ЧТО РАССКАЖЕТ КАЛЕНДАРЬ

31.05.2021

31 мая 1952 года построен Волго-Донской канал

Волго-Донской канал31 мая 1952 года в 13 часов 55 минут воды Дона и Волги слились между 1-м и 2-м шлюзами. Осуществилась многовековая мечта людей соединить две великие российские реки Волгу и Дон судоходным каналом.Волго-Донской канал
Первая документально подтвержденная попытка соединения Волги с Доном относится ко второй половине XVI века. В 1569 году турецкий султан Селим II, известный походом на Астрахань, отдал распоряжение 22 тысячам своих солдат построить канал, соединяющий Волгу с Доном. Но уже через месяц турки отступили. Вторая известная попытка соединения Волги с Доном предпринималась в годы правления Петра I. По его приказу в 1696 году был составлен проект Волго‑Донского соединения. В 1697 году началось строительство шлюзованного канала между притоками Дона и Волги. К концу 1701 года канал был частично построен, но из‑за начавшейся Северной войны со Швецией все работы были свернуты.
Шли столетия, вопрос Волго-Дона витал в воздухе, но не находил практического решения. До 1917 года в России было разработано более 30 проектов соединения Волги с Доном, однако ни один из них не был реализован.
14 мая 1918 года В.И. Ленин подписывает декрет о Волго-Донском канале. Его сооружение объявляется задачей первостепенной государственной важности.
В июле 1918 года в районе Волго‑Донского водораздела начались изыскания, а в октябре 1918 года было создано «Управление по составлению проекта и сооружению Волго‑Донского канала». Однако из‑за отсутствия финансирования и идущей в стране гражданской войны работы были отложены.
В 1920 году в связи с разработкой плана ГОЭЛРО правительство страны снова вернулось к вопросу создания канала.
В феврале 1927 года Совнаркомом РСФСР был утвержден Комитет по сооружению Волго‑Донской водной магистрали. Одновременно в Ростове‑на‑Дону при Северо‑Кавказском краевом исполнительном комитете было создано Управление Волго‑Донского строительства.
Волго-Донской каналВ 1927‑1928 годах Управлением был составлен проект Волго‑Донского водного пути. Но принят он не был, и в январе 1930 года решением Экономического Совета РСФСР Комитет по сооружению Волго‑Донской магистрали, а также Управление Волго‑Донского строительства были ликвидированы.Волго-Донской канал
В дальнейшем разработка проекта Волго‑Донского водного пути поручалась различным ведомствам (Наркомату путей сообщения, Наркомводу). Но не один их предложенных вариантов строительства канала не был одобрен.
В 1940 году составление проектного задания по Волго‑Донскому водному пути было поручено Главному управлению гидротехнических работ (Главгидрострой).
Развернувшиеся проектные работы были прерваны Великой Отечественной войной 1941‑1945 годов, но в 1943 году были вновь возобновлены. В 1948 году схема Волго‑Донского комплекса, разработанная инженерами Главгидростроя под руководством академика Сергея Жука, была утверждена Советом министров СССР. Одним из руководителей строительства Волго-донского канала был инженер-подполковник Лысов Александр Алексеевич, который в последствии строил Асуан в Египте.
Строительство Волго‑Донского канала началось в феврале 1948 года и продолжалось 4,5 года - рекордно короткий срок в мировой истории гидростроительства. Для формирования трудовых ресурсов в 1949 году власти набирали рабочих по всей стране. Также в строительстве принимали участие военнопленные немцы и советские заключенные.
В ходе строительства канала было извлечено 150 миллионов кубометров земли и уложено 3 миллиона кубометров бетона. В работах было задействовано 8000 машин и механизмов. На этой стройке впервые в мире были применены шагающие экскаваторы со стрелой в 65 метров, позволявшие производить бестранспортную разработку грунта. Канал, длиной в 101 км, с его 13 судоходными шлюзами, тремя насосными станциями, 13-ю плотинами и дамбами, семью водосбросами и водоспусками, 8-ю мостами, двумя аварийно-ремонтными заграждениями, паромными переправами, пристанями и приканальной стокилометровой автодорогой был построен менее, чем за четыре года.
Волго-Донской канал10 июля 1952 года вышло постановление Совета Министров СССР "Об открытии Волго‑Донского судоходного канала", Волго‑Донскому судоходному каналу было присвоено имя В. И. Ленина.Танкер "Аксай"
Открытие судоходного канала состоялось 27 июля 1952 года. В ворота шлюза N 1 вошел теплоход "Иосиф Сталин" - первый теплоход, открывший навигацию Волго‑Донского канала.
Одновременно с началом регулярного движения пассажирских и грузовых судов началась эксплуатация Цимлянской гидроэлектростанции и первой очереди оросительных сооружений.
Сам канал питается водой из Дона, которая перекачивается в водохранилища тремя насосными станциями. Помимо этого, в комплекс Волго‑Донского канала входит Цимлянский гидроузел и сеть оросительных каналов, используемая для орошения и обводнения земель засушливой зоны.
Средняя продолжительность навигации на Волго‑Донском канале составляет 237 суток. Проходит за это время ‑ до 6000 судов. Допускается движение судов грузоподъёмностью до 5 тысяч тонн.
Более шести тысяч строителей награждаются орденами и медалями, а двенадцати присваивается звание Героя Социалистического труда.
В строительство большой вклад внесли и жители тогда еще станицы Аксайской. На северной окраине была организована транспортная контора РДВС. Здесь производился ремонт всей дорожной техники (бульдозеры, экскаваторы). После завершения строительства канала на базе предприятия были открыты авторемонтные мастерские. Сейчас на этом месте находятся цеха завода «Аксайкадандеталь».

Автор- Соломаха И.В.

Возврат к списку