Вернуться назад

Летопись музейного комплекса «Таможенная застава» (на основе архивных материалов и документов из фонда музея)

До 1941 г. подземное сооружение на Таможенной заставе использовалось как овощехранилище хозяйством им. Микояна. В годы Великой Отечественной войны подземелья стали бомбоубежищем для местного населения.

С 1948 года сооружения Таможенной заставы принадлежали Аксайскому консервному заводу и использовались им для хранения продукции. После строительства собственного складского помещения на улице Набережной г. Аксая, подземелье было заброшено, но неоднократно посещалось краеведами во главе с Гладченко В. Д.

В 1977 г. на основе историко-архивных исследований Аксайский горисполком принял решение о постановке на государственный учет комплекса сооружений Таможенной заставы (решение № 106 от 5 мая 1977 г.). В документах того времени данный объект назывался «Пороховой погреб XVIII века» (поскольку, именно так назвал его Гладченко в исторической справке, посвященной данному комплексу).

Долгое время комплекс сооружений был в аварийном состоянии и поэтому закрыт для массового посещения. Только в 1981 г. директор музея Гладченко В.Д. получил разрешение от местного исполкома на реставрацию Порохового погреба и дальнейшее его использование как объекта музейного показа. После этого он вместе со школьниками начал работы по расчистке подземелий от мусора.

В 1984 г. решением горисполкома №374 музею был передан бесхозный дом, расположенный по ул. Грушевской, 12. Теперь желающим принимать участие в реставрации было, где остановиться. И уже начиная с сентября 1985 г. Совет музея приглашает всех желающих принять участие в работах по реставрации и исследованию памятника на общественных началах.

Но сил добровольцев явно было недостаточно, поэтому 13 марта 1986 г. горисполком г. Аксая просит завод Аксайкардандеталь оказать шефскую помощь и оплатить счет в размере 2 тыс. рублей за проведение работ по предотвращению разрушений и завалов. Многочисленные просьбы к директорам предприятий Аксайского района Гладченко писал практически ежедневно. Помощь деньгами или материалами оказали Стекольный завод, Аксайкардандеталь, Пластмасс, Сельхозтехника, ПМК, Донплодопром, СовАвто, РЭБ-флот, ДРСУ, РУМГ, СУПТР и СУ-1.

В конце 1985 г. районный отдел культуры поручил подготовить проект реставрации Аксайской таможенной заставы (т.н. Порохового погреба) проектному институту СКФ «Спецпроектреставрация». Оплата за проектные изыскания была выделена из бюджета Областного Управления культуры в 1985 г. Руководил работами по проекту Солнышкин Ю.И. В архитектурные требования к проекту была включена стоянка автотранспорта для лиц, посещающих данный памятник. Для выполнения данного требования был снесен небольшой бесхозный домик, стоявший в центре двора (бывшая сторожка).

В конце 1986 г. эскиз проекта был готов. В нем предусматривались: консервация фундаментов утраченных наземных сооружений, воссоздание входа в подземелье, реставрация внутренних помещений подземелья с незначительным воссозданием элементов интерьера, благоустройство территории.

Уже в январе 1987 г. данный проект был отправлен на согласование в отдел Архитектуры Аксайского райисполкома. Согласие на реставрацию было получено. А вот денежный вопрос решен не был. Работа по реставрации Таможенной заставы началась в 1987 г. и  велась на чистом энтузиазме. На объекте работали Гладченко В. Д., Запорожцев В. Б., Андрончик Н.Н., Степаненко О.В., Гевало А. И., Панченко И. В., Гасанов А.С., Юрий и Виталий Барабанщиковы, Осыкин А. Ю., Загайнова О.Н. и др. По словам самих реставраторов, работы велись в сложных условиях. Воду носили из колодца, который располагался ниже по улице Грушевской. Со строительным материалом и бетоном помогли предприятия города.

14 августа 1987 г. начальник проектного института Солнышкин Ю.И. сообщает заведующей отдела культуры Аксайского райисполкома тов. Сергеенко Н.Ф. о том, что на объекте Таможенная застава ведутся реставрационные работы без соблюдения техники безопасности силами актива музея без проекта организации строительства, который необходимо было заказать в специализированном институте.

Отдел культуры Аксайского райисполкома еще в конце 1986 г. обратился к Ростовской специализированной научно-производственной реставрационной мастерской с просьбой включить в план на 1987 г.  ремонтно-реставрационные работы по Аксайской таможенной заставе. Для этих целей было выделено 30 тыс. рублей из областного бюджета. Но у реставрационных мастерских не было возможности начать работы в ближайшее время.

В связи с этим, в сентябре 1985 г. был составлен акт технического состояния памятника, где описано неудовлетворительное общее состояние Таможенной заставы, а также описаны последствия частичного обвала свода памятника. В конце сентября 1987 г. Гладченко В.Д. принимает решение о том, что Таможенная застава будет реставрироваться «методом народной стройки», о чем было сообщено Первому секретарю Аксайского РК КПСС тов. Рецову В.И.

Основные работы по реставрации пришлись на 1987-1989 гг. К 1991 г. из 84 тыс. рублей необходимых по смете на реставрацию (по ценам 1984 г.) работ было сделано на 52 тыс. рублей.

15 мая 1991 года райисполком  передает музею Таможенная застава земельный участок площадью 1, 1 га в районе ул. Грушевская и Иевлева. Это будущий музей природы «Мухина балка».

Одна из первых экскурсий на Таможенной заставе состоялась в октябре 1989 г., когда работы по реставрации фасада еще не были закончены. Но людей это не смущало. Количество желающих посмотреть на уникальный объект росло постоянно.

Официальное открытие музейного комплекса «Таможенная застава» состоялось в сентябре 1991 г.

В октябре-ноябре 1992 г. археологическая экспедиция при ИЧП фирмы «Омар» провела научные изыскания на Таможенной заставе. Работы были связаны с необходимостью уточнить границы памятника и попытаться найти остатки или фундамент наземных строений. Финансирование работ проводилось музеем истории г. Аксай. Экспедиция пришла к выводу, что первые каменные постройки возможно датировать не позднее середины 18 века. Постройки были частично врезаны в материковый грунт склона, а затем перекрыты мощным (до 8 метров) слоем материкового суглинка, который брался к западу от построек. Никаких других подземных ходов, помимо существующих коридоров, обнаружено не было.



Любовь Черняева, научный сотрудник Аксайского военно-исторического музея