Керамика, стекло
Коллекция «Керамика, стекло» в фондах Аксайского военно-исторического музея представлена 1741 предметом. Из них:1573- основного фонда и 168-научно - вспомогательного. В общее число также включены предметы, изготовленные из гипса. Коллекция начала комплектоваться в конце 40-х годов ХХ века предметами, которые передавали школьники и местные жители. Благодаря краеведам и неравнодушным людям той поры была собрана эта коллекция.
В период с конца 40-х и до начала 80-х годов был собран костяк коллекции. В него вошла большая подборка кружальной посуды изготовленной в кустарных мастерских России, столовая посуда (фарфор, фаянс). На старых зданиях г. Аксая собрана большая подборка строительной керамики: кирпичи, печные изразцы, половая плитка. Об изразцах хочется сказать отдельно. В экспозиции «Таможенная служба на Дону в 18 веке» представлены два изразца, с сюжетным рисунком история появления их в музее уходит корнями в 1948 год. В фонде основателя нашего музея Скрипова А.Н. есть альбомный листок с карандашным рисунком синего цвета. На рисунках изображены наши изразцы, а внизу сделана надпись чернилами «Зарисовка уч-ка 8 кл. Аксайск. СШ Скрипова Викт… Изразцы из дома Жучёнкова (Старочеркасской) 1948 г.». И эта надпись проливает свет на происхождение предметов. Рис.1. На Рис.1,2 эти изразцы в экспозиции музея.
Изделия из стекла представлены большой подборкой продукции частных заводов России кон.XVIII – нач. ХХ века и советского периода. Изделия различного назначения. В коллекции собрана подборка изделий Аксайского стекольного завода «Пролетарий». На предприятии работала гута, ярким предметом ее работы является графин. Графин был передан потомственным Аксайским стеклодувом Иевлевым Анатолием Александровичем. Графин датируется 30-ми годами ХХ века. Рис.4
В 90-е годы ХХ века коллекция пополнилась предметами из раскопок на территории музейного комплекса «Таможенная застава». Были переданы кирпичи, изразцы, курительные трубки, стеклянные бутылки с печатями, фрагменты различной посуды. Из керамики можно выделить верхнюю часть гжельского кашпо 80-90х годов XVIII века. Рис.5
Благодаря собирательским походам в Кобяковой балке была обнаружена топочная камера гончарной печки. Рядом собран брак утильного и поливного обжига из этой печки. Благодаря этому можно идентифицировать как аксайские некоторые полные изделия в фондах музея.
Изделия из гипса представлены в небольшом количестве в основном это мелкая скульптура и бюсты различных людей. Авторами этих работ являются скульпторы: Батяй В.Д., Аведиков Н.В., Шварц Д.П., Лысенко М.Г., Чумак Е.Ф.
Предметы коллекции постоянно экспонируются на выставках, как в музее, так и на выставках в других населенных пунктах: ст. Старочеркасская, г. Батайск, пгт. Зимовники.
В период с конца 40-х и до начала 80-х годов был собран костяк коллекции. В него вошла большая подборка кружальной посуды изготовленной в кустарных мастерских России, столовая посуда (фарфор, фаянс). На старых зданиях г. Аксая собрана большая подборка строительной керамики: кирпичи, печные изразцы, половая плитка. Об изразцах хочется сказать отдельно. В экспозиции «Таможенная служба на Дону в 18 веке» представлены два изразца, с сюжетным рисунком история появления их в музее уходит корнями в 1948 год. В фонде основателя нашего музея Скрипова А.Н. есть альбомный листок с карандашным рисунком синего цвета. На рисунках изображены наши изразцы, а внизу сделана надпись чернилами «Зарисовка уч-ка 8 кл. Аксайск. СШ Скрипова Викт… Изразцы из дома Жучёнкова (Старочеркасской) 1948 г.». И эта надпись проливает свет на происхождение предметов. Рис.1. На Рис.1,2 эти изразцы в экспозиции музея.
Изделия из стекла представлены большой подборкой продукции частных заводов России кон.XVIII – нач. ХХ века и советского периода. Изделия различного назначения. В коллекции собрана подборка изделий Аксайского стекольного завода «Пролетарий». На предприятии работала гута, ярким предметом ее работы является графин. Графин был передан потомственным Аксайским стеклодувом Иевлевым Анатолием Александровичем. Графин датируется 30-ми годами ХХ века. Рис.4
В 90-е годы ХХ века коллекция пополнилась предметами из раскопок на территории музейного комплекса «Таможенная застава». Были переданы кирпичи, изразцы, курительные трубки, стеклянные бутылки с печатями, фрагменты различной посуды. Из керамики можно выделить верхнюю часть гжельского кашпо 80-90х годов XVIII века. Рис.5
Благодаря собирательским походам в Кобяковой балке была обнаружена топочная камера гончарной печки. Рядом собран брак утильного и поливного обжига из этой печки. Благодаря этому можно идентифицировать как аксайские некоторые полные изделия в фондах музея.
Изделия из гипса представлены в небольшом количестве в основном это мелкая скульптура и бюсты различных людей. Авторами этих работ являются скульпторы: Батяй В.Д., Аведиков Н.В., Шварц Д.П., Лысенко М.Г., Чумак Е.Ф.
Предметы коллекции постоянно экспонируются на выставках, как в музее, так и на выставках в других населенных пунктах: ст. Старочеркасская, г. Батайск, пгт. Зимовники.
.1
.2
.3
.4
.5
Альбомы
-
7 фото«Стекло красиво. Оно красиво в работе и в куске красиво, и в изделии. Это сказочный материал, в котором преломляется свет, в котором все играет и блестит».
Для современного человека стекло стало чем-то вполне обыденным. Мы привыкли видеть его каждый день в окнах домов, пользоваться стеклянной посудой, очками, зеркалами и многим другим. Мы воспринимаем его как что-то естественное и существовавшее всегда. Этот материал уже давно вошел в нашу жизнь. Но какова его история, кто первым начал его обрабатывать и с чего же все началось? История его появления в искусственном виде уходит на многие столетия.
Еще в каменном веке люди научились обрабатывать вулканическое стекло (обсидиан), из него делали наконечники стрел, копий и другого режущего инструмента.
Ученые сходятся во мнении, что родиной обработки стекла является сирийское побережье (Месопотамия, Финикия или Древний Египет). Стекло стало побочным продуктом при производстве керамики или металлов.
Открыв для себя новый удивительный материал, люди начали раскрывать его свойства и внедрять в свою жизнь. Одними из первых обнаруженных изделий из стекла стали украшения.
Наиболее древние фрагменты стеклянных изделий, обнаруженных при археологических раскопках, датируются 3 тысячелетием до нашей эры. Все изделия были из цветного стекла и только в 9 в. до н.э. были открыты технологии по производству бесцветного стекла.
В каждом регионе существовали свои особенности производства стекла, мастерство и технологии передавалось в строжайшей тайне от мастера к ученику.
Величайшим периодом в истории стекла (в период Римской Империи) стало изобретение стеклодувной трубки сирийскими мастерами между 27 г. до н. э и 14 г. н. э.
С ее помощью человек научился выдувать стекло и придавать стеклянным предметам желаемую форму и размер.
Античная техника стеклоделия была перенята мастерами средневековья, которые смогли создать листовое стекло. А мастера из Венеции пошли еще дальше – история стекла была бы другой без огромного вклада в нее венецианцев. Они много работали над свойством стекла, добившись его прозрачности. Помимо посуды и стеклянных листов, мастера из Венеции создавали линзы для очков, а также зеркала. Стекловарение было крайне популярной отраслью – почти половина жителей города к ней были причастны. Вероятно, многие слышали про остров Мурано, «меку» стеклоделия.
На Русь стекло попало из Византии. Осуществляя раскопки в Киево-Печерской лавре, археологами были найдены стекольные мастерские, относящиеся к XI веку. Изделий, конечно, сохранилось не много, но они очень выразительны. Впоследствии большинство секретов стекольного мастерства и само производство были утрачены.
Всемирная история неоднократно подтверждает: некоторые вещи человечеству приходилось изобретать заново. Возрождение стекольного дела произошло в XVII веке, а именно в 1639, когда был построен неподалеку от Санкт-Петербурга завод, производивший стекла для окон и аптекарские склянки, через 30 лет открылся Измайловский завод. Там изготавливались только дорогие изделия, прообразом которых стали венецианские шедевры.
Промышленная революция XVIII-XIX веков стала важным этапом и в истории стекла. Разрабатывались печи нового типа, изменялись технологии. Появилось множество новых заводов, продукция которых создавалась уже для широких масс, а не для титулованных особ. Стекло стало доступным для всех. В начале прошлого века в России работала масса предприятий, производивших как посуду, так и листовое стекло. Но оставался немалым и объем импорта.
Сегодня я хочу поделиться с вами самыми необычными и красивыми, на мой взгляд, стеклянными произведениями искусства из коллекции Аксайского военно-исторического музея.
В музейной коллекции отражена история появления стекла и его значение в жизни человека. Начиная с бус и подвесок до современных произведений стеклоделия. На работавшем в станице Аксайской стекольном заводе выпускали в основном сортовую продукцию, были мастера стеклодувы, делавшие штучные изделия. Таким изделием является графин переданный Анатолием Александровичем Иевлевым, потомственным стеклоделом. Графин выполнялся в несколько этапов возле раскаленной варочной печи. Внутри мастер поместил фигурку петушка, а закрыл сосуд полой пробкой в виде чертика. Графин был изготовлен в 30е годы 20 века. (Рис.1)
Вторым экспонат это флакончик в форме фигурки чертика. Флакон изготовлен из бесцветного стекла с накладом деталей из цветного стекла. (Рис.2)
Следующие два экспоната являются изделиями аксайских мастеров конца ХХ века. Мастера вместе с пищевой и технической бутылкой изготавливали вот таких красивых сувенирных лебедей. Они разлетались по всей стране. ( Рис.3,4)
Следующим экспонатом является декоративная ваза «Крылатая». Она была изготовлена в честь 30 летия Победы в Великой Отечественной Войне. (Рис.5)
С художественным стеклом связана жизнь нашего земляка Юрия Васильевича Жульева. Юрий Васильевич родился в 1939 году в ст.Аксайской. Блестяще окончил художественное училище имени М.Грекова в Ростове-на-Дону и Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.Мухиной. После аспирантуры долгие годы его жизни были связаны с крупным Чудовским стекольным заводом «Восстание» в качестве главного художника, а затем заместителя директора.
За 40 лет работы он создал уникальную серию работ, которые хранятся в 32 государственных музеях России и в крупных частных коллекциях разных стран мира.
48 авторских работ Юрия Жульева широко тиражировались комбинатами прикладного искусства Союза художников.
Создаваемые Жульевым бытовые вещи, удивительно сочетали в себе два почти противоположных качества: практичность и уникальность. Но самое главное – Жульев был мастером-экспериментатором. Человек энергичный, горячий, он на всю жизнь влюбился в стекло, использовал в бесконечных соединениях форм и красок свойства прозрачности.
Юрию Васильевичу посчастливилось найти свой путь и быть признанным – двойное счастье.
На фото 6 и 7 две работы Юрия Васильевича, первая хранится и экспонируется в нашем музея, а вторая хранится в Государственном Историческом Музее в Москве.
Оказывается из этого хрупкого материала можно создать удивительной красоты стеклянный мир! Поразительные по разнообразию техники поражают своей неординарностью и фантастическими результатами работы.
Стеклянный мир очень удивителен и многогранен. Возможности этого материала мне кажутся безграничными. Варианты поглощения и преломления света, игра отражения и полупрозрачных теней, кристальная прозрачность или переливающаяся цветовая палитра делают каждую работу уникальной и неповторимой. Тонкая грань прочности и хрупкости стекла придает искусству какой-то магический шарм, который заставляет смотреть на него благоговением.
14.11.20227 фото -
9 фотоГончарство — одна из самых древних специальностей, обслуживающих не только быт, но и обрядовую сферу жизни крестьян. В местных традициях гончара называли также «горшеней» и «горшечником» по названию одного из основных изделий ремесла — горшка, «глинником» — по главному материалу ремесла. Само слово «гончар» произошло от древнерусского «гърньчар», восходящего к названию горшка — «гърньць», которое, в свою очередь, образовалось от «гърнъ», означающего профессиональное орудие труда — горн.
Гончар, как и представители других архаических профессий — кузнец, мельник, пастух, — в мифопоэтическом сознании занимает особое место. Известно, что в народной среде существовало представление о гончаре как ремесленнике, наделенном божественной природой: он лепит горшки, подобно тому как во времена первотворения Бог создал из земли человека.
Гончарное ремесло, как и кузнечное, основано на использовании мощнейшей стихии — огня — и на умении управлять ею. Поэтому в народных представлениях гончару, как и кузнецу, приписывались владение необычным знанием и магической силой.
Профессия гончара требовала значительных познаний в области преобразования различных природных веществ и четких представлений о специфических химических процессах, что далеко не всегда было доступно крестьянскому сознанию. Крестьяне видели, как правило, только результат работы гончара — керамическую утварь. Даже при пристальном слежении за действиями гончара и их последовательностью у наблюдателя всегда существовала уверенность в наличии особых секретов ремесла. В народе считали, что в посуде гончара, не владеющего профессиональными тайнами, не будет получаться хорошая сметана или не смогут храниться продукты.
Действительно, изготовление гончарных изделий обставлялось множеством правил и запретов, которые были неизвестны обычным людям. Знающий гончар отправлялся за водой для изготовления посуды только в субботу, до восхода солнца. Придя к источнику, он говорил: «Я пришел по воду, делать кувшины для сыра, для сметаны, для масла». Возвратившись домой, мастер тут же заливал глину водой и начинал ее месить.
Традицией предписывалось начальные этапы обработки материала совершать только до восхода солнца, иначе, по поверьям, посуда не будет удачной. При формовке каждого сосуда следовало сказать вслух, для какой цели он делается: для сметаны ли, для масла ли, для чего-либо еще. Во многих славянских традициях гончары в конце дня, завершая работу, чертили на оставшемся на гончарном круге куске глины крест, чтобы нечистая сила не вращала круг ночью. Клейма в виде крестов на днищах горшков известны из археологических находок. К особым знаниям гончара относилось умение чувствовать качество материала и придавать ему форму, правильно расставлять многочисленные изделия в горне и регулировать температуру обжига. Отсутствие знаний и профессионального чутья могли на любом этапе работы свести усилия ремесленника на нет. Изделия могли получиться некрасивыми, непрочными, пойти трещинами, разбиться вовсе или просто оказаться неудачными уже при использовании в хозяйстве.
История станицы Аксайской занятие жителей которые проживали на этом месте также связана с изготовлением керамики, различной по технике производства, формам и ее декорированию. Весь период можно разделить на четыре этапа. Первыми гончарами были носители Кобяковской культуры.
Кобяковская культура финальной эпохи бронзы. Поселения датируются 14 – 9 веками до н.э. К этой культуре так же относятся поселения: Сафьяново, Нижнеглиновское, Хопры.
На Кобяковском городище были открыты производственные постройки, в которых производился обжиг керамики. Для этого использовались открытые очаги без специальной топочной камеры. Производственные мощности превосходили потребности отдельных семей и были ориентированы на сбыт в ближайшей округе.
Для Кобяковой культуры характерна лепная керамики, среди которой можно отметить кухонную утварь (плошки, горшки); кухонно-тарная имеет большие размеры (имеют верёвочный и зубчатый орнамент), внутренние стенки залощённые; столовая посуда (кубки и кубкообразные сосуды, имеющие верёвочный и зубчатый орнамент, черпаки, миски, чаши). Пышная орнаментация кобяковских кувшинов и кубков своеобразна, но аналогии некоторым мотивам мы находим на северокавказской посуде финальной бронзы и позднейшего предскифского периода. Там же усматриваются и истоки веревочного орнамента.
В конце бронзового периода на Дону Кобяковское городища прекращает свою жизнедеятельность, судя по следам пожарищ на них — это произошло в результате военного столкновения.
Кобяковская культура в степном Закубанье стала одним из компонентов сложения протомеотской культуры.
Меотская археологическая культура — археологическая культура перехода от бронзы к железу и железного века.
Культура существовала примерно с IX до н. э. по III в. н. э., окончательно сформировалась к VIII веку до н. э. Основа хозяйства меотов — земледелие, рыболовство. Также большое значение имело скотоводство — разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей. Меоты имели ремесленное производство, металлургию, их керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племён.
В I веке до н.э. значительная группа меотов мигрировала из Прикубанья на Нижний Дон, где основали несколько поселений. Одним из них было Кобяковское городище.
Городище было крупным гончарным центром, что подтверждают находки гончарных горнов, бракованной продукции – сероглиняной посуды, изготовленной на гончарном круге. На территорию Дона меты приносят традиции изготовления керамики с Прикубанья. Где они познакомились с гончарным кругом и изделиями античных мастеров изделия, которых они массово копировали.
Кружальная керамика довольно разнообразная: кувшины, горшки, миски, тарелки, вазочки на ножках. Поверхность лощилась и изделия обжигались в восстановительной среде.
Лепная керамика производилась на всех поселениях Дона и занимает третью позицию по находкам после тарной керамики и кружальной посуды местных гончаров.
Городище погибло вместе с Танаисом и др. поселениями его округи в нач. 250-х гг. н. э.
В течение 18 – нач.20 века на территории России существовало огромное количество больших и малых гончарных мастерских. Вырабатывали они простую обварную, черную и поливную посуду из красной и серой глины. Изделия в большом количестве поступали на Дон, где в 18 – первой половине 19 века гончарного производства не было. В 19 веке с притоком переселенцев-гончаров с Украины и других мест, на Дону начинает развиваться гончарное производство. Именно с этим периодом связано производство керамики и в станице Аксайской.
Крупные центры находились на Среднем Дону, где были хорошие гончарные глины.
Крупнейшим центром был 2 Донской округ, где в 1880 году в ст. Старогригорьевской находилось – 40 заводов, а в ст. Сиротинской – 6 заводов. А в 1883году в округе работало уже 104 завода. Готовую продукцию на баржах перекупщики сплавляли на Нижний Дон. Цена изделиям от 1коп. до 15 коп.
Во второй половине 19 века видя прибыльность данного занятия в ст. Аксайской вдова мещанина Анна Тимофеевна Колесникова организовывает гончарное производство (кроме этого, у нее был и кирпичный завод). На гончарном заводе в 1880 году работали: 1мастер и 2рабочих, все иногородние. Было изготовлено 3000штук керамических изделий. В этот год прибыль составила – 400 рублей. Кроме этого, другой письменной информации о работе завода нет. Ассортимент мастерской неизвестен. Место расположения мастерской неизвестно.
В 1885 году в ст. Аксайской по статистическим отчетам упоминаются два гончарных предприятия принадлежавших крестьянам братьям Петру и Ивану Кривоносовым. Братья сами изготавливали посуду, рабочих не было. В этом году на первом было изготовлено 7000 шт. изделий на сумму 250 рублей, а на втором 6000шт. на 250 рублей. В середине 90х годов ХХ века в музей обратился житель г. Аксай, проживающий на улице Стекольной с информацией о том, что вовремя земляных работ было обнаружено большое количество битой глиняной посуды. На место вышли сотрудники музея, которые собрали небольшую часть керамики из стен ямы. В основном это были фрагменты стенок и венчиков сосудов, покрытых желтой поливой.
В 1998 году бывшим сотрудником музея Осыкиным А. в небольшой безымянной балке, впадающей слева в Кобякову балку, был обнаружен сброс бракованной посуды. При визуальном осмотре был обнаружен обрушившийся свод топочной камеры гончарной печи. Печь была сооружена на левом склоне балки в ее устьевой части. В 20 метрах к Югу от печи протекает ручей. Склоны балки слагают различные по качеству глины, которые вполне могли использоваться гончарами. Была собрана керамика с поверхности склона и верхней задернованной площадки. Также был взят фрагмент обмазки и предметы, которые использовались в сооружении топочной камеры (кирпич огнеупорный, изразец). Эти предметы были взяты из завала внутри печи.
При камеральной обработке удалось склеить один сосуд и несколько полных профилей сосудов. Это небольшая крынка с небольшим, низким туловом конической формы. Высоким горлом со слегка отогнутым наружу верхним краем и небольшим утолщением на внешней поверхности. Венчик скруглен. Дно плоское, по краю рантик. Внутри сосуд покрыт поливой зеленого цвета. Черепок плотный светло коричневого цвета. Без видимых примесей. Высота-21см; диаметр тулова наибольший-10,5см; диаметр венчика-9,5см; диаметр дна-5,8см. (Рис.4) Второй предмет — это тоже крынка, но с утраченным венчиком. Тулово низкое, коническое, сужающиеся к донышку. Дно плоское с небольшим рантиком. Плечико округлое переходящее в цилиндрическое горло. Внутри крынка покрыта поливами зеленого и желтого цветов. Черепок в изломе плотный светло коричневого цвета. В тесте примесь мелкого песка. Высота сохранившаяся-16см; диаметр наибольший-12см; диаметр дна-6,5см. (Рис5) Третий предмет — это горшок с приземистым туловом яйцевидной формы. Плечико узкое округлое. Шейка высокая, слегка отогнутая наружу. К тулову и к венчику крепится петлевидная ручка. Покрыт поливой: внутри желтовато-коричневой, снаружи венчик и плечико-зеленого цвета. Черепок плотный коричневато-красного цвета, с небольшой примесью мелкозернистого песка. Высота сохранившаяся-11,5см; диаметр наибольший-13,7см. (Рис.6)
Из другого собранного материала можно выделить различные по емкости цветочные горшки и поливные миски. Миски были бракованы как при утильном, так и поливном обжиге. Они покрыты в основном поливой зеленого цвета. Бортик у мисок невысокий, вертикальный. Очень похожие миски только серолощеные производились на Кобяковском городище в первых веках нашей эры. Можно предположить, что гончар взял за образец найденный фрагмент меотской миски.
Описаний предприятий не обнаружено, но есть описание предприятий 2 Донского округа: «каждый из означенных заводов… одно строение деревянное или плетенное крытое сеном или соломой». Это было помещение, где работал гончар, сушились изделия, и хранился небольшой запас глины для работы.
Обжиг производился в горне, сооруженном в стенке балки. От горна частично сохранилась нижняя топочная часть. Обжигательная камера разрушена. Основной сброс брака производился на правую сторону от горна. Обжиг изделий мог производиться с использованием прессованного навоза, или соломы. Например, соломы на год закупалось 40 возов на 40 рублей. Сбыт изделий производился на месте или развозом по соседним населённым пунктам.
К сожалению, печь сейчас срезана при строительстве автомобильной дороги из г. Аксай к М4.
Новая страница гончарства в Аксае связана с основанием мастерской художественной керамики 30 сентября 1985 года. Инициатором образования и бессменным руководителем предприятия стал Гор Саркисович Тарасян. Предприятию пришлось много пережить за это время — и успехи, и достаточно трудные времена. И сейчас ООО «Гаянэ» — ведущий производитель художественной керамики на юге России, чья продукция широко известна не только в нашей стране, но и за её пределами. Ассортимент выпускаемой продукции включает более ста двадцати наименований: оригинальные цветочные горшки, вазы, сувениры, электрошашлычницы, тандыры, шамотную продукцию, самые разнообразные виды керамических изделий. Они пользуются спросом у покупателей не только в ростовской области, но и далеко за ее пределами. Трудовой коллектив предприятия постоянно работает над обновлением ассортимента продукции. Представители фирмы принимают активное участие в выставках и ярмарках. В активе нашего предприятия дипломы, грамоты, ценные подарки, благодарственные письма, различными наградами в том числе медалью ВДНХ и дипломом ВВЦ, подтверждающие неизменно высокое качество продукции ООО «Гаянэ».
Для предприятия характерны эксклюзивные авторские вазы, горшки и другие керамические изделия, которые можно заказать у мастеров.
Интерьерные напольные вазы с различным дизайном и украшенных эксклюзивным орнаментом от Аксайских мастеров-керамистов.
Изделия из шамота. Компания "Гаянэ" — один из лидеров на рынке в производстве изделий из шамота — уникального материла, позволяющего делать керамику, обладающую особыми свойствами — морозостойкостью, высокой прочностью и удивительно напоминающую изделия древних мастеров благодаря особой фактуры на поверхности изделия. Наши вазы из шамота, тандыры, шашлычницы, камины, плитка из шамота, фигуры для ландшафтного дизайна уникальны.
Сувенирная продукция из керамики — одно из перспективных направлений деятельности компании (керамические статуэтки, керамические копилки, керамические сувенирные тарелки). Сувениры с Дона — великолепный подарок и память для туристов, посетивших Ростовскую область. Предприятие готовит наборы для детского творчества из керамики, которые позволят детям приобщиться к художественном творчеству.
Радует покупателя широкий ассортимент горшков из керамики объемом от 1 до 20 литров различных дизайнерских решений с разнообразным орнаментом и цветовой палитрой. Покупатель может приобрести керамические горшки одинаковых серий различного объема, чтобы обеспечить единство стиля оформления интерьера.(Рис.7-9)14.11.20229 фото -
5 фотоКОЛЛЕКЦИЯ ПУШКИНИАНЫ.
В фондах Аксайского военно-исторического музея собраны различные предметы, касающиеся жизни и творчества Александра Сергеевича Пушкина. Как известно, поэт проезжал трижды по дороге, ведущей на Кавказ, и останавливался в станице Аксайской. Эти экспонаты из различных коллекций.
Особого внимания заслуживают произведения самого поэта и книги биографического, литературоведческого характера. Все они собраны в коллекции «Книги. Газеты. Журналы», причем имеются уникальные, более ранней даты выпуска.
Большой интерес представляют экслибрисы – книжные знаки. Их авторы – художники, собиратели книг, писатели, которые по-своему увидели и запечатлели поэта. Самые многочисленные экслибрисы Леонида Федоровича Тартынского – собирателя книг, давнего друга музея. На книжных знаках запечатлен сам Пушкин и его близкие.
Также интересны собрания картин местных художников и художников из других регионов. На некоторых картинах пред нами предстает порой совсем необычный Пушкин. Экслибрисы и картины хранятся в коллекции «Живопись. Графика».
В коллекции «Керамика. Стекло» собрано множество статуэток, бюстов, медалей. В них переданы застывшие минуты творчества и вдохновения поэта. В эту же коллекцию входит посмертная маска Пушкина.
Из коллекции «Металл» очень интересна медаль с профильным изображением Пушкина.
Очень колоритны и необычны открытки, изображения на которых открывают нам Александра Сергеевича как воспитанника, человека, мужа.
Все предметы очень самобытные, яркие. Они позволяют в полной мере представить жизнь и творчество гения на все времена.
Волощук Л. В. ст. н. сотрудник.
25.04.20195 фото -
23 фотоРеволюционные перевороты завершились в 1918 году полной остановкой работы завода. Рабочие, оставшиеся без работы, что бы ни умереть с голоду и поддержать свои семьи вынуждены были ходить в Нахичевань на 1ю линию работать, где был расположен в приспособленных помещениях стекольный цех. Оплатой за труд служила аптекарская посуда, которую стекольщики сдавали в аптекарский магазин в Ростове.
В это тяжелое время Добровольский решил продать завод, что ему вскоре удалось. Новыми владельцами завода стали братья Арон и Исаак Рубанщики. Вместе с предприимчивыми людьми они хотели пустить завод в это сложное время. Но, не имея специалистов, которые сражались на фронтах гражданской войны, с этой затеей ничего не выходило. Вскоре Добровольский снова с помощью станичного и окружного атаманов отобрал завод у Рубанщиков.
В 1919 году было создано Акционерное общество Донских стекольных и химических заводов. Рабочие поднялись на борьбу с разрухой, восстанавливались стекловаренные печи, песчаный карьер, восстанавливался ж.д. тупик, заготавливалось сырье (песок, сода, известняк).
Первым «красным» директором был Купцов бывший военный, затем Архипкин, а сначала 1923года Корней Андреевич Богданов
В мае 1923 года на общем собрании завода единогласно заводу было присвоено наименование «Пролетарий». А летом 1924 года при заводе была организована школа по подготовке баночников, мастеров-стеклодувов и слесарей. Первым заведующим был Аркадий Самойлович Хосудовский. В школе обучалось 30 парней и девушек.
Основное производство, продолжало входить в нормальное мирное русло. Была построена и оснащена стекловаренная печь на 9 бригад, а затем восстановили еще 2 резервные печи, построили новую котельную и две надземные ёмкости для нефти.
Бригада из 8-9 человек делала: 1200 молочных и вино-водочных бутылок в смену. Бригада состояла из 3 мастеров-стеклодувов, 2 баночников, 1 грельщика и 2-3 относчиков.
В это время завод изготавливал бутылки для Аксайской минеральной воды, винные и водочные бутылки, 15л. баллоны и 1л. бутылки для томата Аксайскому консервному заводу.
В 1928 году был остановлен Армавирский стекольный завод на реконструкцию и в ст. Аксайскую переехала часть рабочих с семьями. В связи с этим была запущена вторая ванная печь.
В 1931году при заводе были открыты первые в станице детские ясли. В ноябре 1933 года в связи с отсутствием мазута, завод был остановлен, а рабочие направлены на с/х работы в разные места: на обмолот зерновых, сбор кукурузы.
По возвращению весной 1934 года завод был пущен на полную мощность. Было заменено и руководство завода, вместо Н. Мишина, директором стал Кригер Борис Зиновьевич. На завод начала поступать техника(автоматы Шиллера). В цеху выработки стали изготавливать оконное стекло «халявным» способом.
Молодёжь завода направлялась на учебу в различные учебные заведения страны. Завод нуждался в квалифицированных специалистах. В 1939 году с завода была направлена группа стеклоделов на завод «Восстание» Чудовский стекольный завод, где начался внедряться новый метод выдувания посуды.
Наступил 1941 год, грянула война, многие стеклоделы ушли на фронт, а те кто остался трудились не покладая рук. На заводе изготавливали стеклянные солдатские фляжки, бутылки для горючей смеси, стекла для фонарей «Летучая мышь» и другой продукции.
В октябре фашистские войска подошли к г. Таганрогу, на заводе началась частичная эвакуация оборудования. 21 ноября 1941 г. немцы взяли ст. Аксайскую, а 28 – наши войска освободили станицу. В период с ноября 1941 по июль 1942 года рабочие стекольщики самоотверженно трудились на выполнение заказов фронта.
В июле 1942года станицу снова захватили немцы. В феврале 1943 освободители увидели на месте стекольного завода руины от цехов и административных зданий. Началась самоотверженная работа по восстановлению завода.
И праздник пришел 1 мая 1946 года, аксайчане услышали басовитый заводской гудок. Старейшее предприятие Дона вступило в строй и начало выдавать продукцию – натриевую силикатную глыбу для народного хозяйства.
К концу послевоенной пятилетки в 1950 году благодаря многим рабочим завода вместе с силикат глыбой приступили к выпуску пищевой. парфюмерной тары и хозяйственной банки. Продукцию отгружали во многие города Ростовской области и за ее границы.
В 1955г. был назначен новый директор И.И.Масловский, благодаря которому была проведена работа по достройке и переоборудованию некоторых цехов. На заводе вместо жидкого топлива начали использовать для варки стекла – природный газ.
В 1956 году поступила первая отечественная машина 2-ЛАМ, для формовки стеклотары, вторая в 1957, третья в начале 1958, а в августе 1960 – четвертая. Ежегодный выпуск бутылок достиг – 30 мил.штук, силикат глыбы-до5 тыс.тон.
В 1950 – 1960 годы ознаменовались повышением производства продукции, благодаря усердию рабочих и хозяйской жилке руководителей завода. С 1959 – 1965 год на заводе осуществлялись большие строительные работы без гос. средств, а только за счет кредитов госбанка. Развитие завода продолжилось в конце 60 – и в начале 80х годов.
Аксайский стекольный завод как лакмусная бумажка отражает всю историю промышленности России конца 19 – начала 21 века. Со всеми взлетами и падениями, к сожалению, предприятие в которое была вложена душа многих поколений, не смогло оправиться от последствий 90х годов ХХ века, несмотря на попытки коллектива поднять завод в начале 2000х годов. В декабре 2008 года финансовый кризис добил предприятие, поставив на нем жирную экономическую точку. Революции и войны меркнут перед неспособными управленцами «новой» формации.
Научный сотрудник АВИМ Соломаха И.В.
01.02.201823 фото -
23 фотоВ середине – второй половине ХIX века на Дону начинается экономический подъем, который проявился в появлении новых предприятий, которые использовали различные технологии и имели различный по численности коллективы. Это были предприятия, где работали от одного до тысячи человек.
Не была исключением и станица Аксайская вольно раскинувшаяся на склонах Аксайских гор, у слияния рек Аксай и Дон. Станица, которая ведет свое основание от рыболовных тонь, богатая рыбоспетными заводами, водяными и ветряными мельницами, обогащается новыми предприятиями дающими рабочие места жителям станицы.
Ими стали салотопный завод Дмитрия Мухина, гончарные заводы Колесниковой и двух братьев Ивана и Петра Кривоносовым, мыловаренный завод Хрисанфа Норкина, мастерские по ремонту сельхозинвентаря Григорьева и Акимова и стекольный завод который расположился между горой и железной дорогой на западной окраине станицы.
Первая попытка основать стекольный завод в станице принадлежит Г. Политову, который намеревался производить на заводе бутылку. В 1873 году начались работы по строительству завода. Но в виду больших затрат и отсутствия хороших специалистов, завод прекратил производство в самом начале. До весны 1875 года бездействовал пока на предприятие, не обратил внимание Ростовский 1гильдии купец Константин Семенович Кондаинаки. Кондаинаки собрал предварительные сведения о потребностях Юга России в качественном и дешевом стекле. И после изучения спроса решил купить предприятие у Г. Политова, чтобы довести начатое им предприятие до конца.
Об отношении нового хозяина можно судить по его словам: « Тогда я твердо решился производить устройство завода, положив основною мыслью не жалеть никаких потребующихся расходов, не отступать ни перед какими пожертвованиями и препятствиями, что бы дать ход заводу и тем принести пользу всему краю и удовлетворить его насущные потребности». И его слова не расходились с делом.
В первую очередь он весной 1875 года выписал из-за границы инженера и директора, которые немедленно по прибытию начали руководить работами по устройству плавильных печей, как для бутылки, так и для оконного стекла. Работы были начаты после предварительной проверки используемых песка и глин в лабораториях за границей. Где они получили хорошие отзывы. Также была проведена предварительная проверка материалов уже на месте, в специально построенной плавильной печи.
В ноябре 1875 года завод начал свою работу. Основу мастеров бутылочников и баночников составляли рабочие вписанные Кондоянаки с различных стекольных заводов Центральной России: Астафьевы, Кривдовы, Янчины (Брянская область). Также были выписаны мастера по огнеупорам: для строительства варочных печей. Одним из них был В.А.Добровольский из Владимировской губернии, который впоследствии стал хозяином завода после смерти Кондоянаки.
За технической стороной производства пристально следили 19 мастеров-бельгийцев. Работу завода обеспечивала и большая группа 68 человек: кузнецов, слесарей и других подсобных рабочих. Не забывали на предприятии и об обучении молодых кадров, бедующих мастеров-стеклодувов, на заводе работали учениками 30 мальчиков и девочек.
Производство стекла находилось в двух каменных зданиях, в небольших горшковых и ванных печах периодического действия. Печи отапливались антрацитом и курным углем. А формовка изделий велась выдуванием в деревянных колодах и формах через металлическую трубку – непосредственно легкими человека.
На заводе вырабатывали главным образом аптечную посуду 3 и 4х гранёные флаконы, бутылочку под уксусную эссенцию, ламповые стекла, чернильницы. Позже ассортимент изделий был расширен, стали изготавливать хозяйственную банку различной ёмкости, водочные, виные и пивные бутылки.
Работа на предприятии была очень тяжелой и вредной для здоровья. Вот как это описывает Михаил Петрович Войко, которому в 1913 году было 13 лет: «Собственный рот да выдувальная трубка – вот и вся была «техника». Целый день, напрягая легкие, выдували бутылку. Топливом стекловаренных печей тогда служил курной уголь. По всему цеху шел от него удушливый смрад. Вентиляции никакой не было. За день так надышишься этим смрадом, что потом всю ночь откашливаешь черную копоть».
Несладко приходилось и «вагонетчикам», которые перетаскивали готовую продукцию в громадных вагонетках без колес. Люди надрывались на этой работе. Тяжелые условия труда, знакомство с революционными изданиями, общение с рабочими носителями большевицкой идеологии, повлияли на общее настроение в среде стекольщиков. Стачка ростовских рабочих в ноябре 1902 и демонстрация 2 марта 1903 года, не остались без участия стеклоделов. Ими была делегирована группа рабочих. Эти события и последующие война с Японией. Кровавое воскресение 905, повлияли на темы бесед стекольщиков в Мухиной балке, куда они собирались на маевки. Чаще стали обсуждать свое тяжелое положение и вырабатывали требования к хозяину. По улучшению условий труда и быта. Рабочие постепенно втягивались в революционный водоворот начала ХХ века.
Начавшаяся летом 1914 года Первая Мировая война пагубно отразилась на экономике Дона. Привела к разрухе в промышленности т транспорте. Она явилась тяжелым испытанием для семей рабочих стеклоделов. Были мобилизованы многие рабочие завода, многие погибли на фронтах или вернулись инвалидами.
Начало 1917 года на Дону было напряженным. На предприятиях началась новая волна массового забастовочного движения. И значительная часть работоспособного коллектива стеклоделов митинговала, ходила, на демонстрации, что отрицательно влияло на работу завода. Положение усугубилось с революцией в ноябре 1917 и последующей гражданской войной. Все это завершилось в 1918 году полной остановкой работы завода.
Затем в истории завода были подъемы и снова падения, последнее из которых в декабре 2008 года добило одно из старейших предприятий станицы Аксайской. О периоде 1918 – 2008годов мы расскажем в следующей статье. Ниже приводим фотографии предметов из фондов, Аксайского военно-исторического музея которые по времени производства и технической стороне могли бы производиться в ст. Аксайской. К сожалению, на продукцию в тот период товарные марки не ставились.
Фото 1. Бутыли – четверти из полубелого стекла.
Фото 2. Аптечные пузырьки из зеленого и полубелого стекла.
Фото 3. Гиря для часов.
На фото 4 представлено изделие советского времени.Узнаете бутылку? Вазочка из бракованной бутылки .
12.12.201723 фото