Клёсова Н.В.,заведующая отделом "Почтовая станция" 

«Структура системы народного образования Аксайского района с 1961-1976 гг.»

            Основными источниками для изучения указанной теме стали документы ГАРО (Ф- 4130 опись № 1,  (отчеты школ Ф-ОШ- 1/об учащихся на начало 1961- 1962 г.),  (фонд 4130 опись № 2 дело 1851, Статистические отчёты начальных, восьмилетних и средних школ Аксайского района), (Фонд 4130, опись № 1, дело № 721), ( фонд 4130 опись № 1 дело 723),  документы музея (периода школьного музея), фотографии из АВИМ, книга Натальи Михайловны Голотиной «Дорога длиною в треть века», в ней собрана история школ и характеристики педагогического состава. 
           Проблемой подготовки доклада стало длительное закрытие ГАРО, что не позволило изучить часть документов, которые дали бы качественную характеристику работы новой системы образования в районе. 
           Во вступительной части хочу охарактеризовать общие тенденции в системе образования СССР этого периода. 
           24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Согласно Закона в стране устанавливалось всеобщее обязательное 8-летнее обучение и обязательное включение всей молодежи с 15 – 16-летнего возраста в общественно полезный производительный труд на предприятиях или в колхозах и совхозах. При этом были определены 3 пути получения среднего образования:
 – труд на производстве с одновременной учебой (вечерней, сменной, заочной) в школе рабочей (сельской) молодежи; 
– учёба в средней (11-летней) общеобразовательной школе с производственным обучением на базе ближайшего предприятия (колхоза, совхоза); 
– учеба в техникуме или профессиональном училище на базе восьмилетней школы. Последние были организованы на основе ФЗС, которые существовали в 30-е годы, или создавались новые городские и поселковые профтехучилища. 
           Перемены, которые произошли в советской системе образования после известного ХХ съезда КПСС (период политической «хрущёвской оттепели», пришедшей на смену сталинской диктатуре), были коренными и имели большое значение в развитии советского общества, в подготовке кадров для различных отраслей народного хозяйства, науки и культуры. Так производственное обучение в общеобразовательной школе на базе 11-го дополнительного класса изжило себя за 3 – 4 года и в 1962-1963 учебном году уже не практиковалось по причине отсутствия материально-технической базы. 
           В эти годы был принят ряд постановлений партии и правительства о школе, определяющих конкретные цели и меры по их достижению: «О мерах по дальнейшему улучшению работы средней общеобразовательной школы» (1966); «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодежи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972); «О дальнейшем усовершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду» (1977); «О переходе на бесплатное пользование учебниками учащихся общеобразовательных школ» (1977). 
           Постановления были призваны стимулировать укрепление материально-технической базы школ, усовершенствование системы образования, оптимизацию учебно-воспитательного процесса. Так согласно постановлению 1966 года «О мерах по дальнейшему улучшению работы средней общеобразовательной школы» параллельно с переходом на новое содержание образования вводились факультативные занятия по физико-математическим, естественнонаучным и гуманитарным дисциплинам, открывались 9 – 10-е классы с углубленным изучением отдельных предметов. К среднему звену общеобразовательной школы был присоединен 4-й класс, и таким образом, начальная школа перешла на трехлетний срок обучения.
          Изменения в структуре и организационных основах школы были определены в новом Уставе средней общеобразовательной школы (1970), которым было узаконено право продолжения учебы выпускниками 8-х классов в 9 – 10-х классах, в средних специальных учебных заведениях, профессионально-технических училищах, в вечерних школах рабочей и сельской молодежи. Новая система образования была закреплена «Основами законодательства Союза СССР и союзных республик о народном образовании» (1977), которое узаконило право граждан СССР на всеобщее обязательное среднее образование и предоставило возможности для реализации этого права. 
        АВИМ_ОФ_7197 урок труда в АСШ № 2.jpg  Практическое значение принятого законодательства в 1970-х годах заключалось в изменении учебных планов и программ в сторону расширения удельного веса трудового обучения. В связи с этим на предприятиях создавались учебные цеха, расширялась сеть межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК) и мастерских, организовывались ученические производственные бригады, лагеря труда и отдыха, школьные лесничества и другие трудовые объединения школьников.
           Учебные заведения нашего района, как и прежде, подчинялись Аксайскому районо, заведующими были А.П. Никулин (1956-1964), И.Г. Павлуненко (1964-1969), Г.Д. Дунайцев (1970- 1972), Т.И. Белоусов (1972-1976), П.И. Косоножкин (1976-1978). 
         АВИМ_ОФ_8133 здание АСШ № 2 1964.jpg


  В нашем районе на 1.09.1961 г. сели за парты 6595 учащихся, для них подготовлены 35 школ. (ГАРО Ф. 4130,  оп. №1, д 735).






 
          Структура системы образования района представлена следующими школами: 

№ п.п

Наименование учебного заведения

Директор

Количество учеников

Средние и восьмилетние школы

1

Аксайская 8-я школа № 3

Надежда Петровна Чёрная

467 уч, мальчиков 249 девочек 218

2

Аксайская восьмилетняя школа № 2

Левшин

704 уч, мальчиков 363, девочек 341

3

Аксайская средняя трудовая политехническая с производственным обучением № 1

Никулин

991уч.

4

Старочеркасская средняя школа № 3

Мокрецова

334 уч.

5

Средняя школа № 5 ст. Александровская

Ворошилов

1070 уч.

6

Черюмкинская 8- яя школа № 10

Павлуненко

139уч. девочек- 64, мальчиков- 75

7

Большелогская 8-яя школа

Колесников

431 уч. мальчиков- 206, девочек – 204.

8

с/з Ольгинский Ольгинская средняя школа № 11

Голиков В.И.

199 уч. мальчиков - 94, девочек – 93

9

Ольгинская 8-яя школа

Дунайцев Г.Е.

530 уч. мальчиков - 254, девочек - 276

10

Октябрьская 8-яя школа

Косоножкин

318 уч. девочек 156, мальчиков 164

Начальные школы

1

Аксайская начальная школа №4

Косивцов

336 уч.

2

Начальная школа № 33 Аксайского плодопитомческого совхоза

Колягина

31 мальчиков – 17, девочек - 14

3

Начальная школа Лечтрудхоз

Булыго

30 мальчиков - 18, девочек - 12

4

Ольгинская начальная школа

Кравцов

109 мальчиков - 49, девочек - 60

5

Каменнобродская №1 начальная школа

Степанникова

27 мальчиков -12, девочек -15

6

Каменнобродская начальная школа № 2

Алфёрова

17 мальчиков -9, девочек -8

7

Краснодворская начальная школа

Кочергина

12 мальчиков -6, девочек - 6

8

Начальная школа Забуденовская Октябрьский рай-н.

Ложкина

19 мальчиков – 9, девочек д- 10

9

Махинская начальная школа

Шевченко

23 мальчиков - 10, девочек - 13

10

Элитно – семеноводческая начальная школа

Лунева

22 уч. девочек - 9, мальчиков - 13

11

Щепкинская начальная школа

Плахова

82 уч. мальчиков - 38, девочек - 44

12

Начальная школа № 18 совхоз Батайский «Дорус» Ольгинский район

Абросина

80 уч. мальчиков - 34, девочек - 46

13

Начальная школа п. Реконструктор

Маркова

82 уч. мальчиков - 51, девочек - 31

14

Старочеркасская начальная школа

Квашина

65 уч. мальчиков - 40, девочек - 25

15

Начальная школа № 16 Нижнеподпольный

Федоровская

46 уч. мальчиков - 23, девочек - 22

16

Алитубсковская начальная школа

Буханова

35 уч. мальчиков - 12, девочек - 23

17

Краснорыбацкая начальная школа

Вагина

51 уч. мальчиков - 20, девочек -31

18

Пчеловедческая начальная школа

Катухова

49 уч. мальчиков - 25, девочек - 24

19

Начальная школа 5-го отделения совхоза «Реконструктор»

Жарикова

23 уч. мальчиков - 9, девочек - 14

20

Большелогская начальная школа № 1

Маянцев В.В

45 уч. мальчиков - 25, девочек – 20.

21

Начальная школа № 23 пос. Рассвет

Щербаков

48 уч. мальчиков - 24, девочек - 24

22

Начальная школа № 26 Красный Колос

Розина

60 уч. мальчиков - 34, девочек - 26

23

Верхнеподпольнинская начальная школа

Гречка

45 уч. мальчиков - 20, девочек - 25

24

Начальная школа х.Красный

Шатохина

63 уч. мальчиков - 37, девочек - 26

25

Начальная школа хут. «Слава Труда»

Гагулина

12 учеников, мальчиков - 7, девочек – 5.


        АВИМ_ОФ_15528 уче-ки в классе Краснорыбацкой нач. шк..jpg   Таким образом, в районе было 25 - начальных школ , 4- средних – 4 школы, 6 школ - восьмилетних. 
            Формирование сети школ в районе будет продолжаться и в 70-х. В 1973 году в нашем городе начинается долгожданное строительство средней школы № 4. Директором, которой становится Юрий Михайлович Яценко. Энергия этого человека в сочетании с опытом организации крупных дел сделают своё: в сентябре 1974 г. дети большого городского микрорайона войдут в великолепное 4-х этажное здание и заполняет его до отказа. В школе появится лучшая в районе школьная раздевалка, оборудуется спортивный комплекс, насажен дендрарий, разбиты цветники. В завершении перед школой возникнет красивейший в Аксае бульвар со скульптурой «Дружба»: школу строили болгарские специалисты, их дети будут учится в школе, завяжется долгая и тёплая дружба с Болгарией. Школа получит имя Советско - болгарской дружбы.
               Наконец, в 1975 году в нашем районе появилась ещё одна школа: восьмилетка при Кирпичном заводе. Располагалась она, конечно, за городом. 
               Большим делом 70-х было введение в школы города лечебной физкультуры для детей с ослабленным здоровьем. Валентина Прокофьевна работала в клинике ЦГБ при мединституте, завершала обучение в Московском Центральном институте физической культуры и создала отделение лечебной гимнастики в нашей клинике. Часто вместе с врачом Винниковой Мартой Александровной они посещали школы, читали учителями детям лекции, участвовали в углубленных медосмотрах. В 1974 году Валентина Прокофьевна пришла в районо. Ю.М. Яценко предоставил необходимое помещение, его оборудовали согласно всем требованиям. Здесь и стали заниматься дети, освобожденные от общей физкультуры: для всех находились нужные методики. Со времени условия были созданы и в АСШ №3 школьники города разделились по микрорайонам, но кабинет АСШ №4 так и остался ведущим, опорой областного передового опыта. Сюда приезжали на конференции, на открытые занятия директора школ и главврачи больниц, учителя и начмеды, в том числе иностранцы. В 1971 году в методкабинете появился, наконец, первый методист: по начальным классам. Им стала Галина Петровна Старостенко. В 70 – годы педагогический коллектив Ольгинской школы был один из самых больших ( до 75 человек) и самых профессиональных. 
         НА_АВИМ_64_35 1-ое сентября 1966 г. АСШ №2.jpg  Много нового вошло в жизнь школ. Развернулась работа по переходу на кабинетную систему. Это было ох как нелегко при вечном дефиците средств, при недостаточной технической грамотности учителя, но захватило всех. Командовал процессом зам. заведующего облоно Евгений Филиппович Мячин. Первые кабинеты, которыми район мог похвастаться, появились в АСШ № 1 Б. А. Голотин вместе со своим зам. В.А. Савостиным и самим Т.И. Белоусовым специально ездили в Москву для ознакомления о новейшей кабинетной техникой, опытом её эффективного использования. Столы учителя превратились в подлинные пульты управления: система кнопок заставляла двигаться доски, экраны и шторы, сами собой включались технические средства, появлялось изображение, звучала русская, английская, немецкая речь. Подключались столы учащихся, и начиналась активная познавательная деятельность с приборами и раздаточным материалом. 
            Внедренные в жизнь инновации в педагогической науке и практике позволили улучшить качество образования. Достаточно широкая система школ позволила сделать образование в районе поистине всеобщим и обязательным, многие выпускники школ поступали в ВУЗы, возвращались в район преподавателями, врачами и другими специалистами. Выпускники средней школы наряду с аттестатом зрелости получали свидетельство о специальности.
            В структуре образования отдельной системой было дошкольное образование, которому в районе уделялось большое внимание как со стороны исполнительных властей района и предприятий. 
           АВИМ_ОФ_16983 д. с Буратино.jpg Строились и помещения для детских садов: в Реконструкторе, в Рассвете, в Грушевке, в городе. Строившиеся принадлежали разным ведомствам. На балансе районо были лишь детсад «Березка» и два станичных сада: «Колокольчик» в ст. Ольгинской с Дука Зинаидой Сергеевной и ясли- сад с Старочеркасске с Волошиной Антониной Андреевной. Из ведомственных садов в 60- х уже была РУМГовская «Ромашка» Наталья Максимовна Калинова, «Красная Шапочка» АТП РСВС директор Лидия Георгиевна Кириленко, «Буратино» СУ-1 ЮГПС директор Надежда Ивановна Клевцова и детский сад стекольного завода «Ласточка» Елена Анисимовна Сафронова. В конце 60-х открылся на восточной стороне Аксая «Журавлик». Строился детсад совхозом «Аксайским», потом перешел в ведение «Сельхозтехнике» возглавляла Любовь Ивановна Жилякова. 
            В 70-х годах, появились ясли-сад СУ-5 ЮГПС «Солнышко» заведующая Галина Петровна Сушко. Строил детсады и завод «Аксайкардандеталь»» в новое здание перешел «Теремок» зав. Сеймова Валентина Филипповна. В типовых зданиях располагались детские сады совхоза «Реконструктор», Рассветовского ДЗНИИСХа, совхоза «Солнечный». Организация воспитания детей столь многочисленных детских садов, естественно, нуждалось в компетентном руководстве, и Белоусову Т.И. удалось «выбить» должность заведующей дошкольным методкабинетом. Её стала Ирина Валентиновна Шкотова. Она самостоятельно готовила и проводила районные конференции, ходатайствовала о снабжении детских учреждений соответствующей мебелью, ратовала за строительство бассейнов для детей, организовывала соревнование д/с за право называться образцовыми. Лучшими были городские «Буратино», «Солнышко», из сельских – Реконструкторский.
           Новшеством в системе образования в этот период стали школы рабочей молодежи как средство переобучения рабочих, повышения их интеллектуального уровня, получение навыков рабочих специальностей. 
           В Аксайском районе в 1960- х г. была одна школа рабочей молодежи (начиная с 5 –го. – 1кл (11 уч.) , 6-м – 1кл. (25 уч.), 7 -м – 2 кл. (56 уч.), 8-м – 4 кл. (92 уч.) , 9 м. -3 кл. (69 уч.), 10 м .-2 кл. (54 уч.) , всего было 13 классов) 307 – учеников. (Фонд 4130 опись №1, дело 658 Годовой отчёт Ростоблоно и отчеты по ШРМ на начало 1960-1961 г.). В 1961 году было 2 средней ШРМ - число классов 21, из них 5- м. – 0 уч., 6 м - 2 кл., 7- м – 3 кл., 8 -м- 7 кл., 9 -м – 5 кл, 10- м - 4 кл. Всего 21 кл. (Ф- 4130, О № - 1 , дело 674 Отчёты школ о контингенте учащихся на начало 1960-1961). 
           В середине 60-х были в городе уже две школы работающей молодёжи. Директор школы была Линникова Нина Тимофеевна. Дело действительно не лёгкое: помочь работающим людям преодолеть естественную после рабочего дня усталость, отказаться от соблазнов развлечений и семейного общения во имя завершения образования. Ни для кого не секрет, что контингент классов держится «на ногах» классных руководителей, на их бесчисленных посещениях семей и предприятий, на их авторитете. И, конечно, на искусстве учителя: не только объяснить материал, но и закрепить его тут же, на уроке. Тот факт, что на протяжении десятилетий ШРМ № 1 имела по 16- 17 классов, а выпускников успешно поступали в вузы, говорит о многом. Для мужчин сразу находилась работа «покруче» Голотин Борис Александрович пошел в среднюю школу № 1, а Галина Ивановна Пугачёва возглавляла педколлектив добрых 15 лет. (оборудование кабинетов, благоустройство школьного двора, установление деловых связей с предприятиями). Были организованы классы ШРМ прямо на стекольном заводе (директор Л.В. Лисовский). 
          Андрею Васильевичу Сидоренко, директору завода «Аксайкардандеталь», даже удалось на базе ШРМ открыть филиал Ростовского машиностроительного техникума, который сделал два выпуска. А.В. Сидоренко вообще был одним из директоров – производственников, не только понимающих, что школы готовят рабочие кадры, но и способствующих процветанию школьного дела. 
          Директором ШРМ № 2 была Нина Яковлевна Авдеева. 8 классов ШРМ № 2 занимались в АСШ № 1 в третью, а с течение времени и в четвёртую смену. Можно было представить себе трудности сосуществование школ, постоянных передач учебных помещений, выяснения отношений. К тому же ШРМ уже стали пополняться за счёт учеников, бросающих по разным причинам дневные общеобразовательные. Помощником Нине Яковлевне был директор ПТУ – 56, в те годы дававшего только специализированные навыки. Сергей Семёнович Фомин внимательно следил за тем, чтобы его питомцы получали нужные знания по общеобразовательным предметам. В 1972 году Нина Яковлевна перешла преподавать историю в школу № 3. Директором ШРМ № 2 стал Георгий Ефимович Дунайцев. Школа просуществовала ещё год и была поглощена ПТУ- 56. Молодёжь, проходившая обучение в вечерней школе, имела некоторые льготы: предоставлялся один дополнительный нерабочий день в неделю с сохранением 50% зарплаты. Также существовал оплачиваемый отпуск для сдачи экзаменов. 
           В 1961 - 1962 г. в районе появляются Александровская вечерняя ШРМ. Школа являлась районной и обеспечивала рабочих г. Ростова проживающих в ст. Александровской. Занятия в школе проходили с 19:00 до 23.00 вечера. ШРМ в 1962 году была передана в районо г. Азова (архив фонд 4130 опись № 1 дело 723). Средняя школа рабочей молодёжи (ул. Советская). Школа являлась районной обеспечивала Большой - Лог и Ольгинскую (частично) занятие в шкале велись посменно утром и вечером. Занятия проходили с 6 –го по 10-е классы, учеников было 327, 15- учителей было (Фонд 4130, опись № 1, дело № 721).
              Дополнительное образование, включенное в систему образования района, стало активным центром районной воспитательной системы. Дом пионеров (директор А.И. Алиева) открылся в 1968 году, его цель – обеспечение познавательного и творческого досуга детей и школьников.
           В 1970-х годах в районе сформировались учреждения средне-специального образования, обеспечивающего предприятия района и области персоналом рабочих специальностей. Профессиональную подготовку юному поколению вместе с общим средним образованием обеспечивают ПТУ – 56 (директор В.Токарев) и ПТУ-57 (директор С. Боровков). 
           В 1977 году образовалось ГПТУ № 77 согласно Постановления Комитента Совета министров РСФСР по профессиональному – техническому образованию, а в 1984 г. училище переименовали в СПТУ № 57. 
           Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Аксайское профессиональное училище № 56». Училище было открыто в 1966 г. на базе треста «Ростов-трубопроводстрой» министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности. Современный учебный корпус вступил в строй в 1974 году. За все годы обучения училище выпустило свыше 6 тысяч специалистов разных профессий для нужд и потребностей народного хозяйства Ростовской области и Аксайского района. Основные профессиональные программы:
 • Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). 
• Мастер столярного и мебельного производства. 
• Повар, кондитер. 
• Контролёр банка.
 Таким образом, в 1972-1973 учебный год структура системы образования Аксайского района была такова:
 43 школы (фонд 4130 опись № 2 дело 1851 Стат-ие отчёты начальных, восьмилетних и средних школ Аксайского района). 
1. Аксайская средняя школа № 2 -1343 ученика 
2. Аксайская 8-яя школа № 3- 1072 
3. Аксайская средняя школа № 4 
4. Аксайская средняя школа №1 0 1314 
5. ВСП - Верхнеподпольненская средняя школа № 15 – 426 
6. ГСП - Грушевская средняя школа № 9 – 472 
7. Грушевская 8-яя № 20 – 230 
8. ИСП - Истоминская 8-яя школа -128 
9. ЛСП - Островская 8-яя школа № 14 -180 
10. ЛСП - Ленинская средняя школа № 13- 541 
11. МСП - Мишкинская средняя школа № 16 -433 
12. ОСП - Ольгинская средняя школа № 5- 826 
13. Ольгинская средняя школа № 8 – 510 
14. Ольгинская 8-яя школа №11- 197 
15. РСП - Рассветовскя средняя школа № 7 - 733 
16. Рассветовская средняя школа – 511 
17. ССП - Старочеркасская средняя школа № 6 – 422
18. Александровская средняя школа № 17 – 18
           Работали 4 Начальные школы:
      БСП 
1. Большелогская начальная школа № 32-134
 2. Большелогская начальная школа № 33 – 30 
3. Пчеловодческая начальная школа -32
 4. Начальная школа п. Реконстуктор № 35 – 18 
5. Плодопитомническая начальная школа № 38- 16 
     ВСП 
1. Нижнеподпольненская начальная школа – 35 
2. Черюмкинская начальная школа № 30- 48 
3. Алитубская начальная школа – 21
 4. Х. Слава Труда начальная школа – 11
        ГСП
 1. Грушеская начальная школа № 49– 45 
2. Грушеская начальная школа № 48– 25 
3. Веселовская начальная школа № 50- 18
      ЛСП 
1. Батайская начальная школа- 43
       МСП 
1. М- Мишкинская начальная школа № 36 – 21 
       ОСП 
1. Ольгинская начальная школа № 23 – 66
      РСП 
1. Красный Колос начальная школа – 25 
2. Ковалевская начальная школа № 34 – 19
      ССП
 1.Старочеркасская начальная школа № 26 – 46
 2. Краснорыбацкая начальная школа – 31 
     ЩСП 
1. Щепкинская начальная школа № 43 – 38 
2. Кировская начальная школа – 17
 3. Забуденовская начальная школа № 47- 7
 4. Элитно-Семеноводческая начальная школа – 22
 5. Краснохуторская начальная школа № 41 – 40 
6. Каменнобродская начальная школа – 24 
         АВИМ_ОФ_5214 АСШ № 4 1972.jpgНА_АВИМ_66_17 Групповое фото учителей и пионеров 1970-1971 г.АСШ № 2.jpg В г. Аксае на 1973 г. было 4 следние школы:Аксайская средняя школа №2, Аксайская средняя с производственным обучением №1, Аксайская 8-яя школа № 3, Аксайская начальная школа №4. Надо отметить, что до 1965 года ст. Грушевская не была в Аксайском районе: она была районом города Новочеркасска. Самыми дальними были Грушевские школы. 
  АВИМ_ОФ_8133 здание АСШ № 2 1964.jpg      АВИМ_ОФ_7157 учителя АСШ № 2  кон. 60- нач. 70 г..jpg В районе появляются первые педагоги, награжденные знаками «Отличник народного просвещения» - учитель Краснорыбацкой начальной школы Анна Григорьевна Вагина – она стала первым в районе, директор Аксайской семилетней школы № 1 В.З. Гвоздева, учитель Старочеркасской средней школы И.С. Тарасов. 
       НА_АВИМ_64_22 коллектив учителей в 60-е годы.jpgНА_АВИМ_64_57 учителя и ученики 1976 г..jpg  Заслуженные учителя РФ Татьяна Михайловна Духопольникова – зам. учебно- воспитательской деятельности. Учитель начальных классов, постоянный член школьной эстетической комиссии Нагибина Галина Салмановна, Михаил Павлович Подцюк – знаменитый на всю область, учитель трудового обучения (Ольгинской СШ), Ольга Терентьевна Форзун – учитель физики АСШ№3.
        АВИМ_ОФ_15529 ученики с учит. Вагиной.jpg Аксайский район  считался одним из лучших в системе образования области. Не раз приглашали делиться опытом перед инспекторами, на курсах повышения инспекторской квалификации, на областных и региональных конференциях. Система образования в каждой школе основывалась на принципе соединения обучения с производственным трудом учащихся. Целью данного мероприятия была подготовка школьников к квалифицированному труду по востребованным рабочим специальностям. В 1966 г. вышло постановление «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы». Это мероприятие стало своего рода, контрреформой, так как отменяло обязательную профессиональную подготовку и одиннадцатилетний срок обучения, наши школы вновь стали десятилетками. 
           В системе образования в указанный период в районе уже не было школ-интернатов и интернатов.