ЧТО РАССКАЖЕТ КАЛЕНДАРЬ
05.02.2022
Петр I и учреждение Святейшего Синода.
На сегодняшний день Русская Православная Церковь управляется Патриархом Всея Руси при котором действует и Священный Синод — совещательный орган, который контролирует деятельность митрополий и священнослужителей, а также помогает Патриарху в принятии решений.
Однако в истории РПЦ было время, когда ее жизнью и деятельностью полностью управляла созданная Духовная Коллегия, также именуемая Святейшим Синодом. Создание Коллегии было инициативой императора Петра I, после того, как полностью была упразднена должность Патриарха в 1700 году.
Возможно, что изначально Петр I не планировал подвергать изменениям установленный церковный порядок. Но чем дальше продвигались его реформы, тем все меньше он хотел делить власть с кем-то еще, а тем более с таким сильным соперником, как церковь.
Тем более, что духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ. Многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.
При этом Патриарх огромное влияние на жизнь обычных людей, ничем не уступающее влиянию самодержца. Для Петра I это не вписывалось в абсолютистскую модель государства, где император — единственный полноправный властитель.
Так же многочисленные войны Петра I и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей, неподотчетных государству.
Как известно в то время люди доверяли церкви и как огня боялись Божьей кары. Поэтому, взяв власть над церковью, первый российский император мог спокойно с ее помощью управлять народом.
Петр I стремился подчинить церковь государству, встроить её в аппарат управления страной и монополизировать власть (построение абсолютистской монархии).
Поскольку до этого времени деятельность РПЦ полностью подчинялась Патриарху, император и прочие государственные органы власти не имели контроля над ней, поэтому целью Петра I стало полное подчинение РПЦ. Он хотел не просто управлять, но заключить ее в аппарат управления государством и монополизировать власть.
Создание Святейшего Синода привело к подчинению Церкви — государству, т.к. все члены Синода назначались императором и присягали ему на верность. Лишённая Патриарха церковь уже не могла конкурировать с Петром I за власть над гражданами.
Для дополнительного надзора за деятельностью Синода учреждена должность обер-прокурора. Обер–прокуратура была учреждена 11 мая 1722 г., когда Петр I издал указ: «В Синод выбрать из офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог управление синодского дела знать, и быть ему обер–прокурором, и дать ему инструкцию, применяясь к инструкции генерал–прокурора».
Первым обер-прокурором Синода, наделенного надзирательными полномочиями, стал полковник Иван Васильевич Болтин.
Обер-прокурор Синода не являлся членом Синода, но присутствовал на его заседаниях, располагаясь за особым столом. Он приводил в исполнение постановления Синода, имел право останавливать незаконные решения и представлять императору свои заключения в случае разногласий между членами Синода, а также мог предлагать Синоду проекты распоряжений и Всеподданнейших докладов. Наблюдал за правильностью движения и решения дел в канцелярии Синода, объявлял Синоду Высочайшие повеления и резолюции на докладах.
По представлению Обер-прокурора Синода император назначал членов Синода, а Синод - секретарей духовных консисторий. Со временем обер–прокурор Святейшего Синода, бывший для Петра «оком» государевым, превратился в полномочного министра по делам церковного управления, сохранив эти функции вплоть до конца синодального периода.
Обер–прокуратура была учреждена 11 мая 1722 г., когда Петр I издал указ: «В Синод выбрать из офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог управление синодского дела знать, и быть ему обер–прокурором, и дать ему инструкцию, применяясь к инструкции генерал–прокурора». Таким образом, церковная жизнь была полностью подчинена государству. Одновременно Петр 1 издал указ об ограничении вступления в духовенство. Были открыты специальные школы для обучения будущих священнослужителей. Количество монастырей по стране было сокращено, а кроме того, прошла реорганизация их деятельности.
5 ФЕВРАЛЯ 1721 ГОДА ПЕТР I УЧРЕДИЛ СВЯТЕЙШИЙ СИНОД

Петр I и учреждение Святейшего Синода.
На сегодняшний день Русская Православная Церковь управляется Патриархом Всея Руси при котором действует и Священный Синод — совещательный орган, который контролирует деятельность митрополий и священнослужителей, а также помогает Патриарху в принятии решений.
Однако в истории РПЦ было время, когда ее жизнью и деятельностью полностью управляла созданная Духовная Коллегия, также именуемая Святейшим Синодом. Создание Коллегии было инициативой императора Петра I, после того, как полностью была упразднена должность Патриарха в 1700 году.
Возможно, что изначально Петр I не планировал подвергать изменениям установленный церковный порядок. Но чем дальше продвигались его реформы, тем все меньше он хотел делить власть с кем-то еще, а тем более с таким сильным соперником, как церковь.
Тем более, что духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ. Многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.
При этом Патриарх огромное влияние на жизнь обычных людей, ничем не уступающее влиянию самодержца. Для Петра I это не вписывалось в абсолютистскую модель государства, где император — единственный полноправный властитель.
Так же многочисленные войны Петра I и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей, неподотчетных государству.
Как известно в то время люди доверяли церкви и как огня боялись Божьей кары. Поэтому, взяв власть над церковью, первый российский император мог спокойно с ее помощью управлять народом.
Петр I стремился подчинить церковь государству, встроить её в аппарат управления страной и монополизировать власть (построение абсолютистской монархии).
Поскольку до этого времени деятельность РПЦ полностью подчинялась Патриарху, император и прочие государственные органы власти не имели контроля над ней, поэтому целью Петра I стало полное подчинение РПЦ. Он хотел не просто управлять, но заключить ее в аппарат управления государством и монополизировать власть.

Для дополнительного надзора за деятельностью Синода учреждена должность обер-прокурора. Обер–прокуратура была учреждена 11 мая 1722 г., когда Петр I издал указ: «В Синод выбрать из офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог управление синодского дела знать, и быть ему обер–прокурором, и дать ему инструкцию, применяясь к инструкции генерал–прокурора».
Первым обер-прокурором Синода, наделенного надзирательными полномочиями, стал полковник Иван Васильевич Болтин.
Обер-прокурор Синода не являлся членом Синода, но присутствовал на его заседаниях, располагаясь за особым столом. Он приводил в исполнение постановления Синода, имел право останавливать незаконные решения и представлять императору свои заключения в случае разногласий между членами Синода, а также мог предлагать Синоду проекты распоряжений и Всеподданнейших докладов. Наблюдал за правильностью движения и решения дел в канцелярии Синода, объявлял Синоду Высочайшие повеления и резолюции на докладах.
По представлению Обер-прокурора Синода император назначал членов Синода, а Синод - секретарей духовных консисторий. Со временем обер–прокурор Святейшего Синода, бывший для Петра «оком» государевым, превратился в полномочного министра по делам церковного управления, сохранив эти функции вплоть до конца синодального периода.
Обер–прокуратура была учреждена 11 мая 1722 г., когда Петр I издал указ: «В Синод выбрать из офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог управление синодского дела знать, и быть ему обер–прокурором, и дать ему инструкцию, применяясь к инструкции генерал–прокурора». Таким образом, церковная жизнь была полностью подчинена государству. Одновременно Петр 1 издал указ об ограничении вступления в духовенство. Были открыты специальные школы для обучения будущих священнослужителей. Количество монастырей по стране было сокращено, а кроме того, прошла реорганизация их деятельности.

Во всех реформах Петра I было стремление возвысить русское государства, устроив его организацию на началах последовательного проведения идеи государства и правящей власти. Результатами такой реформы, по мысли преобразователя, должны были достигаться государственная польза, обеспечиваться благо подданных и создаваться общее благоденствие. Итоги реформ показывают, что Петр 1 хорошо продумал все нюансы преобразований и по основным вопросам добился положительных результатов: снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.
Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование. Петр Великий сосредоточил в своих руках все ветви власти и имел безграничную свободу действий, установив в России абсолютизм.
Автор Сосова П.В.
Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование. Петр Великий сосредоточил в своих руках все ветви власти и имел безграничную свободу действий, установив в России абсолютизм.
Автор Сосова П.В.