ЧТО РАССКАЖЕТ КАЛЕНДАРЬ

23.04.2021

Начало строительства железной дороги через Аксай

Железная дорога.jpgАпрель для железнодорожников Дона знаменателен историческим событием началом строительства железной дороги от Грушевских рудников до ст. Аксайской. Необходимость строительства железной дороги была обусловлена началом интенсивной разработки угольных месторождений в районе Грушевской. К 1860 году добыча угла на Грушевских копях составляла более 3 млн. пудов в год. Существовал и рынок сбыта, но не было нормального транспортного пути сбыта, что делало его вывоз дорогим и сложным. Добытый уголь гужевым транспортом возили за 34 версты к Дону, где его перегружали на баржи и уже оттуда заказчикам. Такая доставка была возможна только во время навигации, зимой река замерзала, и в это время вывозу мешала распутица. Назревала необходимость в создании надежного круглогодичного пути вывоза угля.
До строительства паровой железной дороги на территории Области Всевеликого Войска Донского действовала конно-железная дорога, осуществлявшая перевозку грузов между Доном и Волгой в районе ст-цы Качалинской. Но в связи с низкой экономической эффективностью в 1855 году она была разобрана. Позднее здесь прошла железная дорога, связавшая г. Царицын с центральной Россией.
1 марта 1860 года Наказной атаман Войска Донского генерал Хомутов Михаил Григорьевич обратился на имя военного министра с рапортом, о сооружении железной дороги от Грушевских рудников к пристани на берегу р. Дон у станицы Мелиховской. Он обосновывал свое ходатайство экономическими выгодами и нуждами развивающиеся промышлености. 16 мая 1860 года был принят Правительственный указ о строительстве дороги и пристани. А 18 декабря 1860 года. Император Александр II утвердил, представленное Управлением иррегулярных войск и принятое военным советом «Положение о Комитете для сооружения Грушевско-Донской железной дороги и пристани на реке Дон» и штат Комитета в составе семи человек. Комитету поручалось устройство железной дороги на средства Войска Донского.
Обязанности председателя Комитета возлагались на атамана Войска Донского М.Г. Хомутова. В число членов Комитета вошли представители войска, военного министерства, инженер-строитель и правитель дел. В помощь инженеру назначались офицеры Корпуса инженеров путей сообщения, техники и механики.Тариф железной дороги.jpg
В 1861 году с приездом на Дон инженера Валериана Александровича Панаева был окончательно выбрано направление строительства. В отличие от первоначального плана дороги к Мелиховской решили строить к станице Аксайской, через г. Новочеркасск.
2 апреля 1861 года в двух верстах от Новочеркасска состоялась торжественная церемония, посвященная началу строительства железной дороги. «Праздник этот, как следовало ожидать, привлек многочисленную публику. После молебствия наказной атаман, как представитель Войска Донского, положив на тачку первую глыбу земли, прошел с нею некоторое расстояние, за ним следовал начальник штаба – член комитета железной дороги и наконец, строитель дороги с прочими инженерами. Торжество кончилось обедом для рабочих и гостей» («Донские войсковые ведомости», 4 апреля 1961г.)
На стройку было завербовано до 3000 рабочих из крестьян Харьковской и Курской губерний. Наиболее опытные десятники нанимались в Смоленской губернии. Строительные работы велись в вручную, от восхода до заката солнца. Перемещение грунта производилось с использованием ручных тачек и подводами запряженными лошадьми. Для проживания рабочих строились дощатые бараки, сколачивались столы с навесами от дождя и солнца.
Шпалы и лесоматериалы закупались в России. Поставку шпал и металлических материалов взяли на себя крупные Новочеркасские торговцы и промышленники А.И. Сербинов и С.Н. Кошкин. Рельсы приобретались через посредство ведомства путей сообщения. Металлические мостовые конструкции, паровые машины, гидравлические краны, поворотные круги, механическое оборудование для ремонтных мастерских, паровозы и вагоны были куплены Панаевым в Бельгии, у заводчика Эрварда. Весь груз несколькими пароходами был доставлен в порт г. Таганрога. Для дороги, на бельгийском заводе были построены 4 паровоза, которые кроме порядковых номеров получили свои названия «Казак», «Ермак», «Атаман» и «Грушевский». Кроме паровозов дорога в год открытия имела 161 грузовой вагон, 8 зимних и 6 летних пассажирских вагонов. Через некоторое время дорога получила несколько паровозов Коломенского завода для пассажирской службы.
Железнодорожная линия, протяженностью 66 верст (70 км.) вошла в строй 10 января 1864 года. Эту календарную дату принято считать днем рождения Северо-Кавказской железной дороги.
В ноябре 1871 года было открыто сообщение Аксайская – Воронеж (ст. Отрожка). В первые годы своего существования железная дорога была убыточной. В мае 1872 года ее купил за три миллиона железнодорожный магнат Самуил Поляков, занимавшийся строительством новых в то время магистралей. В 1872 году железнодорожная магистраль связала Ростов-на-Дону и Москву.

Возврат к списку