ЧТО РАССКАЖЕТ КАЛЕНДАРЬ

21.09.2023

День победы русских полков в Куликовской битве

21 сентября 1380 года, неподалеку от впадения реки Непрядвы в Дон, полки, постоявшие «за веру православную», разбили войско темника Мамая, угрожавшее русским княжествам новым разорительным нашествием и, по сути дела, заложили основы русской национальной и религиозной политики.

схема Куликовской битвы

«Мамаево побоище», или «Побоище на Дону» – так называлось это сражение между общерусским войском во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем и войсками темника Мамая и его марионеточного хана Тюляка (Тулунбека).
Термин же «Куликовская битва» был впервые применен русским историком Нечаевым в ХIХ веке.
Об этом крупнейшем сражении средних веков мы знаем и достаточно много и до обидного мало. В первую очередь потому, что письменных свидетельств, описаний того времени осталось очень мало, так как степные завоеватели очень часто жгли и разрушали русские города-крепости и монастыри, где обычно находились библиотеки.
К тому же первые летописные повести о Куликовской битве, созданные практически сразу после сражения, содержат минимум информации о событии.
Литературные произведения XVI-XVII веков «Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище» насыщены различными, порой фантастическими подробностями, недостоверными фактами и историческими ошибками. И в то же время ни одно событие средневековой истории России не нашло столь широкого отражения в летописной, литературной и живописной традиции.
Золотая Орда к середине XIV века переживала не лучшие времена. В 1359 году был убит Великий хан, один из последних прямых чингизидов, и в Орде началась борьба за власть. Право на ханский престол, согласно заветам основателя империи, имели только его прямые потомки, выбираемые на этот пост другими прямыми потомками на Курултае – высоком собрании всех монгольских улусов (областей).
Мамай не имел шансов стать ханом, так как не был даже отдаленным потомком Чингиза, но он сумел, являясь темником одного из марионеточных ханов, отколоть от Золотой Орды восточные уделы вплоть до Крыма и взять их под свою руку.
В это же время Москва потихонечку «забывает» выплачивать дань Орде и собирает под свое крыло русских князей – кого подкупом, а кого и увещеваниями.
Разумеется – не всех. Но даже тех, кто встал под знамёна Москвы, хватило, чтобы выработать единую позицию по отказу выплачивать дань, а затем и держать оборону против попыток отдельных ханов «погулять» по русским землям, как при Батые.
Итогом одного из таких набегов в 1378 году стало сражение на реке Воже, где нашёл свой бесславный конец ордынский хан Бегич со своим туменом.
Эта битва нанесла огромный урон авторитету Мамая, как верховного главнокомандующего. Он принимает решение самостоятельно формировать войско и вести его против русской военной коалиции. В августе 1380 года ордынское войско двинулось на Русь.
Хорошо поставленная разведка московского князя вовремя распознала в передвижении больших масс обозов и конницы признак готовящегося вторжения. Над русскими землями нависла реальная угроза уничтожения.
В течение лета 1380 года князь московский собирал войско для решающей битвы. Прислали ему свои отряды почти все русские земли. Даже западнорусские княжества во главе с братьями Ягайлы направили в помощь Москве большие силы. В русской армии собралась вся Русь – «князья русские», «воеводы», бояре, «вся люди», «черный народ». Все, кто мог держать оружие в руках, влились в отряды русской армии.
Великий подвижник Русской Православной церкви – троицкий игумен Сергий Радонежский, почитавшийся современниками за умение «тихими словами» укрощать распри меж князьями, сумел примирить княжества ростовское, нижегородское, рязанское и убедил подчиниться князю Дмитрию.
Поход на Мамая стал делом всей Руси. Полки присылались Дмитрию из самых отдаленных уголков Руси, под его знаменами стояли, и сыграли большую роль в битве и сыновья недавнего врага литовского князя Ольгерда, и бояре Ховрины-Гаврасы, вышедшие из крымского христианского княжества Феодоро, имевшие свои счеты со стоявшими за Мамаем генуэзцами. Также в составе русского войска на Куликовом поле в рядах дружинных полков стояло много татар-христиан, основоположников русских впоследствии родов Юсуповых (от Юсуп), Тургеневых (от Турген), Беклемишевых (от Бек-Лемиш).
Дмитрий форсировал Оку, а затем, в ночь на 7 (20) сентября, перешёл и Дон, оставив его за спиной, тем самым отрезав своему войску путь к отступлению. Мамай не ждал этой переправы, ему не пришло в голову, что можно поставить свои войска в столь жёсткие условия, когда отступать некуда, и вопрос стоит так: победа или гибель.
Кроме того, оставленные на том берегу Дона воинские порядки Дмитрия не пропустили бы к Мамаю войска союзников, на которых он надеялся.
Сам ход битвы подробнейшим образом разбирается не только на военных кафедрах в специализированных учебных заведениях, но и на уроках истории в любой школе, поэтому мы на нем останавливаться не будем. Пожалуй, самые известные ее участники после Дмитрия Донского — прославленные Церковью в лике святых братья-монахи Пересвет и Ослябя. Казалось бы, этот хорошо знакомыйбой Пересвета и Челубея со школьной скамьи исторический эпизод изучен вдоль и поперек. Преподобный Сергий Радонежский дает Дмитрию Донскому для воодушевления войска двух иноков — и один из них, Александр Пересвет, выходит на поединок с могучим богатырем Челубеем из стана Мамая. В сражении оба падают замертво. А брат Пересвета Ослябя гибнет в разгар жестокой сечи. Достоверно известно только, что они действительно существовали — летописные источники упоминают о братьях как о брянских боярах, перешедших на службу к московскому князю Дмитрию.
Впрочем, несмотря на то, что биографии Пересвета и Осляби изобилуют белыми пятнами, через пару столетий после Куликовской битвы их стали почитать как святых. В одном из месяцесловов (церковных календарей) середины XVII века записано: "Преподобнии старцы Александр и Родион, нарицаемии Пересвет и Ослябя, иже на Мамаеве побоищи убиени быша".
Куликовская битва была не началом, а проявлением и осуществлением единства Руси, общим делом, которым являются нации и государства. Раздробленная и терзаемая иноплеменниками Русь проявила себя в тот момент в едином общем деле и превозмогла своих врагов.

Домитий Донскоймамаево побоище

Важный момент для русских людей заключался в том, что Куликовская битва позволила им почувствовать веру в себя. Более полутора веков кочевники заставляли их считать себя людьми второго сорта. Теперь с этим было покончено, и впервые начались разговоры о том, что власть Мамая и его иго можно сбросить. Победа вдохнула новые силы и надежды в сердца русских людей, поразила воображение современников и потомков.
«По Русской земле, – ликует автор «Задонщины», – распространилось веселие и отвага, и вознеслась слава русская…»
В современной России Куликовская битва по-прежнему остается символом национальной единства и героизма.

Возврат к списку