Коллекция

Узоры на тканях
28.06.2021
Сегодня узоры  как и в былые времена, создает среду, в которой живут люди, украшает их повседневный быт, помогает сделать жизнь более привлекательной и праздничной. Разве можно хоть на одну минуту представить свой дом без любимых предметов и вещей.
    Человек издавна стремился украсить своё жилище и всё, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. В народном искусстве всегда находила свое отражение родная природа. Знакомые каждому с детства травы и цветы, изображения птиц и зверей, неба и солнца, земли и воды, преображенные фантазией художника, превращались в изделии в яркий, выразительный орнамент.
    Цвет и изображение на узорах часто имеют символическое значение: например, красный цвет –  был цветом солнца, огня, жизни, красоты, силы и олицетворял собой мужское начало. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.     Красный цвет, впустив другие цвета - нити, сохранил право быть главным в вышивке, белый цвет - символ чистоты, конь знак солнца, птица - символ света, дерево жизни - символ вечно живой, процветающей природы. Традиционно расцветка, так же как и узоры зависела от назначения изделия. Раньше на повседневных вещах узоры были попроще (точки, крестики, штрихи) и цвета поскромнее: чёрный, серый, белый. Яркими нитями контрастных цветов вязали праздничные изделия. Распространены были следующие устойчивые сочетания: красно-зелёные, чёрно(сине) - жёлтые, чёрно(сине) - красные. Бордюры, которыми окаймляли главные мотивы узора, чаще всего вязали, сочетая нити красного и белого цветов. Белый цвет – связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе, олицетворял женское начало.
    Ещё наши далекие предки украшали свои изделия простейшими орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти объяснение непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал это при помощи своего искусства. Свои понятия о мире человек выражал условными знаками: прямая горизонтальная линия обозначала землю, волнистая горизонтальная – воду, вертикальная линия превращалась в дождь; огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом. Из этих элементов и выстраивался узор. Солнце издавна почиталось всеми земледельческими народами «Не землю родит, а небо» - говорит русская пословица. Как нарядно, празднично выглядят предметы крестьянского быта, украшенные солярными кругами - символами солнца! Солнце в виде круглых розеток, ромбов, коней  можно найти в разных видах народного творчества. Русский крестьянин исстари жил землей. Землю, ее плодородие он связывал с образом матери. Женская фигура – это божество, выражавшее представления о земле, которая родит, и о женщине – продолжательнице рода. Называют этот образ по – разному: великая богиня земли, плодородия, мать – сыра земля, Макошь, что означает «мать хорошего урожая». Женская фигура всегда связана с символами плодородия: деревом, птицами, животными, солнечными знаками.
    Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц- рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость. Праздничные одежды, скатерти - столешники, края покрывал – подзоры, концы полотенец – все было украшено тканым или вышитым орнаментом.  Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей. Дивные сказочные птица живут в узорах крестьянской вышивки – здесь и птица - пава с пышным хвостом, и могучий орел, и птица Сирин. С приходом весны, женщины начинали вышивать узоры с птицами на рубахах, когда оставалось еще время до начала полевых работ. Вышивали свои узоры под благотворными лучами вешнего солнца.  Нанести узор на ткань было особым мастерством. Вышивка крестом не очень сложное занятие, но требующее особой аккуратности и тщательности. Швы крестиком достаточно разнообразны: это и классический крестик, и прямой, и крестик "звездочка" и другие. Все эти швы часто используются в работе по полотну, хорошо подходят для выполнения геометрических узоров и при окаймлении вышивки. Вышивка крестом - носил не только эстетическую ценность, но и обладал (по тогдашним верованиям)  весьма магическими свойствами – оберегать от порчи, «плохого глаза», а также от нечистой силы. На Руси женщины обычно вышивали такими видами шва: вышивка крестом, полукрест, счетная гладь, мелкая белая строчка, сквозное шитье.  Современные рукодельницы перестали обращать столь пристальное внимание на значение орнаментов и стежков, хотя крест и теперь считается хорошим знаком. Порой женщины вышивают обереги для родных и близких. Но чаще всего вышивка делается для души – она плавно перекочевала из занятия мистического в хобби. Благодаря узорам красивым становились даже льняные кошельки, сумочки и клатчи, украшали тапочки и туфли. Вышивкой занимались повсюду, традиция вышивания сохраняется и сегодня. Одним из видов вышивки является  ришелье - одна из самых изысканных и вместе с тем очень простых в исполнении видов вышивки.
Ришелье отличается от других видов гладьевой вышивки, прежде всего, своей ажурностью, большим количеством прорезей, заполненных соединяющими столбиками, «бридами», и тонкими нитями, «паутинками». Контуры рисунков обшиты петельным швом. Узоры украшаются различными гладьевыми и другими украшающими швами. Настилаем по рисунку мелкими стежками швом «вперед иголку» в две линии весь контур. Затем крупными стежками делаем настил для гладьевых деталей узора. Кружки – из той же основной ткани, обшитые узким петельным швом. Петельный шов должен быть повсюду петлями к внешней стороне (краю). На плотных местах, не подлежащих вырезыванию, делаем дополнительные узоры: жилки листов стебельчатым швом, складки лепестков – узким петельным, крупные складки листов и т.п. – гладьевыми настилами, фестонами и другими украшающими швами. «Паутинки» и «бриды» выполняются до вырезывания отверстий, которое выполняется по окончании работы, после стирки, подкрахмаливания и отглаживания работы с обеих сторон. Эта часть работы требует особой осторожности и хорошего освещения. Надо тонкими ножницами вырезать ткань так, чтобы не повредить петельный шов у краев, не подрезать паутинки и в то же время не оставить торчащих ниток ткани.
     Ришелье используют при создании скатертей, постельного белья, салфеток, отделки одежды и т.д. Исполненная на тонкой ткани тонкими нитками и мелким узором вышивка ришелье, комбинированная с английской гладью, сеточками и вставками из русских кружевных мотивов, служит красивой отделкой для блузок.
    Вышивку ришелье можно исполнять на любой ткани какого угодно цвета: на полотне, холсте, парусине, тонком батисте и т.д. Весь контур узора сначала прометывают короткими стежками швом вперед иголку. Иногда его прометывают 2-3 раза; вышивка при этом получается рельефнее, и нитки крепче держат ткань после вырезания. При этой работе узелков делать нельзя и нитку надо закреплять, проводя ее вдоль контура рисунка.
     Образы, которые встречались на полотенцах, можно увидеть и в вышивке. Видами  декоративно-прикладного искусства являются: Шитьё — создание на материале стежков и швов при помощи иглы и ниток, лески и т. п. Шитьё одно из древнейших технологий производства, возникшее ещё в каменном веке.
    Пэчворк (шитье из лоскутков), лоскутное одеяло — лоскутная техника, лоскутная мозаика, текстильная мозаика — вид рукоделия, при котором по принципу мозаики сшивается цельное изделие из кусочков ткани.
    Аппликация — способ получения изображения; техника декоративно-прикладного искусства.
    Стёганые изделия, квилтинг — прошитые насквозь два куска ткани и положенный между ними слой ватина или ваты.
    Вышивание — искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы, от самых грубых и плотных, как, например : сукно, холст, кожа, до тончайших материй — батиста, кисеи, газа, тюля и пр. Инструменты и материалы для вышивания: иглы, нитки, пяльцы, ножницы.
    Вязание — процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную или на специальной машине.
     Основой женского народного костюма была рубаха. Её шили из тонкого серебристо- белого домотканого льняного или конопляного полотна.     Надевала женщина  нарядно украшенную рубаху в особо торжественных случаях (свадьбу). На Русском Севере еще в прошлом веке праздничной и свадебной одеждой считались рубахи- долгорукавки, рукава которых доходили до двух метров и имели прорези – «окошки» для рук.     Длинным рукавам приписывался в старину колдовская сила. Вышивка на рубахе имела особое значение: она не только украшала, но оберегала, защищала женщину.     Особенно тщательно украшались ворот, оплечья, грудь, подол жатвенной рубахи и рубахи – «сенокосицы» (в которой косили).     Считалось, чем богаче украшенная рубаха, тем счастливее будет ее владелица, и это непременно скажется на ее потомстве. Рубаха была до пят, прикасаясь к земле и травам изукрашенным подолом, женщина надеялась, что передает земле силу плодородия, скрытую в орнаментах вышивки, и сама получает жизненные силы. Вышивкой занимались повсюду, традиция вышивания сохраняется и сегодня!  
Автор: Н.В. Клёсова