Коллекция

Хрупкая красота
14.11.2022
«Стекло красиво. Оно красиво в работе и в куске красиво, и в изделии. Это сказочный материал, в котором преломляется свет, в котором все играет и блестит».
Для современного человека стекло стало чем-то вполне обыденным. Мы привыкли видеть его каждый день в окнах домов, пользоваться стеклянной посудой, очками, зеркалами и многим другим.  Мы воспринимаем его как что-то естественное и существовавшее всегда. Этот материал уже  давно вошел в нашу жизнь.   Но какова его история, кто первым начал его обрабатывать и с чего же все началось? История его появления в искусственном виде уходит на многие столетия.  
Еще в каменном веке люди научились обрабатывать вулканическое стекло (обсидиан), из него делали наконечники стрел, копий и другого режущего инструмента.
Ученые сходятся во мнении, что родиной обработки стекла является сирийское побережье (Месопотамия, Финикия или Древний Египет). Стекло   стало побочным продуктом при производстве керамики или металлов.
Открыв для себя новый удивительный материал, люди начали раскрывать его свойства и внедрять в свою жизнь. Одними из первых обнаруженных изделий из стекла стали украшения.
Наиболее древние фрагменты стеклянных изделий, обнаруженных при археологических раскопках, датируются 3 тысячелетием до нашей эры. Все изделия были из цветного стекла и только  в 9 в. до н.э. были открыты технологии по производству бесцветного стекла.
В каждом регионе существовали свои особенности производства стекла, мастерство и технологии передавалось в строжайшей тайне от мастера к ученику.
Величайшим периодом в истории стекла (в период Римской Империи) стало изобретение стеклодувной трубки сирийскими мастерами между 27 г. до н. э и 14 г. н. э.
С ее помощью человек научился выдувать стекло и придавать стеклянным предметам желаемую форму и размер.
Античная  техника стеклоделия была перенята мастерами средневековья, которые смогли создать листовое стекло. А мастера из Венеции пошли еще дальше – история стекла была бы другой без огромного вклада в нее венецианцев. Они много  работали над  свойством стекла, добившись его прозрачности. Помимо посуды и стеклянных листов, мастера из Венеции создавали линзы для очков, а также зеркала. Стекловарение было крайне популярной отраслью – почти половина жителей города к ней были причастны. Вероятно, многие слышали про остров Мурано, «меку» стеклоделия.
На Русь стекло попало из Византии. Осуществляя раскопки в Киево-Печерской лавре, археологами были найдены стекольные мастерские, относящиеся к XI веку. Изделий, конечно, сохранилось не много, но они очень выразительны. Впоследствии  большинство секретов стекольного мастерства и само производство были  утрачены.
Всемирная история неоднократно подтверждает: некоторые вещи человечеству приходилось изобретать заново. Возрождение стекольного дела произошло в XVII веке, а именно в 1639, когда был построен неподалеку от Санкт-Петербурга завод, производивший стекла для окон и аптекарские склянки, через 30 лет открылся Измайловский завод. Там изготавливались только дорогие изделия, прообразом которых стали венецианские шедевры.

Промышленная революция XVIII-XIX веков стала важным этапом и в истории стекла. Разрабатывались печи нового типа, изменялись технологии. Появилось множество новых заводов, продукция которых создавалась уже для широких масс, а не для титулованных особ. Стекло стало доступным для всех. В начале прошлого века в России работала масса предприятий, производивших как посуду, так и листовое стекло. Но оставался немалым и объем импорта.
Сегодня я хочу поделиться с вами самыми необычными и красивыми, на мой взгляд, стеклянными произведениями искусства из коллекции Аксайского военно-исторического музея.
В  музейной коллекции отражена история появления стекла и его значение в жизни человека. Начиная с бус и подвесок до современных произведений стеклоделия. На работавшем в станице Аксайской стекольном заводе выпускали в основном сортовую продукцию, были мастера стеклодувы, делавшие штучные изделия. Таким изделием является графин переданный Анатолием Александровичем Иевлевым, потомственным стеклоделом. Графин выполнялся в несколько этапов возле раскаленной варочной печи. Внутри мастер поместил фигурку петушка, а закрыл сосуд полой  пробкой в виде чертика. Графин был изготовлен в 30е  годы 20 века. (Рис.1)
Вторым экспонат это флакончик в форме фигурки чертика. Флакон изготовлен из бесцветного стекла с накладом деталей из цветного стекла. (Рис.2)
Следующие два экспоната являются изделиями аксайских мастеров конца ХХ века. Мастера вместе с пищевой и технической бутылкой изготавливали вот таких красивых сувенирных лебедей. Они разлетались по всей стране. ( Рис.3,4)
Следующим экспонатом является декоративная ваза «Крылатая». Она была изготовлена в честь 30 летия Победы в Великой Отечественной Войне. (Рис.5)
С художественным стеклом связана  жизнь нашего земляка Юрия Васильевича Жульева. Юрий Васильевич родился в 1939 году в ст.Аксайской. Блестяще окончил художественное училище имени М.Грекова в Ростове-на-Дону и Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В.Мухиной. После аспирантуры долгие годы его жизни были связаны с  крупным Чудовским стекольным заводом «Восстание» в качестве главного художника, а затем заместителя директора.
За 40 лет работы он создал уникальную серию работ, которые хранятся  в 32 государственных музеях России и в крупных частных коллекциях разных стран мира.
48 авторских работ Юрия Жульева широко тиражировались комбинатами прикладного искусства Союза художников.
Создаваемые Жульевым бытовые вещи, удивительно сочетали в себе два почти противоположных качества: практичность и уникальность.  Но самое главное – Жульев был мастером-экспериментатором. Человек энергичный, горячий, он на всю жизнь влюбился в стекло, использовал в бесконечных соединениях форм и красок свойства прозрачности.
Юрию Васильевичу посчастливилось найти свой путь и быть признанным – двойное счастье.
На фото 6 и 7 две работы Юрия Васильевича, первая хранится и экспонируется в нашем музея, а вторая хранится в Государственном Историческом Музее в Москве.
Оказывается из этого хрупкого материала можно создать удивительной красоты стеклянный мир! Поразительные по разнообразию техники поражают своей неординарностью и фантастическими результатами работы.
Стеклянный мир очень удивителен и многогранен. Возможности этого материала мне кажутся безграничными. Варианты поглощения и преломления света, игра отражения и полупрозрачных теней, кристальная прозрачность или переливающаяся цветовая палитра делают каждую работу уникальной и неповторимой. Тонкая грань прочности и хрупкости стекла придает искусству какой-то магический шарм, который заставляет смотреть на него благоговением.