ЧТО РАССКАЖЕТ КАЛЕНДАРЬ

23.06.2021

ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БАЛАЛАЙКИ

1-1 Балалайка начала XVIII века..jpg      Балалайка – старинный и самый узнаваемый музыкальный инструмент, ставший, наряду с гармонью и гуслями, одним из символов музыкального творчества русского народа. Балалайка получила распространение ещё в эпоху Московской Руси, продолжив традиции древнерусского струнного щипкового инструмента – домры. Балалайка придумана и распространена русским народом на рубеже XVI-XVII веков. Слово "балалайка" имеет общеславянскую корневую основу «бал», звукоподражательную форму со значением "говорить, болтать", в восточнославянских диалектах также – "шутить" (баламут, балабол, балагур, балакарь и др.). Название прямо указывает на основное назначение этого музыкального инструмента – развлекать и поддерживать человека в хорошем состоянии духа, не давать ему унывать. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. Само слово балалайка впервые упоминается в московских хрониках XVII века (1688 г.).2 Казак ст. Аксайской Приходько Петр в центре. Начало ХХ века..jpg
Привычный облик балалайки формировался в течение нескольких столетий. Изначально балалайка имела полукруглый корпус и относительно длинный гриф, но уже к рубежу XVII-XVIII веков широко распространился вариант балалайки с характерными треугольными очертаниями. Множество региональных традиций изготовления привели к тому, что вплоть до конца XIX века в народе бытовало несколько разновидностей балалаек – от редких небольших инструментов с овальным корпусом до наиболее популярных образцов с треугольным корпусом и длинным грифом. Количество струн у балалайки тоже было различным – от двух до шести. Балалайка была широко распространена главным образом в среде крестьянского и городского ремесленного населения. Помимо этого, известны случаи использования балалайки и в кругах высшей российской знати, - при дворе Петра I, Екатерины II, Павла I, а также в культуре мелкопоместного дворянства, служилого сословия, разночинцев и др. Популярность этого инструмента оказалась широчайшей.
В конце XIX века балалайка была значительно переработана командой исследователей, музыкантов и музыкальных мастеров во главе с создателем народно-оркестровой музыки Василием Андреевым и стала использоваться профессиональными исполнителями в качестве сценического инструмента. Эти действия способствовали дополнительному росту популярности балалайки. В результате обновлённая конструкция балалайки была закреплена в музыкальной и производственной практике и в таком виде дошла до наших дней. В деревенской среде существует своя культура балалаечного исполнительства, в среде сценических музыкантов – своя. В народе получили распространение балалайки фабричного (артельного) производства. Они отличаются от профессиональных балалаек меньшим количеством ладов, разновидностями струн – металлическими, нейлоновыми. Для овладения этим типом балалайки нужно минимальное количество времени и не требуется знаний музыкальной грамоты. Чаще всего балалайка упоминается в частушках. Исполнение частушки под аккомпанемент «трёхструнного бубенца», всегда было одной из наиболее распространённых форм народного музицирования.3 Струнный кружок Аксайская средняя школа.  Саша Агеев, Надя Ленивова, Лида Волкова (Зайцева,) Виктор Зерщиков (погиб) ,Ира Стрельцова. 5 ноября 1939 .jpg
В профессиональной среде игра на академической балалайке требует от исполнителя знания нотной грамоты и владения широким набором приёмов звукоизвлечения. В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки. Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.
4 Драм.коллектив клуба Консервного завода. Пьеса Падь Серебряная.  Подарок т. Шапошникову Г.С. 9XII 40 г. участнику кружка..jpg5 1956 г Сборник передан жителями ст. Аксайской..jpg6 1971 г Сборник передан жителями г. Аксая..jpg7 Контрабас (большая балалайка)..jpg8 Принадлежала Коллегину Валерию, г. Аксай..JPG 
В нашем музее хранится единственная балалайка, которая периодически выставляется в музее. Подарил нам балалайку Коллегин Валерий в 1996 году, житель нашего города.

Хранитель музейных предметов АВИМ Яценко Л.Ф. 2021 г                 

Возврат к списку