ИЗ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПОЧТЫ.
      Прежде чем почта стала почтой, той, какую мы её знаем, она прошла многовековой нелёгкий путь. Её развитие состояло из нескольких этапов, из отдельных шагов. «Повоз» был именно таким шагом. 
     Испокон веков славилась русская земля богатыми товарами и мастерами-умельцами. Русские князья не могли обойтись без связи, без доставки своих распоряжений и указов. Именно гонцам, седлавшим лошадей, и доверяли княжеские послания. На Руси письменные сообщения доставляли не пешим способом, а перевозили на лошадях. 
     Очень часто депешу зашивали в меховую шапку или в кожаный мешочек, чтобы защитить от дождя и снега. Гонец всегда был вооружен шашкой и луком со стрелами, в дороге могли встретиться и недобрые люди. Иногда гонец мог ехать и без грамоты, особые вести заучивал наизусть. Дороги были дальние, трудные. Уставал гонец, уставала лошадь. Где найти временный приют? 
     Если заглянуть в летопись, то уже в 984 году упоминается в ней о «повозе». «Повоз» - это особая «подводная» повинность населения. Название её происходит от слова «повозка», «подвода». «Повоз» был учреждён специальным княжеским повелением. Весь люд (кроме духовенства и бояр), который проживал вдоль дорог и рек, соединявших стольный град Киев с далёкими и близкими городами, был обязан по первому требованию княжеских людей предоставлять им безвозмездно лошадей, корм, повозки. Все эти меры способствовали надёжной и быстрой доставки.
       «Повоз» был нелёгкой повинностью. Иногда приходилось отдавать княжеским людям последнюю лошадь без возврата. Особенно эта повинность была тяжёлой, когда князья затевали войны по поводу и без повода. В такие времена приходилось значительно больше поставлять лошадей, корма, телег. Жители сёл, расположенных на оживлённых дорогах, часто протестовали против обременительных условий «повоза», просили князей облегчить их участь. Но как бы ни было тяжело, каждый гонец знал, что он найдёт ночлег, еду и свежих лошадей. 
     Неспокойным был XIII век. Со всех сторон на Русь надвигались татары, немецкие и шведские крестоносцы. Назрела необходимость систематической, регулярной связи для русских князей, ведущих оборонительную борьбу. 
     И тогда на смену стихийно действующему «повозу» пришла ямская гоньба. Велась она между особыми дорожными станциями – «ямами». Каждый «ям» располагался на расстоянии от 30 до 100 вёрст. И на каждой станции наготове стояли свежие лошади. Дороги оживились. Целая сеть ямских станций покрывала многие крупные дороги того времени. Дороги стали государственной собственностью, их теперь называли ямскими. На местное население была возложена обязанность, содержать эти дороги в порядке.
      На каждом ямском дворе служили по два и более ямщика, содержались сменные лошади, жили конюхи и кузнецы. Если ям располагался в городе, его устраивали на окраине – поближе к выгонам для лошадей. Вокруг городских и сельских ямов вырастали целые посёлки, которые назывались «ямские слободы». В них жили семьи ямщиков и подсобных людей. 
     Управляли ямской гоньбой казначеи великого князя. Но и сами князья следили за состоянием ямского дела.
      Однако ямская гоньба использовалась пока только для пересылки государственной переписки. Перевозить частные «грамотки» простых людей запрещалось. Поэтому искали «попутных» людей, которые доставляли на родину письменные весточки. 
      Ямская гоньба Московского государства отличалась не только быстротой, но и представляла собою самобытное русское явление. В слове «гоньба» чувствуется скорость, ветер, безудержное движение навстречу летящим под колёса вёрстам.
      Австрийский посланник Герберштейн, с изумление отзывался о скорости езды: из Новгорода в Москву, между которыми расстояние 600 вёрст, слуга его доехал всего лишь за 72 часа! А ведь это 200 вёрст в сутки. В актах 1574 года говорится о Ямском приказе, заменившем ямскую избу. 
      Ямской приказ, как и все правительственные учреждения, размещался в Московском Кремле. 
     Отбирали ямщиков из «охотников», которые по собственной воле шли в ямщики. Каждый такой охотник должен был иметь «три добрых мерина». По мнению некоторых историков, это и положило начало знаменитой русской тройке.
      Ямщики имели ряд привилегий: освобождались от податей, повинностей, получали земли, содержание от 7 до 30 рублей в год. Но труд их оставался очень тяжёлым. Увеличивалось число гонцов и грузов, лошади падали, не хватало денег, дороги были в плохом состоянии. Чрезвычайно тяжёлое положение ямщиков вынудило царя Алексея Михайловича посылать как можно меньше гонцов, а доставку грамот возложить на самих ямщиков. 
     Это был ещё один маленький шаг на пути к созданию государственной русской почты. 
 ВОЛОЩУК Л. В., ст. научный сотрудник отдела "Почтовая станция" ГБУК РО "Аксайский военно-исторический музей"