Коллекция

Почтовая корреспонденция станицы Аксайской
«Почтовая корреспонденция станицы Аксайской
в конце XIX –нач XX века»

     Как известно, станица Аксайская занимала довольно выгодное географическое положение, находясь в узловом центре почтовых трактов.
В 1842 году в станице по просьбе местных жителей впервые была учреждена почтовая контора, впоследствии получившая на время статус окружной. Жители станицы обещали за свой счет построить для почтовой конторы здание или арендовать помещение, но спустя 20 лет после ее открытия это обещание осталось невыполненным. Аренду помещения, занимаемого почтовой конторой, оплачивала Войсковая почтовая контора. В середине XIX века параллельно с окружной почтовой конторой в Аксае функционировало почтовое отделение. А в 1899 году Аксайская почтовая контора была преобразована в почтово-телеграфное отделение.
В 1876 году, когда в Области Войска Донского началась реализация земской реформы местного самоуправления, в станице Аксайской была учреждена земская почтовая станция, функционировавшая до 1917 года. Земские почтовые станции содержались за счет местных жителей и осуществляли гоньбу по дорогам местного значения. Они получали больший оперативный простор. Земские управы взяли на себя заботу о доставке писем, бандеролей, денежных переводов во все места за пределами 15-верстного пространства.
На берегу Дона в станице Аксайской оживленно работала пристань для речных и морских судов, соляные лавки, различные магазины, рыбоспетные заводы. Станица Аксайская вела обширную торговлю, в том числе лесом. В 1804 году в Аксае по обеим сторонам реки Дон процветала лесная биржа братьев Мухиных, которые доставляли с верховьев Дона лес не только для строящегося Новочеркасска, но и для других населенных пунктов. Нетрудно догадаться, что в станицу и их станицы следовала корреспонденция делового характера.
В фонде документов музея интересны различные открытые и закрытые письма, адресованные Кореневу Федору Федоровичу – уроженцу станицы Аксайской. Он работал старшим помощником у И. Мухина, занимался различными организационными вопросами по торговле лесом.
Среди корреспонденции, адресованной к Кореневу, встречаются бланки заказных бандеролей, денежных переводов, письма делового характера из Донского торгового общества, лесной биржи, лесопильного завода и т.д.
Любопытно, что существовали определенные правила – условия при оформлении писем, при получении. Например, «открытые письма можно писать чернилами или карандашом только на бланковой бумаге почтового ведомства. Цена иногородним и городским 3 копейки, заказные доплачивают сверх весовых 7 копеек за заказ. На оболочке (конверте), на стороне адреса надпись «заказное». Помарок на адрес не допускается. Если податель обозначил «выдать по повестке», то выдается письмо на почте. За утрату такого письма уплачивается подателю по расписке 10 рублей».
Не менее интересна корреспонденция личного характера, в станице Аксйаской было популярно писать письма на поздравительных открытках. Именно эта открытка вобрала в себя все лучшие черты многих художественных стилей. Как известно, первые поздравительные открытки завезли в Россию английские купцы и стоили они баснословных денег. И не мудрено, что в станице для девушек открытка была лучшим подарком. Они с удовольствием коллекционировали, обменивались, обклеивали ими шкатулки и сундуки.
Очень популярными были открытки на пасхальную, рождественскую тему. Многие молодые люди, поздравляя девушку, отличались оригинальностью написания текста. Ну, например, посылая открытку «Христос воскресе!», на обороте писали зашифрованный текст, который был понятен лишь двоим (часто это было приглашение на свидание, надежда на скорую встречу).
Жители станицы всегда с нетерпением ждали письма, радовались поздравлениям, посылкам, денежным переводам. Но не всегда почта работала пунктуально, на это было множество причин. Часто виноваты в этом были непогода, распутица на дорогах, так и в Аксае по причине дорожной распутицы почту перевозили не по Ольгинской дамбе, а стороной. Порой не совсем дисциплинированы были и почтальоны, часто по своей надобности, задерживавшиеся в станице Аксайской.
Нужно отметить, что с сооружением в 1868 году железной дороги почтовые тракты освободились от проезжающих и стали перевозить больше почтовых грузов и корреспонденции. Корреспонденция во все места Российской империи и в том числе в Аксай передавалась в почтовые вагоны Ростово-Владикавказской железной дороги.
Несмотря на все недостатки и перемены в работе почты, корреспонденция играла важную роль в жизни станицы Аксайской и ее жителей.

Л.В. Волощук, научный сотрудник отдела «Почтовая станция» ГБУК РО «Аксайский военно-исторический музей»