Коллекции » Документы

Документы

Собрание документов в нашем музее было начато всего около шестидесяти лет назад сотрудниками теперь уже старшего поколения. Формировалась коллекция в основном в 1970-1980гг. и в наши дни продолжает пополнятся, и в этом процессе принимают  участие все сотрудники музея. Цель - сохранение истории для потомков.

Музейный фонд «Документы» насчитывает свыше 4000 тысяч единиц хранения основного фонда и 600 единиц научно-вспомогательного фонда. Музейная коллекция документов включает в себя рукописи, личные документы, документы по истории  развития станицы Аксайской до революции, документы по истории церквей  Аксайского района, документы по истории архитектурных памятников и усадеб, материалы по истории Аксайского района в период Великой Отечественной войны, документы о  переписке с ветеранами войны и их родственниками, о развитии и культурной жизни г. Аксая и ее жителей. В документах запечатлена история  Аксая с середины XIХ – до начало XXI веков.
Документы  позволяют проследить историю развития Аксайского района, а так же отдельных предприятий, организаций и школ.  
    Содержат сведения о жизни и деятельности жителей города, среди которых были такие как: подполковник  Лотошников А., смотритель рыбной ловли; Коренев Ф.Ф., работающий у лесопромышленника Мухина приказчиком, Соболев А.В. - «Красный генерал»,  расстрелянный белогвардейцами в ст. Аксайской;  Зиновьев Н.С. , капитан судна «Вега», на котором снимался фильм «Дети капитана Гранта»,  Веремкович М., Попов А.,  Дьяков П., ушедшие на фронт со школьной скамьи, Герои Советского Союза, Рокачев-Вешенский – собиратель казачьих песен и многие другие.  
      Среди наиболее интересных документов — портфель капитана Короткова Павла  Алексеевича.  Предметы были найдены в полуистлевшем портфеле при разборе старого сарая в г. Аксае по переулку Гремучему, 11 в 1973 г. Кем был П.А. Коротков? О чем столько лет молчал его портфель? Как его судьба связана с Аксаем? На все эти вопросы можно ответить, изучив документы из «Портфеля капитана». Коротков Павел родился в 1912 г. в хут. Старо-Нагавском В-Курмоярского района Сталинградской области. С 1934 г. он связывает свою жизнь со ст. Аксайской, перевозит сюда свою семью: мать, сестер и братьев. Местом проживания стал дом по ул. Набережной, 94. Коротков П.А.  сохранил в своем портфеле абсолютно все свои документы, записки с адресами, письма от младшей сестры, письма в Аксай, справки  в которых упоминаются пароходы, на которых работал Павел Алексеевич, или речь идет о самом Короткове, черновики своих статей в газету. Остались в его портфеле и тетради, по которым он учился. 23 июня 1941 г. он был мобилизован в ряды РККА и отправлен на фронт. Домой не пришла даже похоронка. Капитан Коротков погиб в первые дни Великой Отечественной войны.
     В состав коллекции входят фронтовые письма, обнаруженные в 1982 г. при сносе старого дома в Ростове,  в сумке почтальона периода Великой Отечественной войны, неоднократно опубликованы в СМИ. Как показала поисковая работа,  письма, отправленные из тыла на фронт осенью 1944 года и по неизвестной причине недошедшие до адресата, с радостью были прочтены ими спустя десятилетия. Усилиями сотрудников нашего музея и журналистов Ростовской областной газеты "Комсомолец" были найдены двенадцать из тридцати четырех человек, имевших прямое отношение к письмам. Одно из них было отправлено на фронт нашему земляку Луганцеву Матвею Ивановичу его женой.

Коллекция документов постоянно пополняется интересными предметами. Так, как ещё один пример, в 1994 году при реконструкции крыши домика почтового смотрителя на музейном комплексе "Почтовая станция" были обнаружены документы подполковника Лотошникова, датированные 1832 -1857 годами, в  которых рассказывается о жизни наших земляков в то время. Документы отреставрированы и экспонируются.

Большое количество дореволюционных документов принадлежат жителям нашей станицы. Документы Кореневых рассказывают о развитии лесоторговли  в ст. Аксайской во  второй половине XIX века.

Документы  второй половины XX века и начала XXI  рассказывают об известных жителях города, современной истории города, его предприятий и организаций, политических и общественных партий и движений.

Предметы коллекции   всегда востребованы на выставках, лекциях, мероприятиях. Фотокопии документов опубликованы в газетах и журналах области, сняты  документальные  телепередачи, составлены исторические справки и записки.
Письмо с фронта 2 из станицы Аксайской 1942 г.
Письмо с фронта 1 из станицы Аксайской 1942 г.
Письмо Генерал-Полковника Лотошникова 1855 г.
Без номера - 3. Билет в кинотеатр Спартак
Без номера - 2. Письмо сестры П.А. Короткова
АВИМ_ОФ_1839-67(1) Газета Доно-Кубанский большевик № 96, 28 июля 1940 г. (вырезка)
АВИМ_ОФ_1839-61(1)
АВИМ_ОФ_1839-28 Характеристика на 1 помощника капитана парохода М. Горький Короткова П.А.
Альбомы
  • 13 фото
            ЭКСПОНАТЫ РАССКАЗЫВАЮТ…
            

        В фондах Аксайского военно-исторического музея собраны предметы, касающиеся жизни и деятельности Владимира Дмитриевича Гладченко, бывшего директора, руководившего практически тридцать лет. Предметов немного, они включены в разные коллекции, но достаточно полно «рассказывают» о непростой судьбе человека.
        Как известно, Владимир Дмитриевич всерьез увлекся и «заболел» историей не сразу. Все это к нему придет, но значительно позже. В 60-е годы Гладченко был учеником столяра, а затем столяр 2-го разряда на Аксайской мебельной фабрике, затем грузчик Аксайского консервного завода, служил в рядах Советской Армии, учился в городском профессионально-техническом училище № 10. В 70-е годы был помощником начальника 2-го отделения Аксайского районного отделения общества охраны памятников истории и культуры. С 1975-1978 годы – военный руководитель и заведующий музеем в Аксайской средней школе № 1. С 1992-2002 годы – директор музея истории города Аксая. В 2002 году музей получил название «Аксайский военно-исторический музей».
        Владимир Дмитриевич по зову сердца поступил и закончил исторический факультет Ростовского Государственного Университета. В коллекции «Документы» есть его курсовые работы, тетради по семинарам, рецензии преподавателей.
        Гладченко всегда мечтал о достойном музее в городе. Путь до областного учреждения культуры был нелегким. Шаг за шагом Владимир Дмитриевич доказывал о необходимости создания городского музея, где работа велась бы по нескольким направлениям. История станицы Аксайской и города Аксая поистине уникальна и интересна. Ведь хранить и показывать было много чего для будущих поколений. А в городе сохранилось много архитектурных памятников XVIII и  XIX века.
        Владимир Дмитриевич понимал, что работа в музее должна вестись по нескольким направлениям. Необходимо было не только собирать и хранить предметы, но активно их изучать и популяризировать.
        Гладченко был поистине энтузиастом своего дела. Этого скромного человека частенько можно было видеть едущим на велосипеде или шагающим по городу с сумкой на плече. А в сумке непременно находились блокнот и ручка. А вдруг нужно записать очередную захватывающую легенду или рассказ об интересном экспонате!
        Владимир Дмитриевич часто стучал в закрытые двери, просил помощи, доказывал, спорил. Многие откликались и шли навстречу. Гладченко был прекрасным хозяйственником, не гнушался грязной работы. Вместе с сотрудниками он белил, красил, цементировал. В коллекции «Фотографии» много снимков, на которых Владимир Дмитриевич вместе с коллегами «реставрирует» так называемые подземелья крепости в Берданосовке или участвует в субботниках, приводит в порядок территорию музея.
        Владимир Дмитриевич очень много работал в архивах. Он собирался написать книгу об Аксае, но, к, сожалению, так и не успел. Сохранилось много выписок, написанных красивым, аккуратным почерком. После смерти Владимира Дмитриевича его друзья, соратники Донского Пушкинского общества подготовили и выпустили книгу с историко-краеведческими очерками Гладченко «Дороги серебряной подковы Дона», в которой рассказывается о путях сообщения Аксайского района, об истории их создания. Она вошла в коллекцию «Книги, газеты, журналы» как и ранее еще одна книга Владимира Дмитриевича – «Мидель Аксайских судов».
        Владимир Дмитриевич жил музеем и всегда искал в работе что-то новое и интересное. У него были налажены прекрасные связи с общественностью. Будучи заведующим, музея в Аксайской средней школе № 1, он организовывал интересные встречи для ребят с ветеранами Великой Отечественной войны, вел с ними активную переписку, пополнял фонды экспонатами. Кроме этого Гладченко руководил клубом интернациональной дружбы. Он вел переписку с коллегами из Болгарии, делясь знаниями и опытом работы. В коллекциях музея есть фотографии, письма, пригласительные наиболее полно отражающие работу в этом направлении.
        Владимир Дмитриевич очень тесно сотрудничал с редакцией газеты «Победа». На ее страницах было напечатано много статей об интересных людях,  о городе, об экспонатах. Гладченко был желанным гостем «Победы», в коллекции музея находятся пригласительные, адресованные именно ему.
        У Владимира Дмитриевича всегда было много идей и задумок. Одна из таких смелых идей – это проведение Пушкинских праздников поэзии на территории музейного комплекса «Почтовая станция». В коллекции «Документы» даже есть «Устав Пушкинского общества».  Эти праздники стали традиционными, собирают, и по сей день любителей поэзии, коллекционеров экслибрисов и старинных книг.  В коллекции «Фотографии» есть несколько снимков конца 90-х – начало 2000-х годов, на которых изображены почетные гости праздника: друг музея, библиофил Леонид Федорович Тартынский, художники, поэты, хореографические и вокальные коллективы.
        Предметы, которые входят в различные коллекции музея «рассказывают» нам о жизнедеятельности Владимира Дмитриевича Гладченко, который посвятил свою жизнь музейному делу.




                                Старший научный сотрудник Аксайского военно-исторического музея Волощук Л. В.    
    07.12.2018
    13 фото
  • 64 фото
    Волощук Л.В. старший научный сотрудник отдела "Почтовая станция"
    Время неумолимо течет рекой. Как мало осталось тех мужественных солдат, когда-то громивших фашистов.
    Сегодня эти люди уже преклонных лет. Ведь именно они, ценой своей жизни принесли победу в каждый дом, такую долгожданную и желанную.
    Для нас, потомков, очень ценны найденные документы, фотографии. Самые дорогие реликвии - фронтовые письма. Вот они лежат перед нами. В нашем музее есть собрание писем Чеботарева Дмитрия Михайловича к Бузиновой Надежде. Эти письма нашли школьники-краеведы Аксайской средней школы №2 (ныне АСШ№1) в разрушенном доме по адресу: г. Аксай, Вокзальный спуск № 10 , там проживала Бузинова Надя.  
    Когда стали изучать, читать эти письма, то подступал комок в горле, и предательски наворачивались слезы на глазах. Эти письма - история любви и жизни двух молодых людей, которые строили планы на будущее, мечтали учиться. Но ненавистная война перечеркнула все.
    Письма охватывают довоенный период- 1939 и годы войны (1940 и 1941 г.). Дима, отправляющий весточку своей любимой, конечно, не думал, что его послания когда-нибудь будут изучать и читать посторонние люди. Поэтому письма часто были откровенными с многочисленными приветами родным и близким.
    Довоенные письма полны надежд. Вот ребята советуются друг с другом, куда именно пойти учиться, а вот письмо – признание в любви Надежде, такие простые и искренние. А вот текст секретки, в котором просят прийти на вечер Диму и Надю в дом Сорокиных.
    В некоторых письмах Дмитрий просит прощения, что не смог прийти на свидание к любимой и пишет: «Как только буду в первой смене, то я к тебе приду. Митя». Очень часто Дмитрий в письмах писал тексты песен: «Он уехал», «Очи голубые», «У фонтана», наверное, он был романтиком, и эти песни оказались созвучны состоянию его души.  
    Следующий период написания писем – это 41й год. В одном из писем, Дмитрий просит Надежду уничтожить записку, о предложении ему поступать в авиационное военное училище. Так же пишет о предстоящей службы в армии, надеется на взаимопонимание и дальнейшее дружеские отношения.
    Многие письма Димы короткие и сдержанные. Одни написаны перед боем, другие в госпитале, несмотря на то, что он писал о неизбежности войны, письма полны оптимизма и верой в победу над фашизмом.    
    Очень часто в письмах к Наде, Дима вспоминает жизнь на «гражданке», а так же описывает бой недалеко от города Бердичева, фронтовые будни. И в каждом письме спрашивает о жизни в станице, передает привет друзьям и родным.
    Мужество и героизм стали повседневными. О подвигах писали очень коротко и скромно. Не секрет, что письма просматривались военной цензурой. Слова из строчки, содержащие важную информацию, зачеркивались или закрашивались черной тушью. На фронтовом треугольнике ставился штамп «Просмотрено военной цензурой».
    Материалом для писем было то, что находилось под рукой: папиросная бумага, тетрадный лист, канцелярский бланк. Письма из госпиталя писались чернилами, а в полевых условиях карандашом. Часто купить конверт было невозможно. Листок бумаги сворачивали в треугольник, на нем писали адрес. Определить местонахождение солдата было нельзя. В обратном адресе указывалась действующая армия, номер полевой почти и части. В каждой строке фронтовых писем видна любовь к своим родным, близким, к городу, к Родине, которая находится в опасности и ждет победы над врагом.

    Прошу вас, храните солдатские письма.
    Они и просты, и порою грустны,
    В них столько надежды и вечного смысла,
    Прошу вас: храните солдатские письма,
    Тревожную память людской доброты!
    (М.Львов)


    27.06.2017
    64 фото