Коллекция

Разнообразие типов вышивки в коллекции АВИМ
21.12.2023
В наше быстротечное время лишь единицы занимаются чисто женскими ремеслами: шитье, вышивка, рукоделие, вязание... Если мама или бабушка в доме умеет шить, вышивать, вязать, плести, то девочка обязательно научится этому. Вышивка - это очень интересно, особенно если старшие уделяют этому внимание, рассказывают о значении вышитых узоров, объясняют младшему поколению назначение вышитых оберегов. Многие об этом не знают, но каждый вышитый цветочек, домик, птичка или узор имеют свое собственное значение.
Вышивать можно на пяльцах, руками, а можно и на швейной машинке. Вышивка может быть очень простая, а может быть очень сложная. Помимо ручной и машинной вышивки существует много направлений: вышивка крестом, гладью, с применением различных швов, вышивка «ришелье» - обшивается рельеф рисунка, а некоторые части в рисунке вырезаются ножничками. Получается очень воздушный, рисунок, по сути - кружево, которое если положить на цветное поле сразу меняется, появляется фактура рисунка. Используя такие возможности, наши женщины стали добавлять в вышивку лоскутки тканей – получилось новое направление в шитье – аппликация. В далекое время, используя только лоскутки, наши бабушки шили лоскутные одеяла для семьи, одежду для детей, вставляли кусочки в рушники и скатерти, рубахи, кофточки. Наши бабушки умудрялись из ничего – из ниток и остатков ткани и ленточек, пошить нарядные платьица девочкам, рубашки и штанишки мальчикам. На Руси ткань стоила очень дорого, поэтому и берегли, и использовали её всю, до последнего лоскутка.                
Вышивка «крестом» - самая простая, ею несложно научиться работать самому. В прежние времена в нашем краю девушки и женщины вышивали рушники и скатерти своим мужьям и женихам. Рушники были свадебные, обыденные, в путь-дорогу, на рождение малыша, на рушниках опускали умершего  в землю. На каждом из них была своя вышивка, свой орнамент. Если рушник прохудился, его не выкидывали, а убирали  порвавшуюся часть, вставляли новую, обшивали красивой вышивкой – казалось он стал ещё интересней и продолжал служить семье. В рушниках можно увидеть вышивку крестом, вышивку различными швами, гладью, дополняли кружевами, обвязывали цветными нитями – каждый украшал как умел, но каждый хотел превзойти в своем мастерстве подружку, соседку. На Руси все женщины были рукодельницами, иначе не получалось. На выставках в нашем музее Вы можете увидеть различные рушники, скатерти, рубахи, шторы, выполненные нашими бабушками и мамами всеми способами шитья, теми что они владели.
Вышивка может быть лицевая, а может быть и двухсторонняя, как крестом, так и гладью и это уже целое искусство! Вышивка гладью может быть и объёмной. Гладью вышивают рельефные цветы, птиц, животных, которые переливаются всеми цветами радуги. Гладью вышивают картины, которые издалека, а иногда и вблизи, не отличить от написанных кистью. Обратите внимание на портрет А.В. Суворова – работа гладью, такие портреты вышивали маленькие девочки в возрасте до 7 лет. Настолько тонкая и аккуратная работа!
Существует вышивка металлическими нитями – так называемое «золотое» шитье. Такое шитье очень дорогое, работали с ним только «золото-швеи». Использовалась такая вышивка на мундирах офицеров и высших чинов, на представительских платьях известных персон. Стоила работа очень дорого, была достаточно трудоемкой. В 1990 году наш музей передал на реставрацию в Государственный исторический музей г. Москвы, художнику-реставратору Т.Ю. Венцель, военный мундир, жилет и панталоны, найденные на нашем старом кладбище мальчишками. К сожалению, до сих пор мы не смогли установить имя хозяина военной формы, но сами предметы представляют собой историческую ценность. Сюртук имеет золоченые погоны с эполетами и золоченые обшлага на рукавах, золоченая вышивка на вороте, сохранилась настоящая (одна) пуговица ХIХ века. Конечно, вышивка потеряла свой первоначальный блеск, но качество работы изумительное: золоченое шитье потемнело, но видны аккуратно положенные швы, каждый листок четко вышит, каждая веточка просматривается. На такую работу можно любоваться часами. В наше время подобную работу выполняют на станках – вышивают погоны для офицеров, шевроны, кокарды на фуражки и т.д. Но в геральдике знамен государственного значения по индивидуальным заказам до сих пор работают такие же умелицы, как и раньше.
В тяжелое время для страны, рукодельницы научились вышивать простые коврики, используя усовершенствованную иглу. Так называемая ковровая вышивка. Игла с нитью прокалывает ткань, оставляя петлю на обороте. Можно оставить так, получается петельный коврик.  Или, если эти петли разрезаются и выравниваются - состригается определенная длина ниток, на лицевой стороне получается ковровый рисунок, мягкий и приятный на ощупь, красивый, цветной, радующий глаз. Вы можете увидеть у нас работу 1960 годов Р.Г. Выскочкиной - учителя математики АСШ № 2 – «Полевые цветы» (Панно декоративное).
В нашей стране широко использовалась вышивка на одежде. Вышивали в далекие времена девушки мужские рубахи в подарок жениху, рушники для членов семьи и в подарок, скатерти, салфетки, платки, головные уборы и пояса украшали не только вышивкой, но и бисером, бусами, разноцветными камнями. Часто пояса плели вручную, закрепив нити на палочке или специальном приспособлении. Нити переплетались, образуя рисунок - оберег для жизни, здоровья, благополучия человека, которому он предназначался. Девочки с малолетнего возраста готовили себе приданое – шили, вышивали, учились всему, что умели мамы и бабушки. К моменту свадьбы у невесты должен был собраться целый сундук необходимых для жизни в доме вещей. В наше время также периодически в моду входят платья, кофточки и юбки с вышитым рисунком, с «ришелье», с различными современными орнаментами, которые повторяют некоторые рисунки прошлого, с великолепными кружевами. Кружева, рисунки и аппликации сейчас выполняют на специализированных машинах, часто цветными нитями – получается очень красиво.
Некоторые из Вас видели плетение шпулькой – «фриволите». Нитью, намотанной на шпульку, умелица завязывает узелки, переходя по рисунку в стороны, собирает определенный узор. Работа очень кропотливая, очень тонкая, но результат того стоит. Эта работа похожа на работу с веревками - «макраме», но на веревках вы не получите такие кружева для одежды. Они будут очень громоздкими и тяжелыми. А вот тонкой нитью наши бабушки плели «фальшонки» - головные уборы казачек, воротнички, которыми украшали кофточки и платья себе и детям. Очень похоже это плетение на работу с «коклюшками» - на деревянные шпульки (10-45 шт.) наматывается нитка, на валике с наложенным на него рисунком, начинает свое волшебное плетение мастерица – перекладывает нити с одной стороны на другую, переплетает их, крепит иголками с ушком, и далее из всего этого – получаются красивые, удивительные «вологодские» кружева – ленты и воротнички вставляют в платья, скатертями и салфетками украшают мебель. А по трафаретам плетут фрагменты одежды, которые мастерицы связывают и получаются очень дорогие, непревзойденные по красоте, эксклюзивные платья, с оригинальным, не повторяющимся рисунком. Цена этих изделий очень высока.
Умелицы вышивали картинки бисером. Небольшие, но ценились они дорого. В наше время опять вернулось умение вышивать бисером. Многие женщины стали вышивать картины и иконы по канве. Сегодня продаются готовые наборы для рукоделия – как для вышивки, так и для бисера. Между тем, появилось новое направление в работе с бисером и пайетками - работа со стразами – «алмазная мозаика». Эта работа попроще, нитку вдевать в иглу не надо, но необходимо очень аккуратно выкладывать цветные, блестящие пластинки на клеящую поверхность понравившегося Вам рисунка. Такая работа также очень трудоемкая, кропотливая, но также интересна.
Плетение салфеток на рамках – достаточно легкое занятие для детей, главное правильно сделать рамку. А дальше все просто: нужно нити закрепить на гвоздиках рамы в определенном порядке по цвету, и в определенном направлении, чтобы получился рисунок. Далее нужно потрудиться и завязать узелки на каждом пересечении ниток и оставить небольшие одинаковые хвостики. Такую работу может выполнить даже малолетний ребенок – она развивает моторику пальчиков малыша. Хорошо получаются салфетки с геометрическим рисунком. Но если потрудиться, может получиться и другой рисунок – в стиле мозаики. В нашем музее хранится пока только одна такая салфетка-дорожка с геометрическим рисунком, выполненная на рамке жительницей х. Большой Лог.
Мы можем отличить вышивку русскую от молдавской, белорусской, украинской, каждая область в нашей стране имеет свои любимые узоры, расцветки тканей. В зависимости от погоды в регионах, отличается качество тканей – где-то легкие, тонкие, а где-то плотные. На Севере нашей страны вышивка присутствует на национальной верхней одежде, на обуви, причем вышивка очень яркая, с бусинками и бисером по оленьему меху. Работа эта очень трудоемкая – попробуй прошить двойной слой кожи и не повредить её, и при этом не порвать нить!
Вышивки отличаются по мотивам, по национальным признакам. Наша страна очень большая, много мотивов и стилей в работе вышивальщиц и кружевниц. Если вы подумаете, то вспомните самые известные на Руси: «хохлома», «гжель», «северные мотивы», «казачьи рушники», «вологодские кружева», «оренбургские платки» - это далеко не все известные нам рукоделия. Каждый регион нашей страны имеет свои отличительные черты, свою вышивку, свои мотивы. Но многих из нас объединяет одно увлечение – рукоделие – объемное слово – «делаем своими руками», и в его значение входят и шитье, и вышивка, и плетение кружев, и украшение домов и мебели, наличников на окнах, ворот и калиток, резных рамок, и т.д. Эти увлечения многим помогают справиться с проблемами, помогают получить удовольствие от работы, скоротать время, сделать подарок своими руками, украсить свой дом и порадовать других своим самобытным искусством. Приходите к нам в музей, любуйтесь этими работами, перенимайте творческое искусство наших мам и бабушек!