ЧТО РАССКАЖЕТ КАЛЕНДАРЬ

30.10.2022

МОРСКИМ СУДАМ БЫТЬ!

6oCf5Su_c7k.jpg
30 октября 1696 года боярская Дума одобрила предложение Петра I о создании военного флота. Это диктовалось неотложными задачами по выходу к морям, без чего дальнейшее развитие государства было невозможным. Острая необходимость в строительстве вооруженных кораблей высветилась в ходе неудачного похода 1695 года на турецкую крепость Азов. Штурмовать крепость с суши, когда турки могли сколько угодно выдерживать осаду, получая снабжение и подкрепления по морю, оказалось делом безнадежным.
Почему начали прорываться именно к Азовскому и Черному морям? Ответ простой: балтийские берега тогда контролировала сильная Швеция, а Турция выглядела более слабым противником, занятым борьбой и с другими внешними врагами, помимо России. Та русско-турецкая война началась еще в 1689 году и шла без видимых успехов. А ключ к ним Петр увидел именно в строительстве собственного флота.
Уже к маю 1696 года флотилия была готова, и ее незамедлительно отправили по Дону в Азовское море - для нового штурма турецкой крепости. Флотилию вел 36-пушечный флагман "Апостол Петр". Войска осадили Азов с суши, а флотилия устроила морскую блокаду. Подошедший на помощь осажденным турецкий флот даже не попытался вступить в сражение с Азовской флотилией. Постояв некоторое время на якоре, турецкая эскадра ретировалась. Без снабжения и боеприпасов гарнизон крепости не мог долго сопротивляться. 19 июля 1696 года турки сдались.
tjoYo9QLjRU.jpg
Помимо крестьян, купцов, духовенства и землевладельцев, свой вклад в строительство флота вносило и государство (казна). Для этого было учреждено адмиралтейство.
Создание флота привело к большим преобразованиям и в экономическом плане: потребовалось построить немало предприятий для производства корабельной оснастки и вооружений. После 1696 года нормой стало и обучение корабелов и моряков заграницей, а также приглашение иностранных специалистов.

Возврат к списку