Коллекция

Гончары Аксая
14.11.2022
       Гончарство — одна из самых древних специальностей, обслуживающих не только быт, но и обрядовую сферу жизни крестьян. В местных традициях гончара называли также «горшеней» и «горшечником» по названию одного из основных изделий ремесла — горшка, «глинником» — по главному материалу ремесла. Само слово «гончар» произошло от древнерусского «гърньчар», восходящего к названию горшка — «гърньць», которое, в свою очередь, образовалось от «гърнъ», означающего профессиональное орудие труда — горн.
   Гончар, как и представители других архаических профессий — кузнец, мельник, пастух, — в мифопоэтическом сознании занимает особое место. Известно, что в народной среде существовало представление о гончаре как ремесленнике, наделенном божественной природой: он лепит горшки, подобно тому как во времена первотворения Бог создал из земли человека.
   Гончарное ремесло, как и кузнечное, основано на использовании мощнейшей стихии — огня — и на умении управлять ею. Поэтому в народных представлениях гончару, как и кузнецу, приписывались владение необычным знанием и магической силой.
   Профессия гончара требовала значительных познаний в области преобразования различных природных веществ и четких представлений о специфических химических процессах, что далеко не всегда было доступно крестьянскому сознанию. Крестьяне видели, как правило, только результат работы гончара — керамическую утварь. Даже при пристальном слежении за действиями гончара и их последовательностью у наблюдателя всегда существовала уверенность в наличии особых секретов ремесла. В народе считали, что в посуде гончара, не владеющего профессиональными тайнами, не будет получаться хорошая сметана или не смогут храниться продукты.
   Действительно, изготовление гончарных изделий обставлялось множеством правил и запретов, которые были неизвестны обычным людям. Знающий гончар отправлялся за водой для изготовления посуды только в субботу, до восхода солнца. Придя к источнику, он говорил: «Я пришел по воду, делать кувшины для сыра, для сметаны, для масла». Возвратившись домой, мастер тут же заливал глину водой и начинал ее месить.
Традицией предписывалось начальные этапы обработки материала совершать только до восхода солнца, иначе, по поверьям, посуда не будет удачной. При формовке каждого сосуда следовало сказать вслух, для какой цели он делается: для сметаны ли, для масла ли, для чего-либо еще. Во многих славянских традициях гончары в конце дня, завершая работу, чертили на оставшемся на гончарном круге куске глины крест, чтобы нечистая сила не вращала круг ночью. Клейма в виде крестов на днищах горшков известны из археологических находок. К особым знаниям гончара относилось умение чувствовать качество материала и придавать ему форму, правильно расставлять многочисленные изделия в горне и регулировать температуру обжига. Отсутствие знаний и профессионального чутья могли на любом этапе работы свести усилия ремесленника на нет. Изделия могли получиться некрасивыми, непрочными, пойти трещинами, разбиться вовсе или просто оказаться неудачными уже при использовании в хозяйстве.
История станицы Аксайской занятие жителей которые проживали на этом месте также связана с изготовлением керамики, различной по технике производства, формам и ее декорированию. Весь период можно разделить на четыре этапа. Первыми гончарами были носители Кобяковской культуры.
Кобяковская культура финальной эпохи бронзы. Поселения датируются 14 – 9 веками до н.э.   К этой культуре так же относятся поселения: Сафьяново, Нижнеглиновское, Хопры.
На Кобяковском городище были открыты производственные постройки, в которых производился обжиг керамики. Для этого использовались открытые очаги без специальной топочной камеры. Производственные мощности превосходили потребности отдельных семей и были ориентированы на сбыт в ближайшей округе.
Для Кобяковой культуры характерна лепная керамики, среди которой можно отметить кухонную утварь (плошки, горшки); кухонно-тарная имеет большие размеры (имеют верёвочный и зубчатый орнамент), внутренние стенки залощённые; столовая посуда (кубки и кубкообразные сосуды, имеющие верёвочный и зубчатый орнамент, черпаки, миски, чаши). Пышная орнаментация кобяковских кувшинов и кубков своеобразна, но аналогии некоторым мотивам мы находим на северокавказской посуде финальной бронзы и позднейшего предскифского периода. Там же усматриваются и истоки веревочного орнамента.
В конце бронзового периода на Дону Кобяковское городища прекращает свою жизнедеятельность, судя по следам пожарищ на них — это произошло в результате военного столкновения.
Кобяковская культура в степном Закубанье стала   одним из компонентов сложения протомеотской культуры.
Меотская археологическая   культура — археологическая культура перехода от бронзы к железу и железного века.
Культура существовала примерно с IX до н. э. по III в. н. э., окончательно сформировалась к VIII веку до н. э. Основа хозяйства меотов — земледелие, рыболовство. Также большое значение имело скотоводство — разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней и лошадей. Меоты имели ремесленное производство, металлургию, их керамика пользовалась спросом у соседних оседлых и кочевых племён.
В I веке до н.э. значительная группа меотов мигрировала из Прикубанья на Нижний Дон, где основали несколько поселений. Одним из них было Кобяковское городище.
Городище было крупным гончарным центром, что подтверждают находки гончарных горнов, бракованной продукции – сероглиняной посуды, изготовленной на гончарном круге. На территорию Дона меты приносят традиции изготовления керамики с Прикубанья. Где они познакомились с гончарным кругом и изделиями античных мастеров изделия, которых они массово копировали.
Кружальная керамика довольно разнообразная: кувшины, горшки, миски, тарелки, вазочки на ножках. Поверхность лощилась и изделия обжигались в восстановительной среде.
Лепная керамика производилась на всех поселениях Дона и занимает третью позицию по находкам после тарной керамики и кружальной посуды местных гончаров.
Городище погибло вместе с Танаисом и др. поселениями его округи в нач. 250-х гг. н. э.
В течение 18 – нач.20 века на территории России существовало огромное количество больших и малых гончарных мастерских. Вырабатывали они простую обварную, черную и поливную посуду из красной и серой глины. Изделия в большом количестве поступали на Дон, где в 18 – первой половине 19 века гончарного производства не было. В 19 веке с притоком переселенцев-гончаров с Украины и других мест, на Дону начинает развиваться гончарное производство.  Именно с этим периодом связано производство керамики и в станице Аксайской.
Крупные центры находились на Среднем Дону, где были хорошие гончарные глины.
Крупнейшим центром был 2 Донской округ, где в 1880 году в ст. Старогригорьевской находилось – 40 заводов, а в ст. Сиротинской – 6 заводов. А в 1883году в округе работало уже 104 завода. Готовую продукцию на баржах перекупщики сплавляли на Нижний Дон.  Цена изделиям от 1коп. до 15 коп.
Во второй половине 19 века видя прибыльность данного занятия в ст. Аксайской вдова мещанина Анна Тимофеевна Колесникова организовывает гончарное производство (кроме этого, у нее был и кирпичный завод). На гончарном заводе в 1880 году работали: 1мастер и 2рабочих, все иногородние. Было изготовлено 3000штук керамических изделий. В этот год прибыль составила – 400 рублей.  Кроме этого, другой письменной информации о работе завода нет. Ассортимент мастерской неизвестен. Место расположения мастерской неизвестно.
В 1885 году в ст. Аксайской по статистическим отчетам упоминаются два гончарных предприятия принадлежавших крестьянам братьям Петру и Ивану Кривоносовым. Братья сами изготавливали посуду, рабочих не было. В этом году на первом было изготовлено 7000 шт. изделий на сумму 250 рублей, а на втором 6000шт. на 250 рублей.                                                                                                           В середине 90х годов ХХ века в музей обратился житель г. Аксай, проживающий на улице Стекольной с информацией о том, что вовремя земляных работ было обнаружено большое количество битой глиняной посуды. На место вышли сотрудники музея, которые собрали небольшую часть керамики из стен ямы. В основном это были фрагменты стенок и венчиков сосудов, покрытых желтой поливой.
В 1998 году бывшим сотрудником музея Осыкиным А. в небольшой безымянной балке, впадающей слева в Кобякову балку, был обнаружен сброс бракованной посуды. При визуальном осмотре был обнаружен обрушившийся свод топочной камеры гончарной печи. Печь была сооружена на левом склоне балки в ее устьевой части. В 20 метрах к Югу от печи протекает ручей. Склоны балки слагают различные по качеству глины, которые вполне могли использоваться гончарами. Была собрана керамика с поверхности склона и верхней задернованной площадки. Также был взят фрагмент обмазки и предметы, которые использовались в сооружении топочной камеры (кирпич огнеупорный, изразец). Эти предметы были взяты из завала внутри печи.
При камеральной обработке удалось склеить один сосуд и несколько полных профилей сосудов. Это небольшая крынка с небольшим, низким туловом конической формы. Высоким горлом со слегка отогнутым наружу верхним краем и небольшим утолщением на внешней поверхности.  Венчик скруглен. Дно плоское, по краю рантик. Внутри сосуд покрыт поливой зеленого цвета. Черепок плотный светло коричневого цвета. Без видимых примесей. Высота-21см; диаметр тулова наибольший-10,5см; диаметр венчика-9,5см; диаметр дна-5,8см. (Рис.4) Второй предмет — это тоже крынка, но с утраченным венчиком. Тулово низкое, коническое, сужающиеся к донышку. Дно плоское с небольшим рантиком. Плечико округлое переходящее в цилиндрическое горло. Внутри крынка покрыта поливами зеленого и желтого цветов. Черепок в изломе плотный светло коричневого цвета. В тесте примесь мелкого песка. Высота сохранившаяся-16см; диаметр наибольший-12см; диаметр дна-6,5см. (Рис5) Третий предмет — это горшок с приземистым туловом яйцевидной формы. Плечико узкое округлое. Шейка высокая, слегка отогнутая наружу. К тулову и к венчику крепится петлевидная ручка. Покрыт поливой: внутри желтовато-коричневой, снаружи венчик и плечико-зеленого цвета. Черепок плотный коричневато-красного цвета, с небольшой примесью мелкозернистого песка. Высота сохранившаяся-11,5см; диаметр наибольший-13,7см. (Рис.6)
Из другого собранного материала можно выделить различные по емкости цветочные горшки и поливные миски. Миски были бракованы как при утильном, так и поливном обжиге. Они покрыты в основном поливой зеленого цвета. Бортик у мисок невысокий, вертикальный. Очень похожие миски только серолощеные производились на Кобяковском городище в первых веках нашей эры. Можно предположить, что гончар взял за образец найденный фрагмент меотской миски.
Описаний предприятий не обнаружено, но есть описание предприятий 2 Донского округа: «каждый из означенных заводов… одно строение деревянное или плетенное крытое сеном или соломой».  Это было помещение, где работал гончар, сушились изделия, и хранился небольшой запас глины для работы.
Обжиг производился в горне, сооруженном в стенке балки. От горна частично сохранилась нижняя топочная часть. Обжигательная камера разрушена. Основной сброс брака производился на правую сторону от горна.  Обжиг изделий мог производиться с использованием прессованного навоза, или соломы. Например, соломы на год закупалось 40 возов на 40 рублей.  Сбыт изделий производился на месте или развозом по соседним населённым пунктам.  
К сожалению, печь сейчас срезана при строительстве автомобильной дороги из г. Аксай к М4.
Новая страница гончарства в Аксае связана с основанием мастерской художественной керамики 30 сентября 1985 года.  Инициатором образования и бессменным руководителем предприятия стал Гор Саркисович Тарасян.  Предприятию пришлось много пережить за это время — и успехи, и достаточно трудные времена. И сейчас ООО «Гаянэ» — ведущий производитель художественной керамики на юге России, чья продукция широко известна не только в нашей стране, но и за её пределами. Ассортимент выпускаемой продукции включает более ста двадцати наименований: оригинальные цветочные горшки, вазы, сувениры, электрошашлычницы, тандыры, шамотную продукцию, самые разнообразные виды керамических изделий. Они пользуются спросом у покупателей не только в ростовской области, но и далеко за ее пределами. Трудовой коллектив предприятия постоянно работает над обновлением ассортимента продукции. Представители фирмы принимают активное участие в выставках и ярмарках. В активе нашего предприятия дипломы, грамоты, ценные подарки, благодарственные письма, различными наградами в том числе медалью ВДНХ и дипломом ВВЦ, подтверждающие неизменно высокое качество продукции ООО «Гаянэ».
Для предприятия характерны эксклюзивные авторские вазы, горшки и другие керамические изделия, которые можно заказать у мастеров.
Интерьерные напольные вазы с различным дизайном и украшенных эксклюзивным орнаментом от Аксайских мастеров-керамистов.
Изделия из шамота. Компания "Гаянэ" — один из лидеров на рынке в производстве изделий из шамота — уникального материла, позволяющего делать керамику, обладающую особыми свойствами — морозостойкостью, высокой прочностью и удивительно напоминающую изделия древних мастеров благодаря особой фактуры на поверхности изделия. Наши вазы из шамота, тандыры, шашлычницы, камины, плитка из шамота, фигуры для ландшафтного дизайна уникальны.
Сувенирная продукция из керамики — одно из перспективных направлений деятельности компании (керамические статуэтки, керамические копилки, керамические сувенирные тарелки). Сувениры с Дона — великолепный подарок и память для туристов, посетивших Ростовскую область. Предприятие готовит наборы для детского творчества из керамики, которые позволят детям приобщиться к художественном творчеству.
Радует покупателя широкий ассортимент горшков из керамики объемом от 1 до 20 литров различных дизайнерских решений с разнообразным орнаментом и цветовой палитрой. Покупатель может приобрести керамические горшки одинаковых серий различного объема, чтобы обеспечить единство стиля оформления интерьера.(Рис.7-9)