ЧТО РАССКАЖЕТ КАЛЕНДАРЬ

29.03.2022

29 МАРТА 1945 ГОДА ПРИНЯТ НА ВООРУЖЕНИЕ ТАНК ИС-3

BK_onqI90eU.jpg
29 марта является важным днём в истории отечественного танкостроения. На вооружение Красной армии был принят тяжёлый танк ИС-3, ставший результатом программы глубокой модернизации ИС-2, запущенной ещё в апреле 1944 года. ИС-3 оказался танком с непростой судьбой: поначалу его даже не хотели запускать в серию. Тем не менее, танк всё же стал серийным, и это решение оказалось правильным. ИС-3 был последним советским танком, принятым на вооружение в годы Великой Отечественной войны. На поля сражений он не попал, но на идеологическом фронте он отработал на все сто. Появление ИС-3 на Параде Победы в Берлине 7 сентября 1945 года стало для союзников настоящим шоком, в течение семи лет он являлся за рубежом эталоном современной боевой машины.
История разработки модернизированного ИС-2 чем-то похожа на один из эпизодов латиноамериканской мыльной оперы. Поначалу работами по модернизации занималось ОКБ завода №100, но прямо посередине проектирования они эту затею бросили и начали разрабатывать собственный танк — ИС-6. Далее СКБ Челябинского Кировского завода (ЧКЗ) решило заниматься глубокой модернизацией танка самостоятельно и даже построило опытный образец. Тем не менее, осенью 1944 года работы начались снова. На свет появился проект, который первоначально именовался как «опытный образец 701-А». Позже данную машину переименовали в «Кировец-1». Главным конструктором танка являлся Н.Л. Духов, а ведущим инженером — М.Ф. Балжи. Согласно пояснительной записке, машина предполагалась как переходная от ИС-2 к Объекту 701. Используя агрегаты ИС-2, предлагалось существенно усилить броневую защиту, воспользовавшись при этом опытом создания Объекта 701. Именно поэтому в переписке танк и именовался как «опытный образец 701-А».
v_qGhLvdmQ4.jpg
Первые километры заводского пробега новый танк прошёл 25 ноября 1944 года. При его создании был использован опыт проектирования Объекта 701 — особенно это касалось корпуса. Совсем иная ситуация наблюдалась с башней, получившей необычную приплюснутую форму. Разработал башню непосредственно Балжи, причём легенда гласит, что родил он данную идею, посмотрев на мыльницу. В декабре 1944 года танк отправили на НИБТ Полигон, где он прошёл ходовые испытания, а также испытания обстрелом. Танк преодолел полигонные испытания в 500 км, но не выдержал гарантийных испытаний, поскольку на 810-м километре вышел из строя вентилятор. Впрочем, испытатели отметили, что серийный ИС-2 имел не лучшие данные по надёжности. Испытания обстрелом корпуса и башни показали, что бронестойкость резко выросла — например, лобовая часть корпуса «снимала» 88-мм снаряды пушки Pak 43 с любых дистанций. Вместе с тем, у башни имелись уязвимые места, возникли претензии и по корпусу. Несмотря на это, комиссия дала в целом положительный вердикт. Ещё один интересный момент — в отчёте танк именовался как ИС-3. Именно этот индекс далее стал для машины основным. На заводе же машина вскоре получила чертёжный индекс 703, также её именовали как Объект 703.
#танкИС #советскийтанк #тяжелыйтанк #историяРоссии #военнаяистория #аксайскиймузей

Возврат к списку