ЧТО РАССКАЖЕТ КАЛЕНДАРЬ

06.03.2024

День рождения Покрышкина А.И. (1913 г.)

6 марта (19) 1913 года, родился выдающийся советский военачальник, лётчик-ас, Великой Отечественной войны, маршал авиации, первый трижды Герой Советского Союза Александр Иванович Покрышкин.

kpy-pdhvC-E.jpg

Александр Иванович Покрышкин родился в городе Ново-Николаевске Томской губернии (с 1926 — Новосибирск), в семье фабричного рабочего Ивана Петровича Покрышкина, выходца из крестьян Вятской губернии, и, домохозяйки Ксении Степановны (до замужества Мосуновой), родом оттуда же. В 1907 году Иван Петрович и Ксения Степановна обвенчались. Александр был вторым ребёнком из шести детей (у него было четверо братьев и сестра, ещё четверо детей умерли в младенчестве). Семья жила небогато. Отец, освоив профессии каменщика, кровельщика, печника, работал в строительных артелях быстро растущего города. Но в 1909 году после несчастного случая на стройке он стал инвалидом, и вынужден был зарабатывать случайными заработками. После смерти старшего сына Иван Петрович морально сломался и 15 декабря 1934 года покончил с собой. Тяжёлое детство не помешало Александру с ранних лет много времени уделять учёбе. Покрышкин увлёкся авиацией в возрасте 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов, после чего начал заниматься в авиамодельном кружке. В 1928 году, после окончания семилетней школы, он пошёл работать на стройку вместе с отцом и дядей. В 1930 году, после конфликта с отцом, Александр покинул дом и поступил в местное техническое училище, где проучился 18 месяцев по специальности слесаря-лекальщика. Затем учился в вечернем институте сельскохозяйственного машиностроения и одновременно работал слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой», тогда же увлекался изобретательством и за успехи в этом деле получил несколько дипломов. В 1931 году вступил в комсомол. 17 июня 1932 года, добровольцем вступил в ряды Красной Армии и был направлен в 3-ю Пермскую авиационную школу авиатехников, которую окончил в 1933 году. Затем учился на курсах усовершенствования технического состава ВВС Красной Армии имени К. Е. Ворошилова при 1-й военной школе авиатехников в Ленинграде, которые окончил в 1934 году. В декабре 1934 года Покрышкин стал старшим авиационным техником авиазвена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа и оставался в этой должности до ноября 1938 года. В этот период он предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения военного самолета. Мечта стать лётчиком, не встретила поддержки у командования — как отличный авиатехник Покрышкин вполне его устраивал, а потому 39 рапортов о направлении в лётную авиашколу остались без удовлетворения. В 1936—1938 годах Покрышкин обучался в Краснодарском аэроклубе мастерству лётчика без отрыва от основного места службы.

cc3QFidAZsQ.jpg

Во время отпуска зимой 1938 года он втайне от начальства прошёл всего за 17 дней годичную программу гражданского пилота. Это помогло ему добиться в ноябре 1938 года направления на учёбу в Качинскую Краснознамённую военную авиационную школу имени А. Ф. Мясникова, которую он окончил с отличием в ноябре 1939 года. В звании лейтенанта А. И. Покрышкин был распределён на должность младшего лётчика в 55-й истребительный авиационный полк, входивший в состав ВВС Одесского военного округа, базировавшегося в Кировограде, а в 1940 году был передислоцирован на аэродром Сингурены в районе Бельц (Молдавская ССР). Весной 1941 года половина полка была перевооружена с И-16 и бипланов И-153 на новейшие по тому времени МиГ-3, в числе этих лётчиков был и А. Покрышкин. Войну старший лейтенант А. И. Покрышкин встретил в должности заместителя командира эскадрильи на Южном фронте, его аэродром подвергся бомбардировке 22 июня, в первый день войны. Его первая воздушная схватка закончилась бедой: по недоразумению, и неразберихи начала войны, он подбил советский самолёт 211-го бомбардировочного полка — лёгкий бомбардировщик Су-2 командира эскадрильи капитана Гудзенко (при этом штурман Семёнов погиб), приняв его за вражеский, так как не знал новые для того времени самолеты конструкции КБ «Сухого». В бою 26 июня 1941 года он одержал свою первую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf.109. Одержав 3 июля ещё одну победу, он был подбит немецким зенитным орудием за линией фронта и четыре дня пробирался в свою часть.

VXL_leAvogM.jpg

Участвуя в воздушных боях, Александр с горечью отмечал, что небо над его родиной очень слабо защищено от врага. Тактика нападения не вырабатывалась, пилоты дрались вслепую, техническое оснащение хромало. Да и что можно было ожидать, если в авиационных мастерских занимались выпуском танков. Защита воздушного пространства СССР держалась только на патриотизме и героизме летчиков-истребителей. Спустя много лет Александр скажет, что тот, кто не был на фронте в 1941-1942-м годах, не знает, что такое настоящая война. 1943-й год стал переломным не только в судьбе Покрышкина, но и всей авиации. Тщательно проанализировав предыдущие бои, летчик-истребитель разработал уникальные приемы ведения боя и патрулирования воздушного пространства. Его главной целью теперь стал ведущий, именно после выхода из строя главного самолета, вражеская эскадрилья теряла боеспособность. Покрышкин продолжал нещадно крушить вражескую авиацию. В апреле 1943-го он сбил десять фашистских самолетов, за что ему первый раз присвоили звание Герой Советского Союза. Буквально за месяц он пополнил счет сбитых машин еще на 12 штук. Август 1943-го, битва за Кубань. Покрышкин сбивает еще 22 немецких самолета. Вместе с ним сражались в воздухе и его ученики. Смелость и героизм Покрышкина отмечена очередной наградой – это вторая Звезда героя. Теперь его имя знал каждый советский человек. 19 августа 1944 года Александра снова награждают золотой Звездой, и он становится первым из всех советских военных, трижды удостоенных звания Герой Советского Союза. Александра Ивановича называли Ястребом небес. Такое точное имя дало ему американское издание «True Comics», и оно вполне соответствовало действительности. Официальная статистика гласит, что Покрышкин за годы войны совершил 650 вылетов, провел 156 боев с врагом, уничтожил 59 боевых машин врага. Сам летчик-ас говорил, что на его счету 90 уничтоженных самолетов, но, по мнению историков, это слишком преувеличенные данные. На Параде Победы 24 июня 1945 года Александр Иванович Покрышкин нёс знамя 1-го Украинского фронта. После победы Покрышкин продолжил службу, занимал должность командующего ВВС в Московском военном округе. В 50-е годы Покрышкин перешел на службу в ПВО, продолжал подниматься по карьерной лестнице и ушел в отставку в 1971 году, будучи заместителем главнокомандующего войск ПВО СССР. С января 1972 года —был председателем Центрального комитета ДОСААФ СССР. С ноября 1981 года, военным инспектором-советником Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР. Член ВКП(б) с 1942 года. Кандидат в члены ЦК КПСС (1976—1985). В послевоенные годы написал несколько книг мемуарного жанра о Великой Отечественной войне, за что в 1965 году был принят в Союз писателей СССР. Умер один из самых прославленных летчиков Советского Союза 13 ноября 1985 года от сердечной недостаточности. Ему шел 73-й год. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище. Имя маршала авиации А. И. Покрышкина увековечено в названиях улиц и площадей, учебных заведений, в памятниках и мемориальных досках Москвы, Ржева, Калининграда, Краснодара, Новосибирска, Новокузнецка и других городов России и ближнего зарубежья.

h3ei2NIE6Ys.jpg
4gsYzWK7dXw.jpg

Возврат к списку