ЧТО РАССКАЖЕТ КАЛЕНДАРЬ

26.06.2021

80 лет подвигу Н.Ф. Гастелло

IdE9ZQrTPXQ.jpg26 июня исполняется 80 лет подвигу экипажа под руководством капитана Николая Гастелло. Путь к подвигу был обычным для молодого человека жизнь которого пришлась на рубеж эпох.Наградной лист Гастелло Н.Ф.3.jpgНаградной лист Гастелло Н.Ф.2.jpgНаградной лист Гастеллоо Н.Ф..jpg
Николай родился в Москве в 1907 году в семье белоруса Франца Павловича и русской Анастасии Семеновны Кутузовой. Учился Николай в 3-м Сокольническом городском мужском училище им А.С.Пушкина, где проучился до 1921 года. В 1923 году он начал свою трудовую деятельность, став учеником столяра. В 1924 году семья переехала г. Муром, где Николай поступил слесарем на паровозный завод, где работал его отец. Вместе с работой он окончил школу. В 1928 году он вступил в ВКП(б). В 1930 году семья вернулась в Москву, где Николай поступил на работу на Первый государственный механический завод строительных машин имени 1 Мая.
В мае 1932 года по специальному набору он призван в РККА. Он был направлен на учебу в 11-ю военную авиационную школу пилотов в городе Луганске. Школу он окончил в декабре 1933 года и продолжил службу в 82-й тяжелобомбардировочной эскадрилье 21-й тяжелобобонбардировочной авиационной бригады, базировавшейся в г. Ростов-на-Дону. Он летал вторым пилотом на ТБ-3, а с 1934 года он стал командиром самолета. В этой бригаде он прослужил до 1938 года.
Донесение о потерях.jpgВ период 1939,1940 он принял участие в боях на Халхин-Голе, советско-финской войне и присоединении Бессарабии и Северной Буковины к СССР. В 1940 году Гастелло было присвоено звание капитана.
Весной 1941 года им был освоен самолет ДБ-3ф(Ил-4), именно на самолете этого типа совершил свой подвиг экипаж Н.Ф. Гастелло.
26 июня1941 года в 4 часа утра экипаж по командованием капитана Н.Ф.Гастелло в составе лейтенанта Анатолия Акимовича Бурденюка, лейтенанта Григория Николаевича  Скоробогатого и старшего сержанта Алексея Александровича Калинина вылетел для нанесения бомбового удара по германской механизированной колоне на дороге Молодечно – Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков ДБ-3ф. Сбросив бомбы экипаж возвращался обратно. Но огнем зенитной артиллерии противника самолет Гастелло был подбит. Был поврежден топливный бак, что вызвало пожар на борту. Гастелло направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли.
Вскоре подвиг экипажа Гастелло получил широкое освещение в советских средствах массовой информации. Впервые о нем публично было упомянуто 5 июля 1941 года в вечерней сводке Сов информбюро. 25 июля 1941 года командиром 207-го дальнебомбардировочного авиаполка капитаном Лобановым и военным комиссаром полка полковым комиссаром Н.Ф. Кузнецовым, Н.Ф.Гастелло был представлен к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года капитан Николай Францевич Гастелло был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза. К сожалению, остальные члены экипажа остались «в тени» своего командира. Только в 1958 году они были награждены орденами Отечественной войны 1 степени(посмертно).
LZGQHhLUePU.jpgПосле войны приказом Министра обороны СССР капитан Гастелло Н.Ф. навечно зачислен в списки летного состава 2-й эскадрильи 194-го отдельного гвардейского Брянского Краснознаменного военно-транспортного авиационного полка. Имя героя носят улицы во многих городах бывшего СССР. Имя Гастелло присвоено некоторым школам. Ему поставлены памятники в Москве, Одессе, Луганске, Ростове-на-Дону и других городах.Мемориал на месте подвига Гастелло.jpg
Хочется сказать, что за период Великой Отечественной войны было совершено 595 воздушных таранов и 506 таранов самолетом наземных целей. Было совершено 16 морских таранов (таранов морскими летчиками надводных и береговых целей противника) и 160 танковых таранов. Память о подвигах советских солдат и матросов навечно останутся в истории и сердцах потомков.
Автор - Соломаха И.В., научный сотрудник

Возврат к списку