ЧТО РАССКАЖЕТ КАЛЕНДАРЬ

16.04.2021

Открытие навигацкой школы (16 апреля 1722 г.)

Открытие навигацкой школы (16 апреля 1722 г.)

uG-PSF7fP3g.jpg16 апреля 1722 г. Петр I повелел Адмиралтейству открыть школы обучения морскому делу. В них должны были принимать только русских подданных. Фактическое строительство русского флота началось ещё в 1695 году на реке Воронеж. Тогда после возвращения из неудачного первого Азовского похода Петр Алексеевич осознал необходимость боевых кораблей для ведения войны, и началось строительство Азовской флотилии. Во втором Азовском походе 1696 года уже участвовало два боевых парусных корабля, 4 брандера, 23 галеры и около 1300 стругов. 20 октября 1696 года по настоянию царя Боярская дума издала указ, было решено «морским судам быть».zNxIHLFW6Ls.jpg

Пётр I осознанно делал ставку на русские кадры. Но для их создания нужно было создать систему военного и военно-морского образования. Еще в 1697 году в Западную Европу было отправлено для обучения воинской науке 150 стольников, сержантов и солдат.

Ещё в конце 1696 года в Воронеже стали создавать Адмиралтейский двор. В 1700 году в Москве был создан Приказ адмиралтейских дел, в 1707 году он был преобразован в Канцелярию Военно-Морского флота, а в 1718 году - в Адмиралтейскую коллегию. С 1724 года она получила обязанность ведать гидрографическими исследованиями.

Для успешного развития начатых в государстве преобразований требовалось большое количество подготовленных, хорошо образованных людей. Царь Пётр провозгласил «образование» государственной проблемой. В России начинают создавать учебные заведения, которые находились на полном государственном содержании. Создаваемая в России система образования была светской и готовила профессионально-технические кадры: инженеров, штурманов, картографов, артиллеристов и т. д.

Первую школу основали в Москве в Сухаревой башне. 14(25) января 1701 года был издан царский указ: «...быть Математических и Навигациях, то есть мореходных хитросно наук учению». Так была открыта первая школа, которая готовила для армии и флота моряков, инженеров, артиллеристов, геодезистов, архитекторов, гражданских чиновников, учителей в другие школы и т. д. Школу математических и навигацких наук возглавлял Яков Брюс. Она просуществовала до 1753 года, её преемником по флотской линии стал Морской шляхетский корпус. До 1706 года школа находилась в ведении Оружейной палаты (Фёдор Головин), затем перешла под контроль Приказа Морского флота, а с 1712 года - Адмиралтейской канцелярии.

akTpsaOHISw.jpgШкола математических и навигацких наук стала прообразом, предтечей всей современной системы инженерно-технического образования Российского государства. Это было любимое детище государя: он часто навещал её лично, ревностно следил за успехами учеников. В школе было два отделения: навигацкое и математическое. Навигацким отделением руководил британец, профессор Абердинского (Эбердинского) университета, специалист в математике, астрономии и морских науках Генри Фарварсон. Математическое отделение возглавлял русский учёный-математик Леонтий Магницкий. Он был автором первой в России учебной энциклопедии по математике «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная …» (1703 год). Магницкий был весьма выдающимся научным деятелем. Он владел несколькими иностранными языками, увлекался наукой, много читал. Поняв, что в России нет достойного учебного пособия по математике, он сам написал учебник, по которому учились многие поколения российских школяров.

Преподавателем навигацкого дела и библиотекарем школы, с почетным наименованием «царского библиотекариуса», был Василий Киприянов. Он стал первым издателем математических и географических пособий для навигаторов. Киприанов написал несколько работ и учебных пособий: «Таблицы синусов, тангенсов» (1703 и 1716 годы); краткий учебник математики на одном большом листе «Новый способ арифметики феорики или зрительные, сочинен вопросами ради удобнейшего понятия» (1703) и др. В «Арифметике» края листа были заняты портретами великих мудрецов, в середине были математические правила и действия. В верхней части листа были основные правила геометрии, астрономии, оптики, географии др. наук.

В 1722 году Петр I дал указание Адмиралтейству открыть школы обучения морскому делу. Первые школы были открыты в Новгороде, Вологде, Нарве и других городах. К 1727 году в них было набрано более 2 тыс. учеников. Понятно, что не все доходили до высшей ступени обучения, становились капитанами, командирами кораблей, офицерами, многим представителям торгового сословия нужно было, чтобы их дети научились писать и считать, после этого дети оставляли обучение и начинали заниматься семейным делом. Но даже так число образованных людей в России постоянно росло.

Начиная с 70-х годов 19-го века, на Дону и в Приазовье стали появляться первые учебные заведения водного транспорта. И пальма первенства здесь принадлежит Таганрогу, где первая Мореходная школа с трёхлетним обучением открылась в 1874 году. Потом она преобразовалась в Мореходные классы, а в 1902 году снова стала Мореходной школой.

В ноябре 1876 года, через пару лет после открытия мореходки в Таганроге, такое же событие произошло и в Ростове-на-Дону. По предложению Комитета донских гирл, поддержанному городской Думой, открылись Мореходные классы – первое среднее специальное учебное заведение будущей столицы Южного края.

Уже в 1877 году, всего годом позже, чем в Ростове, в станице Аксайской появляются ещё одни Мореходные классы. Они расположены на территории Всевеликого войска Донского, в отличие от Ростова-на-Дону и Таганрога. Оба этих города, как и Нахичевань-на-Дону с Азовом, до 1888 года относились к Екатеринославской губернии.

Практику курсанты проходили на парусных кораблях. А позднее, до революции, так и сразу после неё, русские кинематографисты использовали учебные корабли почти во всех фильмах, где было необходимо иметь парусное судно. Так, известные приключенческие морские фильмы советских киностудий снимались в разные годы на ростовских учебных парусниках «Вега» и «Альфа».

Известно, что первым походом «Веги» командовал капитан Коновалов. В составе команды находились молодые мореходы, ставшие потом известными капитанами. Зиновьев и Самойлов, например, сами впоследствии командовали «Вегой». А комсоргом того славного экипажа был Николай Лунин. Он в будущем стал знаменитым военным морским офицером. Командовал подводными лодками Щ-421 и К-21, торпедировал самый крупный фашистский линкор «Тирпиц» во время Великой Отечественной войны. Лунину, кроме остальных боевых наград за многие удачные боевые походы, было присвоено звание Героя Советского Союза. Во время Второй Мировой войны выпускник Ростовской мореходки Николай Лунин имел звание капитана третьего ранга, после Победы знаменитый «седовец» продолжил службу и стал контр-адмиралом ВМФ СССР.

Такие вот люди, в своё время, драили деревянную палубу «Веги».(фото – Зиновьев – капитан «Веги» и фото экипажа)Зиновьев - капитан "Веги"

В век научно-технической революции парусное судно — анахронизм. Почему же до сих пор нужны учебные парусники? Не случайно же они имеются в составе флотов всех морских держав! Как ни парадоксально, но и сегодня во многом справедливы крылатые слова, сказанные в прошлом столетии адмиралом С. О. Макаровым: «Кто не плавал под парусами, тот не моряк». С тех пор техника, делая чудеса, ушла далеко вперед, неузнаваемо изменились морские суда, но не изменилось море. Оно осталось той же грозной, слепой и коварной стихией.

Открытие навигацкой школы (16 апреля 1722 г.)

16 апреля 1722 г. Петр I повелел Адмиралтейству открыть школы обучения морскому делу. В них должны были принимать только русских подданных. Фактическое строительство русского флота началось ещё в 1695 году на реке Воронеж. Тогда после возвращения из неудачного первого Азовского похода Петр Алексеевич осознал необходимость боевых кораблей для ведения войны, и началось строительство Азовской флотилии. Во втором Азовском походе 1696 года уже участвовало два боевых парусных корабля, 4 брандера, 23 галеры и около 1300 стругов. 20 октября 1696 года по настоянию царя Боярская дума издала указ, было решено «морским судам быть».

Пётр I осознанно делал ставку на русские кадры. Но для их создания нужно было создать систему военного и военно-морского образования. Еще в 1697 году в Западную Европу было отправлено для обучения воинской науке 150 стольников, сержантов и солдат.

Ещё в конце 1696 года в Воронеже стали создавать Адмиралтейский двор. В 1700 году в Москве был создан Приказ адмиралтейских дел, в 1707 году он был преобразован в Канцелярию Военно-Морского флота, а в 1718 году - в Адмиралтейскую коллегию. С 1724 года она получила обязанность ведать гидрографическими исследованиями.

Для успешного развития начатых в государстве преобразований требовалось большое количество подготовленных, хорошо образованных людей. Царь Пётр провозгласил «образование» государственной проблемой. В России начинают создавать учебные заведения, которые находились на полном государственном содержании. Создаваемая в России система образования была светской и готовила профессионально-технические кадры: инженеров, штурманов, картографов, артиллеристов и т. д.

Первую школу основали в Москве в Сухаревой башне. 14(25) января 1701 года был издан царский указ: «...быть Математических и Навигациях, то есть мореходных хитросно наук учению». Так была открыта первая школа, которая готовила для армии и флота моряков, инженеров, артиллеристов, геодезистов, архитекторов, гражданских чиновников, учителей в другие школы и т. д. Школу математических и навигацких наук возглавлял Яков Брюс. Она просуществовала до 1753 года, её преемником по флотской линии стал Морской шляхетский корпус. До 1706 года школа находилась в ведении Оружейной палаты (Фёдор Головин), затем перешла под контроль Приказа Морского флота, а с 1712 года - Адмиралтейской канцелярии.

Школа математических и навигацких наук стала прообразом, предтечей всей современной системы инженерно-технического образования Российского государства. Это было любимое детище государя: он часто навещал её лично, ревностно следил за успехами учеников. В школе было два отделения: навигацкое и математическое. Навигацким отделением руководил британец, профессор Абердинского (Эбердинского) университета, специалист в математике, астрономии и морских науках Генри Фарварсон. Математическое отделение возглавлял русский учёный-математик Леонтий Магницкий. Он был автором первой в России учебной энциклопедии по математике «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная …» (1703 год). Магницкий был весьма выдающимся научным деятелем. Он владел несколькими иностранными языками, увлекался наукой, много читал. Поняв, что в России нет достойного учебного пособия по математике, он сам написал учебник, по которому учились многие поколения российских школяров.

Преподавателем навигацкого дела и библиотекарем школы, с почетным наименованием «царского библиотекариуса», был Василий Киприянов. Он стал первым издателем математических и географических пособий для навигаторов. Киприанов написал несколько работ и учебных пособий: «Таблицы синусов, тангенсов» (1703 и 1716 годы); краткий учебник математики на одном большом листе «Новый способ арифметики феорики или зрительные, сочинен вопросами ради удобнейшего понятия» (1703) и др. В «Арифметике» края листа были заняты портретами великих мудрецов, в середине были математические правила и действия. В верхней части листа были основные правила геометрии, астрономии, оптики, географии др. наук.

В 1722 году Петр I дал указание Адмиралтейству открыть школы обучения морскому делу. Первые школы были открыты в Новгороде, Вологде, Нарве и других городах. К 1727 году в них было набрано более 2 тыс. учеников. Понятно, что не все доходили до высшей ступени обучения, становились капитанами, командирами кораблей, офицерами, многим представителям торгового сословия нужно было, чтобы их дети научились писать и считать, после этого дети оставляли обучение и начинали заниматься семейным делом. Но даже так число образованных людей в России постоянно росло.

Начиная с 70-х годов 19-го века, на Дону и в Приазовье стали появляться первые учебные заведения водного транспорта. И пальма первенства здесь принадлежит Таганрогу, где первая Мореходная школа с трёхлетним обучением открылась в 1874 году. Потом она преобразовалась в Мореходные классы, а в 1902 году снова стала Мореходной школой.

В ноябре 1876 года, через пару лет после открытия мореходки в Таганроге, такое же событие произошло и в Ростове-на-Дону. По предложению Комитета донских гирл, поддержанному городской Думой, открылись Мореходные классы – первое среднее специальное учебное заведение будущей столицы Южного края.

Уже в 1877 году, всего годом позже, чем в Ростове, в станице Аксайской появляются ещё одни Мореходные классы. Они расположены на территории Всевеликого войска Донского, в отличие от Ростова-на-Дону и Таганрога. Оба этих города, как и Нахичевань-на-Дону с Азовом, до 1888 года относились к Екатеринославской губернии.

Практику курсанты проходили на парусных кораблях. А позднее, до революции, так и сразу после неё, русские кинематографисты использовали учебные корабли почти во всех фильмах, где было необходимо иметь парусное судно. Так, известные приключенческие морские фильмы советских киностудий снимались в разные годы на ростовских учебных парусниках «Вега» и «Альфа».

Известно, что первым походом «Веги» командовал капитан Коновалов. В составе команды находились молодые мореходы, ставшие потом известными капитанами. Зиновьев и Самойлов, например, сами впоследствии командовали «Вегой». А комсоргом того славного экипажа был Николай Лунин. Он в будущем стал знаменитым военным морским офицером. Командовал подводными лодками Щ-421 и К-21, торпедировал самый крупный фашистский линкор «Тирпиц» во время Великой Отечественной войны. Лунину, кроме остальных боевых наград за многие удачные боевые походы, было присвоено звание Героя Советского Союза. Во время Второй Мировой войны выпускник Ростовской мореходки Николай Лунин имел звание капитана третьего ранга, после Победы знаменитый «седовец» продолжил службу и стал контр-адмиралом ВМФ СССР.

Такие вот люди, в своё время, драили деревянную палубу «Веги».(фото – Зиновьев – капитан «Веги» и фото экипажа)

В век научно-технической революции парусное судно — анахронизм. Почему же до сих пор нужны учебные парусники? Не случайно же они имеются в составе флотов всех морских держав! Как ни парадоксально, но и сегодня во многом справедливы крылатые слова, сказанные в прошлом столетии адмиралом С. О. Макаровым: «Кто не плавал под парусами, тот не моряк». С тех пор техника, делая чудеса, ушла далеко вперед, неузнаваемо изменились морские суда, но не изменилось море. Оно осталось той же грозной, слепой и коварной стихией.

АВТОР - Сосова П.В.

Возврат к списку