1943-1960 годы - это время не только восстановление народного образования в Аксайском районе, но и период реформирования системы образования. В основном система народного образования Аксайского района сложилась в это время, что и определяет хронологические рамки статьи. В статье использованы документы фонда Архива Аксайского района (дело №1 1949 г, дело № 6 1952, дело №7 1952 г, дело №15 1954 г. № 27 1956 г. № 24 1956 г, Ф -36 1959 г. (деятельность отдела народного образования Аксайского райисполкома), отдельные документы, хранящиеся в Научном архиве музея,  документы музея (периода школьного музея), краеведческие альбомы школы , очерки по истории школ города и района, опубликованные на сайтах. Большой пласт сведений дали страницы газеты «Сталинский путь», «Аксайская правда». Но это самостоятельные документы,  содержат отдельные, локальные сведения. 
    По этой теме нет опубликованных исследований , есть популярная книга Натальи Михайловны Голотиной «Дорога длиною в треть века», в ней собрана история школ и характеристики педагогического состава. В статье использованы исследования по истории системы образования в Ростовской области для изучения причин и характера проводимых реформ системы. Например, научно-исследовательская статья «Культурное строительство» «Народное образование» позволила дать характеристику послевоенного образования, характерного для всей Ростовской области.
      Большой проблемой в изучении темы стало отсутствие источников по 1940-1953 г.г. в Архиве Аксайского района. Таким образом, историю послевоенной системы образования можно обогатить фактическими сведениями, цифровыми показателями, чтобы проследить все изменения, определить роль и значение изменений системы народного образования Аксайского района в развитии района. 
      Дореволюционная система образования.  Система народного образования Аксайского района не была создана на пустом месте. История народного образования в ст. Аксайской начиналась с начала XIX в. В 1806 году в Аксайской станице было открыто приходское училище, в котором обучалось 56 мальчиков. Оно содержалось за счет богатых жителей Аксая - купца Студеникина и казака Шрамкова. В 1862 (1850) году пошли в школу и девочки - аксайчанки. Для них было создано женское училище 3-его разряда при Троицкой церкви. А с 1908 г. такая же школа была открыта в приходе Одигитриевской церкви. Но, конечно, самым значительным событием стало появление в станице мореходного класса в 1877 г. Аксайская приготовительная мореходная школа (мореходный класс) 1877 – 1916 гг. С 1877 г. по 1904 г. заведение носило название Аксайский мореходный класс, а с 1905 г. - Аксайская приготовительная мореходная школа.  До 1917 года в районе было 4 начальных школы, совсем не было дошкольных детских учреждений.
     Предвоенный период 1917-1940 г.г . В 1917 году, во время революции, здание Семилетней школы (будущая Гимназия) было разрушено. В 1920 году школа представляла собой одноэтажное здание, было всего 4 класса. 1929 году началось восстановление здания школы, и учебное заведение было преобразовано в 9-летнюю школу имени Коммунистического Интернационала молодежи (КИМ). В 1936 году школу переименовали в фабрично-заводскую. Она была семилеткой. 
      Аксайская средняя школа №1 - одна из старейших в районе. Открылась она 1-го сентября 1939 года. Тогда это было кирпичное двухэтажное здание с печным отоплением. Недолго ребятишкам удалось порадоваться новой школе. Через два года началась война. 
     Школы в годы Великой Отечественной войны. В трудные военные годы школы продолжали работать. Спустя 10 лет после Великой Отечественной войны школы и внешкольные учреждения района все еще находились в тяжелейших условиях, ютились в приспособленных зданиях, страдали нехваткой учебных площадей. Занятия в учебных учреждениях проводились в две смены. Не хватало тетрадей, учебников, школьного оборудования и учебных пособий.
.    В военные годы были приняты решения, касавшиеся школьного образования: об обучении детей с 7-летнего возраста (1943 г.), о введении пятибалльной системы оценок успеваемости и поведения учащихся (отмененная до этого как «нарушающая равенство») (1944 г.), об установлении выпускных экзаменов по окончании начальной, семилетней и средней школы (1944 г.), о награждении золотыми и серебряными медалями отличившихся учащихся средней школы (1944 г.) и др. После военное время НАДО Переход к мирной жизни после Отечественной войны потребовал немало усилий для восстановления материальной базы школ, техникумов и вузов, изменения содержания образовательных программ. Сложившаяся еще до войны образовательная система нуждалась в обновлении в соответствии с требованиями научно-технического прогресса и достижениями мировой науки. 
     В Аксайской средней школе было сделано два выпуска десятиклассников - в 1942 и в 1944 годах. Её объявили единственной средней (Одиннадцатилетней) в районе и передали ей номер №1.После войны в здании бывшей приходской школы Успенской церкви открылась начальная школа, её заведующей была Зинаида Николаевна Носкова. В 1941 году несмотря на то что, не было учебников, карандашей, тетрадей, дети писали на газетах, света, но занятия продолжались и в годы Великой Отечественной войны. Дети хотели учиться и учились, не взирая на трудности. В 1942 году была открыта начальная школа. В 1950 году начальную школу преобразовали в семилетнюю школу № 1. директором Надежду Петровну Чёрную. Школа находилась в старом здании, где было только 6 классных комнат. Приблизительно с 1.09.52 по 1.01.58, школа была Аксайской семилетней школой №1. С 1961 года школа стала восьмилетней.
      1940-1943 г.г. По собранным мной данным, можно составить Таблицы по структуре системы народного образования в Аксайском районе 
                средние и неполные средние школы на 1940-1943 г.г::
: -Аксайская средняя школа НКП (народного комитета просвещения)
 - Аксайская неполная средняя школа НКП
 - Ольгинская неполная средняя школа НКП - ст. Черкасская средняя школа НКП
 -Большелогская неполная средняя школа
 - Александровская неполная средняя школа НКП
               среднее и неполные средние школы на 1943-1944 г.г:
 - Аксайская средняя школа НКП
 - Ольгинская неполная средняя школа НКП
 - Старочеркасская средняя школа НКП
 -Большелогская неполная средняя школа 
 - Александровская неполная средняя школа НКП
 Железнодорожная средняя школа № 16 ст. Кизитиринка НКПС . 
                 Начальные школы -1944-1945 г.г
- Аксайская школа) 
 - Ольгинская,
- Старочеркасская, 
- Б-Логская, 
- Александровская) 
                         К 1944- 1945 г. г. семилетние и средние школы постепенно увеличивали количество учащихся:
-  Аксайская средняя школа в 1944 г.- 18 кл. 1945 г.-28 кл. 
- Ольгинская НСШ – 1944 г.- 10 кл. 1945 – 10 кл. 
- Старочеркасская НСШ- 1944 г.- 9 кл. 1945 г.- 8 кл. 
- Большелогская НСШ 1944 г.- 7 кл. 1945 г.-7 кл. 
 Александровская НСШ-1944 г.- 8 кл. 1945 г.- 11 кл. 
       Всего по району на 1944 год – было 52 класса, а в 1945 г. – 57 класса, всего учащихся 1944 г. – 1767уч. ,1945 г. 2060 уч. 
     Детских садов в районе в 1943 году было всего 5 (3 в городе, 2 селе).  Детские дома – 1 в селе.  Школа рабочей молодежи – 1. 
      В 1944 году с началом нового учебного года в районе дополнительно были открыты 2 школы. Одна Неполная средняя школа - в совхозе № 2, и в Аксае начальная школа. Также районо получило свыше 1000 экземпляров художественной литературы для пополнения школьных библиотек района. Получены произведения Толстого, Лермонтова, Островского, Аксакова.
Послевоенный период.  Важнейшей задачей 1946/1947 учебного года являлось выполнение Закона о всеобщем обязательном обучении детей. В связи с этой задачей учителя и руководители школ успешно провели повторный контрольный учет детей, начиная с семилетнего возраста, оставшихся вне школы, и обеспечили их обучение. К 1946 году, Анализируя цифры, можно сделать вывод, что количество учреждений в системе увеличилось. В 1946 г. в районе 28 школ, в том числе одна средняя и четыре неполных средних. Построена новая школа (взамен разбитой в ст. Старочеркасской, вовремя открылась Большелогская начальная школа, Аксайская начальная и средняя школа). слайд 7Средней общеобразовательной Старочеркасская школа стала в 1954 году до этого была церковно- приходской при церкви святых Петра и Павла. Первый выпуск она сделала в 1957 году, и классным руководителем была Мокрецова Валентина Павловна прошла со школой сорок лет учителем русского языка и литературы и завучем. Также председатели колхозов помогают, например, (колхоз им. Молотова т. Филонов Ольгинский совет, проявляет большую заботу о школе. Для школьников организовали столовую. Колхоз отпустил продукты питания. Школа обеспечена топливом. Созданы все условия для того, что дети учились на "«хорошо» и на «отлично».
      В дошкольном воспитании детей в возрасте от 3 до 7 лет основное место принадлежало детским садам.  Уже в 1944 г. появились детские сады в городе 3 д.с. (кол-во детей 110) , а в селе 2 д.с. ( кол-во детей 40). Одновременно с развитием сети стационарных детсадов создавались детские учреждения сезонного типа. В 1944 году в совхозе «Реконструктор» оборудованы сезонные детясли для обслуживания детей рабочих. Ясли рассчитаны на 35 ребят. А к 1946 году в хуторах и станицах района 12 постоянно действующих детских садов и детясель.
      Важную роль в воспитание подрастающего поколения играли также детские дома. Детский дом был один в селе коли-во детей было 60. Одним из новшеств в сфере образования стало появление и активное распространение во второй половине 1950-х — начале 1960-х годов нового типа учебного заведения — школ-интернатов. В Аксайском районе (1952 г.) имелся только один интернат для 5 и 10 классов при Аксайской средней школе на 50 чел. В интернате находилось 27 чел. из хозяйства «Лечтрудхов», из хозяйства «Плодопитомника» - 10 чел. из хоз-ва им. Чкалова – 10 чел. и 3 чел. ст. Ольгинской. Аксайскому РЭБу (Ремонтно-эксплуатационная база флота, сейчас «Мидель») выделили земельный участок под подстройку школьного интерната площадью 3500 м2 в районе школы десятилетки по ул. К-Либкнехта. Управлению Волго-Донского пароходства запланировать школьный интернат на 75 мест. 
     1947-1953 г После 1945 года резко возросла рождаемость, мирная жизнь вселяла в людей уверенность в себе и стремление улучшению жизни. Рожденные после победы дети в 1952 году идут в школу, построены новые школы. Увеличивалось и количество учителей На 1949 -1950 г. общее кол-во учителей было 129 чел. На 1954-1955 г. общее кол-во учителей было 170 чел. На 1956-1957 г. общее кол-во учителей было 214 чел. На 1952 год в районе было 28 школ, из них 20 начальных, 6 школ семилетних и 2 школы средних. В пятой пятилетки проведена большая работа по укреплению учебно-материальной базы. Школы района пополнялись оборудованием, приобретено 77 парт, 10 учительских столиков, 15 шкафов, 30 стульев в том числе 35 парт получила Аксайская средняя, 30 парт получила Ольгинская семилетняя школа, и 12 парт получила Б-Логская семилетняя школа.
      На начало 1952-1953 учебного года обучалось в Аксайских школах 4131 чел. 
     В последние годы пятой пятилетки (1951-1953) в связи с ростом сети учебных заведений произошло резкое увеличение континента учащихся в средних школах области. Данные о континенте учащихся по классам показывают значительное увеличение количества учащихся 8-10 классов. Решение задач, поставленных партией и правительством в области народного образования, потребовало в годы послевоенных пятилеток расширения школьного строительства. За это время государством было построено и введено в действие много начальных, семилетних и средних школ. В 1956 г. в Ростовской области действовала 1531 школа всеобщего обучения, их них 1331 – в селе. В городских школах работает 5182 и в сельских -7300 учителей. 
      На 1956 г. в Аксайском районе сводная структура была такова:  29 школ из них: 
начальные -19,
 семилетние -7, 
средние -3. 
А на 1957 г. 
начальных было – 20, 
семилетних -7,
 средних – 3. 
Всего 30 школ.
      В Аксае в 1959 г. была одна вечерняя школа. 
     Укрепление школы сельской молодежи 1956 г. Основной путь приобретения среднего образования для окончивших восьмилетку будет через школы работающей и сельской молодёжи. У истоков ШРМ №1 послевоенного времени – директором был Логвинов Михаил Петрович (1956 год), На протяжении десятилетий ШРМ №1 имела по 16-17 классов, а выпускники успешно поступали в вузы. Директор ШРМ № 2 была Нина Яковлевна Авдеева (Фото) 8 классов занимались в АСШ№ 1 в третью, а с течением времени и в четвертую смену. В ст. Старочеркасской в 1959 г. утвердили директором Старочеркасского дома инвалидов Казьмина Василия Ивановича. 
     К началу 1950-х годов советская средняя и высшая школа развивались в рамках сталинской модели, сформированной еще в условиях первых пятилеток. К концу сталинской эпохи явственно обнаружилась серьезная проблема - аспекты школьного образования практически полностью вытеснили прикладную составляющую, которой не придавалось большого значения. В результате выпускники школ оказывались не подготовленными к практической деятельности, а выпускники вузов и техникумов не владели умениями и навыками работы на производстве, не имели представления о конкретной экономике и функционировании предприятий. Преподавание наук было оторвано от жизни и практических хозяйственных потребностей. Директора столичных школ также утверждали, что необходимо создать условия для профессиональной подготовки старшеклассников с тем, чтобы они могли сразу по окончании учебы трудиться на производстве уже в качестве квалифицированных рабочих.
      В ноябре 1958 г. Пленум ЦК КПСС принял новый документ — тезисы «Об укреплении связи школы с жизнью», а так же закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Он закреплял восьмилетнее всеобщее обязательное образование, в рамках которого молодежь была обязана готовиться к труду и общественно-полезной деятельности. С 15 — 16 лет закон предписывал включать всю советскую молодежь в общественно-полезный труд и «все ее дальнейшее обучение … связывать с производительным трудом в народном хозяйстве»7 . Принятый закон на период до середины 1960-х годов стал основой для развития советской школы.
      Большое внимание уделялось внеклассной работе (кружки, секции, лагеря, проводились походы на предприятия и заводы «Аксайкардандеталь» мебельная фабрика и в артели «28 лет Октября», консервный завод, стекольный завод). Школьники Ольгинской школы вырастили 40 тыс. утят, для совхоза «Пригородный» как только заканчиваются занятия, ребята спешат на ферму. Летом школьники проходили производственную практику в овощеводческой бригады местного колхоза. Учащиеся Аксайской средней школы помогали садоводческой бригады (сажали 1000 саженцев яблони, груши, трудились на открытии виноградников). В Старочеркасской средней школе 58 г. организованна учебно- производственная бригада. С учащимся проводятся занятия по агротехнике и птицеводству. Дети будут выращивать ранние помидоры и огурцы. Они сами завезли десять тонн навоза и вырыли котлованы под парник.
      Совхозы и колхозы на селе создавались при школе, дети работали на полях, это помогало обеспечить организацию горячего питания во всех школах, а хозяйственные перечисление деньги на укрепление мат хоз. состояние школ. Хозяйство содержали детские сады, персонал каждый был подконтрольным Районо.
      Учебные заведения, как и прежде, подчинялись Аксайскому районо заведующий был по 1949-й год Евгений Михайлович Колесников. С 1949г. районо заведовал Юрий Анатольевич Данилевский. А в 1965 г.- Иван Григорьевич Павлуненко. (фото) В 1957 станица Аксайская преобразована в город Аксай. С 1957 г. Аксай стал городом и до 1965 Аксайский район вновь сформирован было построено до 1957 года 30 школ (20 начальных, 7 семилетки, 3 среднее),10 детских садов, 1 интернат. 
      На 1960 –е г. в Аксайском районе начнут работать две школы с продленным днём – в Аксае, на базе семилетней школы №2 и в х. Черюмкин. Школы с продленным днём отличаются от обычных. Дети будут находится до возращения с работы своих родителей. Здесь они готовят уроки, гуляют, посещают кино, выезжают в театры, музей, цирк, зоопарк. Кроме воспитателей за ними, следят, и врачи проводят профилактические оздоровительные мероприятия. 
Доклад «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования» . Организация восьмилетних школ начнется в 1959-60 и закончится в 1962-63 учебном году. Для получения полного среднего образования создаются школы рабочей и сельской молодёжи в г. Аксае, ст. Александровской, Ольгинской и х. Октябрьском. В течение трёх лет такие же школы откроются в ст. Старочеркасской и совхозах «Реконструктор» и «Плодоовощной». Здесь молодёжь получит образование без отрыва от производства. Аксайская и Александровская десятилетние школы преобразуются в одиннадцатилетние школы с производственным обучением. В плане перестройки школ предусмотрено открыть в этом учебном году восьмые классы при Октябрьской , Больше-Логской и Аксайской семилетних школах №1. Так же школы района уже накопили некоторый опыт связи обучения с жизнью, с производством. Ведущее место по политехнизации принадлежит Ольгинской семилетней школе. Хорошо поставлено трудовое воспитание в Аксайской семилетней школе№1, Октябрьской, Большелогской семилетних и Старочеркасской средней школах. В нашем районе на 1.09.1960 г. сели за парты 5817 учащихся, для них подготовлены 34 школы, из которых четыре, на 1040 мест. Новая средняя школа выстроена в Аксае на поселке газопровода, восьмилетняя – в х. Черюмкин и две начальные школы- в совхозах – с гордостью писала районная газета. 
      Первым этапом среднего образования была обязательная восьмилетняя школа, создаваемая вместо существовавшей семилетней школы. Восьмилетняя школа должна была выпускать подростков с большим объемом общеобразовательных знаний, психологически и практически лучше подготовленных к участию в общественно полезной деятельности На втором этапе обучения молодежь получала полное среднее образование. Завершение среднего образования на основе соединения обучения с производительным трудом могло быть осуществлено несколькими путями. Первый путь: молодежь, идущая по окончании восьмилетней школы на производство, предварительно получает первоначальную профессиональную подготовку, а затем, работая на производстве, учится в школе рабочей и сельской молодежи. Эта школа должна была давать своим учащимся полное средне образование и способствовать повышению их профессиональной квалификации.
      Второй путь завершения среднего образования предусматривал обучение молодежи, окончившей восьмилетнюю школу, в средней общеобразовательной трудовой политехнической школе с производственным обучением, которая на базе близлежащих промышленных предприятий, колхозов, совхозов и т.д. осуществляла соединение обучения с производительным трудом и давала учащимся полное среднее образование и профессиональную подготовку для работы в одной из отраслей народного хозяйства или культуры.
      Третьим путем получения полного среднего образования предусматривалось обучение в техникумах, но до 1966 года их в районе не было. 1940-х г ФЗУ (фабрично-заводское училище) вышли из системы народного образования и перешли в ведомственные подчинения.
      В указанный период в Аксайском район не было учреждений высшего образования. Школа искусств и Дом пионеров входили в систему дополнительного образования
     В Аксайском районе после реформы образования сложилась система образования, качество которой определялась не только количеством учреждений и обучаемых, но и качеством обучения. Многие выпускники школ становились учеными, врачами, учителями Голотина Наталья Михайлолвна, мастерами спорта международного класса Любовь Бастрыгина, руководителями и начальниками Кривошапкин Валентин Петрович ( начальник фотолаборатории центра подготовки космонавтики), профессорами Куцарева-Жаме Анна Михайловна (профессор кафедры русского языка университета Киото, автор русского букваря в Японии), Николай Дмитриевич Гулаев – летчик – истребитель, дважды Герой Советского союза, Гладченко Владимир Дмитриевич, Жульев Юрий Васильевич (народный художник России живописец). Многие учащиеся решили продолжать свое образование в высших учебных заведений. Девять человек поступают в медицинский институт, трое- в университет, один- в строительный институт и двое – в Железнодорожный институт. Остальные выпускники поступают в Краснодарский сельскохозяйственный институт). 
     В нашем районе на 1.09.1960 г. сели за парты 5817 учащихся, для них подготовлены 34 школы, из которых четыре, на 1040 мест. Новая средняя школа выстроена в Аксае на поселке газопровода, восьмилетняя – в х. Черюмкин и две начальные школы- в совхозах – с гордостью писала районная газета В 1960 г. во многих школах района повысилась успеваемость, первое место в районе заняла Старочеркасская средняя школа. Улучшена внеклассная воспитательская работа. 
      За успехи в деле образования и воспитания молодого поколения лучшие учителя нашего района награждены почетными грамотами райкома КПСС и исполкома райсовета. 1960 год на 02 сентября. - Черная Надежда Петровна- директор Аксайской восьмилетней школы№3; - Кушнир Елена Федоровна- учи-ль биологии Аксайской восьмилетней №3; - Лебедева Наталья Яковлевна- завуч Аксайской восьмилетней школы№2; - Черноокая Вера Михайловна- учительница математики Аксайской восьмилетней №2 - Ступина Матрена Васильевна- учительница начальных классов Аксайской восьмилетней школы. - Докукина Тамара Ильинична- учительница русского языка восьмилетней школы х. Большой Лог - Рой Анастасия Тимофеевна уч. истории восьмилетней школы Совхоза «Ольгинский» - Городова Анна Ивановна – учительница начальных классов Аксайской начальной школы №2 - Коченева Вера Алексеевна – учительница начальных классов Начальной школы совхоза «Плодопитомник» - Пастухова Лидия Кузьминична – завуч начальной школы ст. Пчеловодная -Абросина Полина Трофимовна – завуч начальной школы совхоза «Батайский» - Гречко Нина Никитична – завуч начальной школы х. В.Подпольный - Линникова Нина Тимофеевна – директор АСШРМ - Козырева Раиса Алексеевна – учительница немецкого языка Аксайской средней школы - Исадченко Валентина Эдуардовна – пионервожатая - Кнутова Татьяна Степановна – учительница биологии Аксайской восьмилетней школы. - Семенова Евгения Константиновна- учительница начальных классов школы х. Алитуб - Коломийцева Антонина Ивановна – учительница начальных классов Александровской сред. школы - Кремнева Клавдия Ивановна – учит. Биологии Ольгинской восьмилетней школы.