ЧТО РАССКАЖЕТ КАЛЕНДАРЬ

05.02.2022

5 ФЕВРАЛЯ 1721 ГОДА ПЕТР I УЧРЕДИЛ СВЯТЕЙШИЙ СИНОД

ayriK9InaDE.jpg
Петр I и учреждение Святейшего Синода.

На сегодняшний день Русская Православная Церковь управляется Патриархом Всея Руси при котором действует и Священный Синод — совещательный орган, который контролирует деятельность митрополий и священнослужителей, а также помогает Патриарху в принятии решений.

Однако в истории РПЦ было время, когда ее жизнью и деятельностью полностью управляла созданная Духовная Коллегия, также именуемая Святейшим Синодом. Создание Коллегии было инициативой императора Петра I, после того, как полностью была упразднена должность Патриарха в 1700 году.

Возможно, что изначально Петр I не планировал подвергать изменениям установленный церковный порядок. Но чем дальше продвигались его реформы, тем все меньше он хотел делить власть с кем-то еще, а тем более с таким сильным соперником, как церковь.

Тем более, что духовенство не одобряло проводимых Петром I реформ. Многие монахи считали царя антихристом, о чем не боялись говорить вслух и даже раздавали рукописные листовки в городах и деревнях.

При этом  Патриарх огромное влияние на жизнь обычных людей, ничем не уступающее  влиянию самодержца.   Для Петра I это не вписывалось в абсолютистскую модель государства, где император — единственный полноправный властитель.

Так же  многочисленные войны Петра I и развитие промышленности требовали все больше финансовых и человеческих ресурсов, часть из которых находилась во владении монастырей и церквей, неподотчетных государству.

Как известно в то время люди доверяли церкви и как огня боялись Божьей кары. Поэтому, взяв власть над церковью, первый российский император мог спокойно с ее помощью управлять народом. 

Петр I стремился подчинить церковь государству, встроить её в аппарат управления страной и монополизировать власть (построение абсолютистской монархии).

Поскольку до этого времени деятельность РПЦ полностью подчинялась Патриарху, император и прочие государственные органы власти не имели контроля над ней, поэтому целью Петра I стало полное подчинение РПЦ. Он хотел не просто управлять, но заключить ее в аппарат управления государством и монополизировать власть.
UxA5gvj5C_4.jpg
Создание Святейшего Синода привело к подчинению Церкви — государству, т.к. все члены Синода назначались императором и присягали ему на верность. Лишённая Патриарха церковь уже не могла конкурировать с Петром I за власть над гражданами.

 Для дополнительного надзора за деятельностью Синода учреждена должность обер-прокурора. Обер–прокуратура была учреждена 11 мая 1722 г., когда Петр I издал указ: «В Синод выбрать из офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог управление синодского дела знать, и быть ему обер–прокурором, и дать ему инструкцию, применяясь к инструкции генерал–прокурора». 

Первым обер-прокурором Синода, наделенного надзирательными полномочиями, стал полковник Иван Васильевич Болтин.
Обер-прокурор Синода не яв­лял­ся чле­ном Си­но­да, но при­сут­ст­во­вал на его за­се­да­ни­ях, рас­по­ла­га­ясь за осо­бым сто­лом. Он при­во­дил в ис­пол­не­ние по­ста­нов­ле­ния Си­но­да, имел пра­во ос­та­нав­ли­вать не­за­кон­ные ре­ше­ния и пред­став­лять им­пе­ра­то­ру свои за­клю­че­ния в слу­чае раз­но­гла­сий ме­ж­ду чле­на­ми Си­но­да, а так­же мог пред­ла­гать Си­но­ду про­ек­ты рас­по­ря­же­ний и Все­под­дан­ней­ших док­ла­дов. На­блю­дал за пра­виль­но­стью дви­же­ния и ре­ше­ния дел в кан­це­ля­рии Си­но­да, объ­яв­лял Си­но­ду Вы­со­чай­шие по­ве­ле­ния и ре­зо­лю­ции на док­ла­дах.

 По пред­став­ле­нию Обер-прокурора Синода им­пе­ра­тор на­зна­чал чле­нов Си­но­да, а Си­нод - сек­ре­та­рей ду­хов­ных кон­си­сто­рий. Со временем обер–прокурор Святейшего Синода, бывший для Петра «оком» государевым, превратился в полномочного министра по делам церковного управления, сохранив эти функции вплоть до конца синодального периода.

Обер–прокуратура была учреждена 11 мая 1722 г., когда Петр I издал указ: «В Синод выбрать из офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог управление синодского дела знать, и быть ему обер–прокурором, и дать ему инструкцию, применяясь к инструкции генерал–прокурора». Таким образом, церковная жизнь была полностью подчинена государству. Одновременно Петр 1 издал указ об ограничении вступления в духовенство. Были открыты специальные школы для обучения будущих священнослужителей. Количество монастырей по стране было сокращено, а кроме того, прошла реорганизация их деятельности.

Il4F7RdBVzw.jpg
Во всех реформах Петра I было стремление возвысить русское государства, устроив его организацию на началах последовательного проведения идеи государства и правящей власти. Результатами такой реформы, по мысли преобразователя, должны были достигаться государственная польза, обеспечиваться благо подданных и создаваться общее благоденствие. Итоги реформ показывают, что Петр 1 хорошо продумал все нюансы преобразований и по основным вопросам добился положительных результатов: снижение роли церкви в жизни общества, сокращение ее финансовой независимости и количества слуг Господа.

Петром были также введены церковные школы. По его замыслу, каждый епископ обязан был иметь дома или при доме школу для детей и давать начальное образование. Петр Великий сосредоточил в своих руках все ветви власти и имел безграничную свободу действий, установив в России абсолютизм.

 Автор Сосова П.В.
GJojnb3UW9c.jpg
#реформыПетра1 #святейшийсинод #историяРоссии #Аксайскиймузей

Возврат к списку