Дикого поля», «В степных просторах», «За землю русскую». Все книги переданы музею самим автором.
        Ребятам младшего школьного возраста адресована сказка «Поречни и жемчуг», в которой автор высмеивает жадность, алчность казаков, убивающих поречней (выхухоль) из-за жемчуга.
        Не менее интересна автобиографическая повесть «В цвету родная степь». В повести затронута тема расслоения казаков на Дону и тема подвига.
        Продолжает жить память о подвигах в легендах Скрипова, вошедших в сборник «Добрые дела не умирают». Эта книга актуальна в наши дни. Автор призывает ценить дружбу, честность и благородство. В то же время осуждает себялюбие, и разжигание национальной розни.
        Взрослым читателям будут интересны исторические очерки «На просторах Дикого поля».  Личные впечатления о революции и гражданской войне на Дону, отличное знание документов, рассказы очевидцев стали важной основой его романа-хроники «В степных просторах»
        Книги Александра Николаевича Скрипова, несомненно, представляют ценность для нас, потомков. Они учат добру, справедливости, помогают приобщиться к прошлому родной земли.
        

                            Ст. н. с. Волощук Л. В.
    04.10.2018
    7 фото
  • 10 фото
    В этом году исполняется 110 лет со дня рождения удивительному писателю Виталию Александровичу Закруткину.
    Он родился 14 марта 1908 года в Феодосии, в семье учителя. Детство маленький Виталик провёл в деревне, в Молдавии и в Украине. После окончания школы работал сельским избачом. В 1931 семья переехала на Дальний Восток, в посёлок Завитал, Амурской области. Любовь к литературе, тяга к книгам сделали своё дело. Будучи совсем молодым, он уже преподавал русский язык и литературу на рабфаке.
        В 1932 году Виталий сдал экстерном экзамены и окончил Благовещенский пединститут. Его всегда волновала и вдохновляла пушкинская тематика. Позже, защитив диссертацию, посвящённую творчеству Пушкина, ему присваивают учёную степень кандидата филологических наук. Закруткин начинает печататься в дальневосточных газетах, оттачивая своё мастерство.
        Виталий Александрович много и упорно работал. Его первая книга «Академик Плющов» вызвала неоднозначное мнение и ожесточённые споры. Он продолжал вести и научно-исследовательскую работу. Перед самой войной вышла в свет книга научных исследований и статей доцента Закруткина «Пушкин и Лермонтов».
        Когда началась Великая отечественная война, изменившая жизнь и судьбы людей, Виталий добровольцем уходит на фронт. Работая военным корреспондентом в 56-й действующей армии, он пишет небольшую книгу о нацистах «Коричневая чума».
        Как военный корреспондент армейских и фронтовых газет, Закруткин не только писал пером, но участвовал во многих боях 1941-1945 годов.  Вместе с солдатами он штурмом брал Берлин и освобождал Прагу.
        Будучи очевидцем и освободителем в страшной войне, Виталий Александрович плодотворно писал. Именно в этот период выходят из-под его пера много произведений. В 1942 году были изданы два сборника фронтовых рассказов «На переднем крае» и «Сила».  В 1943 году в Ростове вышла повесть о разведчиках «Человек со шрамом», где показаны гордость за этих людей, их  необыкновенная работа и подвиг. А в 1944 году Виталий Александрович с фронта отправил в Ростовское издательство две рукописи: сборник рассказов «О живом и мёртвом» и «Повесть о слободе Крепкой».
        Принято считать, что как писатель Закруткин сформировался на войне. В 1945 году он был принят в члены Союза советских писателей. В 1946-1947 годах увидели свет две книги Виталия Александровича: роман «У моря Азовского» и документальная книга о войне «Кавказские записки». Эта книга сразу же нашла отклик и полюбилась массовому читателю. Она переиздавалась несколько раз в нашей стране и за рубежом. Эта книга вывела Закруткина на всесоюзную литературную арену.
        После войны, в 1947 году, Закруткин оставил научную работу и поселился в станице Кочетовской, на Дону. Время вносило свои коррективы. Многое нужно было переосмыслить и понять. Виталий Александрович жил проблемами людей, станицы. Прожив три года в деревне, он создал роман «Плавучая станица», которая в 1951 году была удостоена Государственной премии СССР. Произведение посвящено  проблемам экологии, сохранению рыбных запасов донских рек.
        Книги Виталия Александровича всегда актуальны, современны. О крушении старого и становлении нового мира, как о неизбежном процессе отразилось в романе-эпопее «Сотворение мира». Художник слова, мастер слова, Виталий Александрович любил и воспевал в своих произведениях живописные картины родной земли, огромные просторы Донщины.
        Закруткин по праву принадлежал к людям не только слова, но и дела. Он многое мог сделать своими руками, знал цену хлебному колосу и фруктовому саду. Наверное, поэтому в основном и темы у него: земля и война. Но главнее - человек на войне и человек на земле. Этой тематике  посвящены рассказ «Подсолнух», документальные новеллы «Слово о бессловесном». А также очерки «Лик земли», «Лесные клады».
        Самым ярким и впечатляющим произведением Виталия Александровича является повесть «Матерь человеческая» - воплощение любви и сострадания. За эту повесть автору в 1971 году была присуждена Государственная премия РСФСР.
        В 1973 году вышла великолепная книга Закруткина «О неувядаемом». В ней собраны лучшие статьи и очерки о русской литературе, мастерстве, языке. Жизнь, время неумолимо бегут вперёд, преподносят нам новые приоритеты. Но как приятно достать из книжного шкафа книгу Виталия Александровича, окунуться в героический мир прошлого, ощутить непередаваемую гордость и любовь за нашу страну, за наших людей.
    05.09.2018
    10 фото
  • 13 фото
    16.08.2018
    13 фото
  • 7 фото
    16.08.2018
    7 фото
  • 1 фото
    16.08.2018
    1 фото
  • 6 фото
    16.08.2018
    6 фото
  • 6 фото
    16.08.2018
    6 фото
  • 7 фото
    16.08.2018
    7 фото
  • 7 фото
        Александр Михайлович Суичмезов – это ещё одно звонкое имя в донской литературе. Будучи человеком с активной жизненной позицией, он внёс большой вклад. Судьба была к нему достаточно строга, не баловала. Несомненно, трудности сформировали в нём силу духа и твёрдость характера.
        Саша родился на Дону 16 августа  1911 года. Детство и юность прошли в станицах на берегах Донца.    Работать начал очень рано, с пятнадцати лет. Освоил строительные работы, работы в организациях и учреждениях. Но тяга к знаниям, к образованию была всегда. Одновременно Александр учился на курсах по подготовке в вуз и позже окончил педагогический институт.
        Печататься начал очень рано. Первая работа увидела свет, когда Суичмезову было всего тринадцать лет. С того времени он стал активно сотрудничать в органах печати. Известно, что, будучи пионером, он писал пьесы для детского драмкружка. Позже очень много печатал в журналах и газетах очерки, выступал на литературных вечерах.
        Когда были созданы районные газеты, он уехал в самую глубинку – Верхнедонской, где стал работать в редакции. В 1931 году Александр Михайлович работал разъездным корреспондентом, и его работы печатались под псевдонимом Александра Донецкого.
        До Великой Отечественной войны Суичмезов работал в газетах Ростовской области и Краснодарского края. С большим увлечением изучал историю родного края.
        В 1940 году Александр Михайлович отправляется на работу в Ростовское книжное издательство. Под его редакцией было издано много книг, знакомящих читателей с Доном. Он и сам писал и составлял такие книги.
        Великая Отечественная война – новый и ответственный этап в жизни, творчестве Александра. В это время он офицер, политработник в Советской Армии. Активное участие принимал в издании плакатов, агитокон, альбомов, посвящённых героической защите Родины от гитлеровцев.
        После демобилизации Суичмезов работал в редакции газеты «Известия», а с 1947 года  редактором областной газеты «Молот». Работу в газете, Александр Михайлович совмещал с литературой. В это время он много пишет пьес о людях труда в городе и на селе, о революционной борьбе.
        В 1971 году Суичмезов из газеты «Молот» перешёл на творческую работу, а с апреля 1975 года – главный редактор журнала «Дон».
        За свою плодотворную и многолетнюю работу, Александр Михайлович награждён орденами Ленина, двумя орденами «Знак Почёта» и медалями.
        Александр Михайлович Суичмезов внёс большой вклад в донскую литературу и журналистику. В нашем Аксайском военно-историческом музее собрано небольшое количество книг этого автора, но, несомненно, заслуживающих внимания.
        Книга «Родная Донщина» - это очерк о Ростовской области, её городах, районах, станицах. Конечно, она вызывает интерес тех, кто интересуется прошлым нашего края.
        Александр Михайлович – автор множества воспоминаний о встречах с известными людьми. Его книга «В краю лазоревых степей» о Михаиле Александровиче Шолохове. Автор очень тепло рассказывает об этом человеке, делится своими впечатлениями.
        В 1964 году вышла в свет замечательная книга Суичмезова «Здравствуй, Дон». О ней очень тепло отзывались читатели. Прежде всего, она адресована тем, кто интересуется краеведением. В ней расширены сведения об истории и жизни городов, станиц, сёл. Ярко и широко рассказано о природе, дана характеристика промышленности, сельского хозяйства и культуры области. Сочетается рассказ личными впечатлениями об истории и современной жизни.
        Книга «Дали донские» продолжает тему краеведческих очерков.
        Тема участия донского казачества в гражданской войне ярко отразилась в книге «Повесть о степных орлах». Это документальная повесть о Ф. Подтёлкове и М. Кривошлыкове.
        Как известно, Александр Михайлович активно сотрудничал с ростовским театром имени М. Горького. Благодаря ему ростовские спектакли сначала услышала, а потом увидела вся страна! Появилась новая направленность, получившая название «Донская волна». Театр поставил три пьесы: «Диссертация», «Свежий ветер» и «Пусть цветут тюльпаны». Последняя есть и в нашей коллекции. Это литературный вариант пьесы, более расширенный, чем вариант сценический, куда не вошёл ряд картин, сцен и эпизодов.
        В основе пьесы – достоверные события и факты, относящиеся к начальному периоду Октябрьской революции и гражданской войны. Пьесу, однако, не следует рассматривать как документальную. Как и в большинстве художественных произведений, в ней допущены условности, перемещены во времени отдельные явления и события, заменены фамилии некоторых персонажей.
        Книги Александра Михайловича Суичмезова будут актуальны всегда, потому что в них наша жизнь, история и судьба.

                            Ст. н. с. Волощук Л. В.
        
        
            
    01.12.2017
    7 фото
Страницы: 1 2 След.