ЧТО РАССКАЖЕТ КАЛЕНДАРЬ
23.06.2021
Привычный облик балалайки формировался в течение нескольких столетий. Изначально балалайка имела полукруглый корпус и относительно длинный гриф, но уже к рубежу XVII-XVIII веков широко распространился вариант балалайки с характерными треугольными очертаниями. Множество региональных традиций изготовления привели к тому, что вплоть до конца XIX века в народе бытовало несколько разновидностей балалаек – от редких небольших инструментов с овальным корпусом до наиболее популярных образцов с треугольным корпусом и длинным грифом. Количество струн у балалайки тоже было различным – от двух до шести. Балалайка была широко распространена главным образом в среде крестьянского и городского ремесленного населения. Помимо этого, известны случаи использования балалайки и в кругах высшей российской знати, - при дворе Петра I, Екатерины II, Павла I, а также в культуре мелкопоместного дворянства, служилого сословия, разночинцев и др. Популярность этого инструмента оказалась широчайшей.
В конце XIX века балалайка была значительно переработана командой исследователей, музыкантов и музыкальных мастеров во главе с создателем народно-оркестровой музыки Василием Андреевым и стала использоваться профессиональными исполнителями в качестве сценического инструмента. Эти действия способствовали дополнительному росту популярности балалайки. В результате обновлённая конструкция балалайки была закреплена в музыкальной и производственной практике и в таком виде дошла до наших дней. В деревенской среде существует своя культура балалаечного исполнительства, в среде сценических музыкантов – своя. В народе получили распространение балалайки фабричного (артельного) производства. Они отличаются от профессиональных балалаек меньшим количеством ладов, разновидностями струн – металлическими, нейлоновыми. Для овладения этим типом балалайки нужно минимальное количество времени и не требуется знаний музыкальной грамоты. Чаще всего балалайка упоминается в частушках. Исполнение частушки под аккомпанемент «трёхструнного бубенца», всегда было одной из наиболее распространённых форм народного музицирования.
В профессиональной среде игра на академической балалайке требует от исполнителя знания нотной грамоты и владения широким набором приёмов звукоизвлечения. В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки. Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ БАЛАЛАЙКИ
Балалайка – старинный и самый узнаваемый музыкальный инструмент, ставший, наряду с гармонью и гуслями, одним из символов музыкального творчества русского народа. Балалайка получила распространение ещё в эпоху Московской Руси, продолжив традиции древнерусского струнного щипкового инструмента – домры. Балалайка придумана и распространена русским народом на рубеже XVI-XVII веков. Слово "балалайка" имеет общеславянскую корневую основу «бал», звукоподражательную форму со значением "говорить, болтать", в восточнославянских диалектах также – "шутить" (баламут, балабол, балагур, балакарь и др.). Название прямо указывает на основное назначение этого музыкального инструмента – развлекать и поддерживать человека в хорошем состоянии духа, не давать ему унывать. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки — инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. Само слово балалайка впервые упоминается в московских хрониках XVII века (1688 г.).Привычный облик балалайки формировался в течение нескольких столетий. Изначально балалайка имела полукруглый корпус и относительно длинный гриф, но уже к рубежу XVII-XVIII веков широко распространился вариант балалайки с характерными треугольными очертаниями. Множество региональных традиций изготовления привели к тому, что вплоть до конца XIX века в народе бытовало несколько разновидностей балалаек – от редких небольших инструментов с овальным корпусом до наиболее популярных образцов с треугольным корпусом и длинным грифом. Количество струн у балалайки тоже было различным – от двух до шести. Балалайка была широко распространена главным образом в среде крестьянского и городского ремесленного населения. Помимо этого, известны случаи использования балалайки и в кругах высшей российской знати, - при дворе Петра I, Екатерины II, Павла I, а также в культуре мелкопоместного дворянства, служилого сословия, разночинцев и др. Популярность этого инструмента оказалась широчайшей.
В конце XIX века балалайка была значительно переработана командой исследователей, музыкантов и музыкальных мастеров во главе с создателем народно-оркестровой музыки Василием Андреевым и стала использоваться профессиональными исполнителями в качестве сценического инструмента. Эти действия способствовали дополнительному росту популярности балалайки. В результате обновлённая конструкция балалайки была закреплена в музыкальной и производственной практике и в таком виде дошла до наших дней. В деревенской среде существует своя культура балалаечного исполнительства, в среде сценических музыкантов – своя. В народе получили распространение балалайки фабричного (артельного) производства. Они отличаются от профессиональных балалаек меньшим количеством ладов, разновидностями струн – металлическими, нейлоновыми. Для овладения этим типом балалайки нужно минимальное количество времени и не требуется знаний музыкальной грамоты. Чаще всего балалайка упоминается в частушках. Исполнение частушки под аккомпанемент «трёхструнного бубенца», всегда было одной из наиболее распространённых форм народного музицирования.
В профессиональной среде игра на академической балалайке требует от исполнителя знания нотной грамоты и владения широким набором приёмов звукоизвлечения. В современном оркестре русских народных инструментов используются пять разновидностей балалаек: прима, секунда, альт, бас и контрабас. Из них только прима является сольным, виртуозным инструментом. Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, прима, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки. Балалайка используется как сольный, концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.
В нашем музее хранится единственная балалайка, которая периодически выставляется в музее. Подарил нам балалайку Коллегин Валерий в 1996 году, житель нашего города.
Хранитель музейных предметов АВИМ Яценко Л.Ф. 2021 г
Хранитель музейных предметов АВИМ Яценко Л.Ф. 2021 г