Коллекции » Фотографии

Фотографии

Как любая наука или искусство, всё имеет своё начало! Свои этапы развития и становления... Это относиться и к фотографии, которая напрямую связана с развитием техники. Начнем с главного определения фотографии, а произошло оно от древнегреческих слов "свет" и "пишу", т.е. светопись - техника рисования светом. Это создание и сохранение изображения при помощи светочувствительного материала (матрицы) в фотоаппарате. Так звучит технически правильная формулировка. Если же говорить о фотографии как о виде искусства, то определение звучит так: творческий процесс поиска и создания теоретически правильной и художественно-артистичной композиции, что в свою очередь определяется видением самого фотографа. Сам термин появился в 1839 году.
«Сейчас вылетит птичка!!» Волшебные слова, после которых вас ослепляла вспышка и происходила магия по созданию фотографии…
В современном мире никого не удивишь фотографией, так получилось, что с развитием науки и техники и новомодных гаджетов и различных программ, абсолютно каждый является творцом и автором «своей» фотографии…
Давайте же побольше узнаем об этом невероятном и даже чудесном процессе создания «устойчивого изображения».

Камера обскура:
История развития фотографии началась очень давно. Многие и представить себе не могут, что ещё в X веке арабский математик и ученый Альгазен из Басры, изучавший поведение света и писавший об основных принципах оптики, заметил интересный природный феномен. Он обнаружил перевернутые изображения на белых стенах затемненных комнат и палаток, поставленных на берегах Персидского залива – изображение проходило через небольшое круглое отверстие в стене, в открытом пологе палатки или драпировки. Так была получена «камера обскура» - «темная комната» - (простейший вид устройства, позволяющий получать оптическое изображение объектов).

Позднее были спроектированы портативные камеры -  обскуры, которые представляли собой небольшие деревянные ящики, оснащённые зеркалом, которые позволяли проецировать изображения на матовую пластину.
Соли серебра:
Камера обскура была важным открытием в мире фотографии, если не сказать её началом. Но с её помощью нельзя было закрепить полученные изображения.
И поэтому принято считать, что началом истории фотографии был более поздний период. Когда в 1725 году профессор  Галльского университета в Германии, Иоганн Гейнрих Шульце, открыл феномен светочувствительности хлорида и нитрата серебра. Во время опытов, которые проводил ученый, стало заметно, что вещество, попадающее на солнечный свет, темнеет, в то время как в темноте с ним ничего не происходит. Это событие оказалось ключевым для истории фотографии. Но до полноценной фотографии было ещё далеко – ведь Шульц не придумал как закрепить изображения, полученные с помощью светочувствительных веществ.
  
Первое закрепленное изображение удалось получить в 1822 году, почти через 100 лет после открытия светочувствительных веществ,  французом Жозефом Нисефором Ньепсом, но его не удалось сохранить и самой ранней фотографией считается сделанная им же в 1826 году снимок «вид из окна», полученной с помощью камеры – обскуры на оловянной пластине покрытой тонким слоем сирийского асфальта.  У метода Ньепса было одно очень   интересное достоинство- после травления асфальта получалось рельефное изображение, и его можно было размножить на любое количество экземпляров.
Дагеротип:  
Событие для истории фотографии имеющее особое значение. Ученик Ньепса - Луи Дагер разработал относительно простой и пригодный для массового использования способ закрепления фотоизображения.  Основа получения изображения, заключалась в использовании паров ртути. Начальные опыты были с бихлоридом ртути, но при её использовании получались слабые изображения.  Эксперименты продолжились, и Дагер стал использовать сахар и закись хлора. И лишь через одиннадцать лет опытов, в 1837 году он смог придумать перспективный способ закрепления.
Усовершенствованный способ заключался в использовании подогретых паров ртути и обязательному смыванию не подвергшихся действию света частиц серебра с помощью насыщенного раствора поваренной соли.
Дагеротип – новый способ, а назван он был так, по фамилии своего создателя. И был он важнейшим этапом для фотографии. Способ был достаточно простым и поэтому приобрел массовость. Недостатком данного процесса было то, что при проявлении, использовались токсичные пары ртути, да и время экспозиции достигало 30 минут, поэтому получать снимки людей было достаточно сложно, попробуйте не подвижно просидеть в течении получаса.

Тальботипия:
Следующее событие в истории развития фотографии, произошло в Англии в 1840 году. Англичанин Уильям Тальбот создает способ позитивной  копии на солевой бумаге с бумажного негатива, с помощью которого можно создать любое количество последующих копий. Это технология соединяла в себе высокое качество и возможность копирования снимков. Тальбот назвал эту технологию «калотипией», а не официально её окрестили «толботипией». Эта технология во многом стала основой современной пленочной фотографии.
Кстати говоря, история создания фотографии развивалась неравномерно, и зачастую в разных  местах и почти одновременно придумывались похожие способы фотографии.
Амбротипия:
В 1851 году англичанин Фредерик Скотт Арчер придумал новый способ получения негативных фотографических изображений на фотопластинках с применением коллоидной эмульсии. Этот способ оказал огромное влияние на историю развитие фотографии, и он применялся в течение нескольких следующих десятилетий для печати снимков. Более того, этот способ применялся практически без изменений вплоть до конца XX века для производства типографских клише.
Используя коллоидную эмульсию, Арчер в середине 50-х годов XIX века разработал свою технологию фотографии, которую он назвал «Амбротипия». В результате этого процесса получается стеклянный негатив, который выглядит как позитив, когда накладывается на чёрный фон. Новый способ оказался более технологичен, чем дагеротипия, и поэтому в конце 1850-х амбротипия оказалась популярнее. К тому же, для этого способа фотографирования время экспонирования оказывается намного меньше, и поэтому делать фотографии таким образом намного проще – этот факт не мог не оказать влияния на историю изобретения фотографии.

Этот способ сделал фотографию более простым процессом, но при этом она оставалась очень не дешевым удовольствием. И начали изобретения новых технологий, которые бы включали в себя все преимущества амбротипии, но при этом оказались дешевле.
В конце XIX века был изобретен «Тинтайп» - (второе название ферротипия). В этой технологии вместо дорогой стеклянной пластины, использовались листы олова  и железа, которые покрывались черной эмалью. Новые материалы позволили снизить стоимость, а благодаря тому что на пластины наносился лак, был увеличен срок хранения снимков. Эта технология имела огромный успех и использовалась до середины 1950-х год, до появления пленочных технологий.
Фотопленка, Кодак и Истмэн:
Важным этапом в истории развития фотографии было появление фотопленки. Человеком который определил направление развития фотографии был Джордж Истмэн, основатель компании Кодэк.
Истмэн был страстным фотографом и искал способы снижения стоимости своего увлечения. После серии экспериментов и научных изысканий он придумал фотопленку которая значительно ускоряла процесс появление фотографии. Истмэн оказался не только талантливым инженером, но и гением того, что сейчас принято называть «маркетинг». Им была разработана камера которая работала с его пленкой. Продажа таких камер осуществлялась с заряженной в неё пленкой. После того как камера была «отщелкана» её сдавали в мастерские  «Кодак»  - любителям фотографии теперь не нужно было вникать во все тонкости и сложные процессы по проявления , достаточно было только снимать. Именно так и говорилось в рекламном лозунге Истмэна – «Вы нажимаете кнопку, мы делаем всё остальное».

Первая выпущенная им камера в 1888 году стоила 25 долларов, что было очень много по тем временам. И не все могли позволить себе такую роскошь. И лишь в 1900 году он придумал камеру «Box Brownie» по рекордной цене в 1 доллар! Такая низкая стоимость объяснялась тем, что камера собиралась из картона и дерева. Фотографирование стало массовым увлечением.
Фотография в России:
Что касается истории фотографии в России, то ее практическое применение в нашей стране началось буквально в первые месяцы после того, как были обнародованы принципы фотографирования. Первые фотографические изображения получил выдающийся русский химик и ботаник, академик Юлий Федорович Фрицше, сделав снимки листьев растений по способу Тальбота.
Историю русской фотографии продолжил Алексей Греков. В 1840 году он открыл первый в России «художественный кабинет» для портретной фотосъемки, применив кресло с особыми подушечками для поддержки головы человека. Благодаря этому ухищрению ему удавалось получать резкие снимки – ведь в таком кресле фотографирующемуся  человеку было намного проще сохранять неподвижность. Как видно, история фотографии в России практически не отстает от мировой – в разное время в нашей стране было немало мастеров фотографии.
Цветная фотография:
Вместе с появлением цветной фотопленки, пришла и новая эра в фотографирование. Формально история цветной фотопленки началась в начале XX века, но её широкое использование началось лишь в 30 - х годах.  Именно тогда появились пленки AGFAcolor и Kodachrome. К повсеместному использованию, цветная пленка пришла не сразу, потому как, для проявления такой пленки нужно специальное и дорогостоящее оборудование и в домашних условия её очень трудно проявить. Проблема была решена с появлением множества фотолабораторий.
Цифровая фотография:
Новая эпоха фотографии – цифровая. В фотоаппаратах вместо плёнки стали использовать  светочувствительные матрицы – аналоговые микросхемы, состоящие из светочувствительных  фотодиодов, при снимки изображение оцифровывается и храниться в двоичном виде. Современные технологии значительно упростили процесс фотографирования, ведь все необходимые настройки для удачного снимка, автоматизированы. Камеры стали компактны и удобны для использования.
Не сразу профессиональные фотографы приняли новые технологии. И с настороженностью отнеслись к цифровой фотографии.
Жизнь состоит из моментов. И как приятно их запечатлеть.  

В статье использовались следующие материалы:
ФОТОГРАФИЯ КАК...

Автор: Александр Лапин
Издатель Л. Гусев, 2007
ДАО ЦИФРОВОЙ ФОТОГРАФИИ
искусство создавать удачные снимки

Автор: Майкл Фриман (Michael Freeman)
Издательство: Добрая Книга, 2008
Оригинальное название: The Photographer's Eye: Composition and Design for Better
Digital Photos
ОСНОВЫ КОМПОЗИЦИИ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ФОТОСЪЕМКИ

Автор: Марк Гейлер (Mark Galer)
Издательство: NT Press, 2005
Оригинальное название: Photography Foundations for Art & Design
НОВАЯ ИСТОРИЯ ФОТОГРАФИИ
Под редакцией Мишеля Фризо, том I

Русское издание: MACHINA, 2008





Альбомы
  • 50 фото
    Махно Н.Ю., зав. отделом «Военно-исторический комплекс»
    Дома и улицы Аксая увековеченные в фотографиях фонда Аксайского военно-исторического музея.
    Аксай. Наш город имеет почти пятисотлетнюю историю. С течением времени, ростом населения, прогрессом улицы города исчезают, разрастаются, меняют своё направление или появляются новые. В городах появляются жилые или промышленные кварталы, иногда приходиться сносить не только ветхие строения, но и новые постройки. В масштабах планеты, этот дом или целый район – всего лишь частичка, но для жителя населённого пункта – это весомая часть его малой родины!
    Во все времена, дома строились с практичной точки зрения, в зависимости от погодных условий или количества средств на его содержания. По такому принципу, можно изучить жизнь станицы или города по картинам, гравюрам или старым фотографиям. Сегодня, для нашего глаза представлены удивительные постройки, которым иногда нет толкований.
    Фонд Аксайского военно-исторического музея, хранит память о домах и улицах города Аксая. В основном, это фотографии второй половины двадцатого века, так как более ранние фотографии были сосредоточены на людях, постановочные фото в студии как всей семьёй или товарищами, так и персональные фотокарточки.
      В начале 20-го века, улицам присваивали патриотические названия, называли в честь политических лидеров: Советская, Ленина, Энгельса, Революции. Во второй половине 20-го века станица Аксайская получила городской статус, а улицы и переулки города называли в честь героев: Гулаева, Рубахо, Гагарина, переулок Победы.
    Уже не пройдёшься по «каменке», улицы покрыты ровным асфальтом, а на месте кинотеатра и старой больницы, живут много молодых семей в многоквартирных домах. А на смену майской и ноябрьской демонстрациям пришли новые городские праздники.
    Возможно, через 50 лет наш город сильно изменится, на смену частным кварталам придут многоэтажки, и не будет того магазина, куда мама посылала за хлебом. Исчезнет и старый прабабушкин дом, где пил чай с абрикосами… Исчезнет под гнётом новой застройки, но не из семейного альбома и фонда музея.
    24.12.2018
    50 фото
  • 5 фото
    В коллекции "Фотографии" Аксайского музея хранятся и представляются на выставках около полутора тысяч фотографий ветеранов Великой Отечественной войны: ушедших на фронт, приехавших в Аксай после войны, освобождавших Аксай от фашистов, защитников Аксая в 1941, переправы в 1942 году, командиров отрядов, дивизий, полков... В этом альбоме будут представлена большая часть фотографий, добавляться постепенно все новые и новые фотография и сведения о ветеранах.
    18.12.2018
    5 фото
  • 19 фото
            ЭКСПОНАТЫ РАССКАЗЫВАЮТ…
            

        В фондах Аксайского военно-исторического музея собраны предметы, касающиеся жизни и деятельности Владимира Дмитриевича Гладченко, бывшего директора, руководившего практически тридцать лет. Предметов немного, они включены в разные коллекции, но достаточно полно «рассказывают» о непростой судьбе человека.
        Как известно, Владимир Дмитриевич всерьез увлекся и «заболел» историей не сразу. Все это к нему придет, но значительно позже. В 60-е годы Гладченко был учеником столяра, а затем столяр 2-го разряда на Аксайской мебельной фабрике, затем грузчик Аксайского консервного завода, служил в рядах Советской Армии, учился в городском профессионально-техническом училище № 10. В 70-е годы был помощником начальника 2-го отделения Аксайского районного отделения общества охраны памятников истории и культуры. С 1975-1978 годы – военный руководитель и заведующий музеем в Аксайской средней школе № 1. С 1992-2002 годы – директор музея истории города Аксая. В 2002 году музей получил название «Аксайский военно-исторический музей».
        Владимир Дмитриевич по зову сердца поступил и закончил исторический факультет Ростовского Государственного Университета. В коллекции «Документы» есть его курсовые работы, тетради по семинарам, рецензии преподавателей.
        Гладченко всегда мечтал о достойном музее в городе. Путь до областного учреждения культуры был нелегким. Шаг за шагом Владимир Дмитриевич доказывал о необходимости создания городского музея, где работа велась бы по нескольким направлениям. История станицы Аксайской и города Аксая поистине уникальна и интересна. Ведь хранить и показывать было много чего для будущих поколений. А в городе сохранилось много архитектурных памятников XVIII и  XIX века.
        Владимир Дмитриевич понимал, что работа в музее должна вестись по нескольким направлениям. Необходимо было не только собирать и хранить предметы, но активно их изучать и популяризировать.
        Гладченко был поистине энтузиастом своего дела. Этого скромного человека частенько можно было видеть едущим на велосипеде или шагающим по городу с сумкой на плече. А в сумке непременно находились блокнот и ручка. А вдруг нужно записать очередную захватывающую легенду или рассказ об интересном экспонате!
        Владимир Дмитриевич часто стучал в закрытые двери, просил помощи, доказывал, спорил. Многие откликались и шли навстречу. Гладченко был прекрасным хозяйственником, не гнушался грязной работы. Вместе с сотрудниками он белил, красил, цементировал. В коллекции «Фотографии» много снимков, на которых Владимир Дмитриевич вместе с коллегами «реставрирует» так называемые подземелья крепости в Берданосовке или участвует в субботниках, приводит в порядок территорию музея.
        Владимир Дмитриевич очень много работал в архивах. Он собирался написать книгу об Аксае, но, к, сожалению, так и не успел. Сохранилось много выписок, написанных красивым, аккуратным почерком. После смерти Владимира Дмитриевича его друзья, соратники Донского Пушкинского общества подготовили и выпустили книгу с историко-краеведческими очерками Гладченко «Дороги серебряной подковы Дона», в которой рассказывается о путях сообщения Аксайского района, об истории их создания. Она вошла в коллекцию «Книги, газеты, журналы» как и ранее еще одна книга Владимира Дмитриевича – «Мидель Аксайских судов».
        Владимир Дмитриевич жил музеем и всегда искал в работе что-то новое и интересное. У него были налажены прекрасные связи с общественностью. Будучи заведующим, музея в Аксайской средней школе № 1, он организовывал интересные встречи для ребят с ветеранами Великой Отечественной войны, вел с ними активную переписку, пополнял фонды экспонатами. Кроме этого Гладченко руководил клубом интернациональной дружбы. Он вел переписку с коллегами из Болгарии, делясь знаниями и опытом работы. В коллекциях музея есть фотографии, письма, пригласительные наиболее полно отражающие работу в этом направлении.
        Владимир Дмитриевич очень тесно сотрудничал с редакцией газеты «Победа». На ее страницах было напечатано много статей об интересных людях,  о городе, об экспонатах. Гладченко был желанным гостем «Победы», в коллекции музея находятся пригласительные, адресованные именно ему.
        У Владимира Дмитриевича всегда было много идей и задумок. Одна из таких смелых идей – это проведение Пушкинских праздников поэзии на территории музейного комплекса «Почтовая станция». В коллекции «Документы» даже есть «Устав Пушкинского общества».  Эти праздники стали традиционными, собирают, и по сей день любителей поэзии, коллекционеров экслибрисов и старинных книг.  В коллекции «Фотографии» есть несколько снимков конца 90-х – начало 2000-х годов, на которых изображены почетные гости праздника: друг музея, библиофил Леонид Федорович Тартынский, художники, поэты, хореографические и вокальные коллективы.
        Предметы, которые входят в различные коллекции музея «рассказывают» нам о жизнедеятельности Владимира Дмитриевича Гладченко, который посвятил свою жизнь музейному делу.




                                Старший научный сотрудник Аксайского военно-исторического музея Волощук Л. В.    
    07.12.2018
    19 фото
  • 20 фото
    «Образы детства в семейных фотографиях донских казаков первой половины ХХ века»

    Культура детства – неотъемлемая составляющая исторического наследия любого народа. Одним из источников изучения форм представления детства может служить фотография, существование которой насчитывает уже около полутора столетий. Изучая фотографии можно выделить две основные группы: фото рубежа ХIХ – ХХ веков – 1920 годы и середина 1920-х – 1940-х годов. В фотографиях каждой группы наблюдаются особенности показа детских образов. Особенности каждой группы зависят от хода технического процесса, культурно-исторических изменений и нравственных канонов общества.
    Снимки 1900 -  1920-х годов – это в основном многофигурные портреты, на которых дети занимают своё место согласно внутрисемейному порядку подчинения. Образ ребёнка второстепенен и наследует стилистику бытовой жизни средних социальных слоёв русского общества ХVIII – ХIХ веков. Так же как и взрослые, дети снабжены атрибутами сословной принадлежности, одежда повторят одежду взрослых в миниатюре. Исключения составляют младенцы в пелёнках и чепцах. И только на фотографиях офицерских семей и духовенства дети одеты в платья особенного покроя. Крайне редки индивидуальные детские портреты ( к выб. №5) – запечатлены мальчики с бесспорными атрибутами принадлежности к казачьему сословью – копьём и оружием.
    Наиболее частые ситуации, в которых происходило фотографирование – это проводы казаков на службу или приезд жены и детей в полк; свадьба или похороны.
    В 1920 - 1940-е годы сословно-семейный портрет уступает место групповому  не семейному портрету, который отражает усложнение социальной жизни, в которой оказывается ребёнок.  Дети фотографируются в составе трудовых (колхозных) коллективов (выб. №9. С 1930-х годов в семейных альбомах появляются фотографии школьных классов, кружков самодеятельности и пионерских отрядов. Чаще встречаются одиночные детские портреты и групповые снимки детей одной семьи. Так же в эти годы появляются фотографии детей с бабушками, без родителей. Не смотря на общее упрощение комплектов одежды на многих фотографиях можно увидеть детей, одетых в специально сшитые детские костюмы.
    Обзор фотоматериалов показал, что образ детства в казачьих семьях существенно менялся на протяжении первых пятидесяти лет ХХ века. Дети перестали быть исключительно частью сословной семьи, в которой они не представляли самостоятельной ценности, а воспринимались только как недостаточно сформировавшиеся взрослые,  которым суждено проделать путь своих родителей и унаследовать их социальный статус. Особенности этого процесса имели свои отличия среди населения Области Войска Донского. Так, например, в семьях казачьих офицеров и духовенства, которые в культурном отношении были ближе к среднему дворянству и разночинной интеллигенции  уже на рубеже ХIХ – ХХ веков появляются признаки романтического отношения к детству. Принципы же представления детей на фотографиях рядовых казаков в ряде ситуаций обнаруживают сходство с принципами, воплощёнными в снимках донских крестьян.
    19.01.2018
    20 фото
  • 13 фото
         В коллекции музея «Фотографии» хранятся фотографии участников Великой Отечественной войны, собранные краеведами школьного музея в 1960-х, 1970-х и 1980-х годах.  Каждое десятилетие после победного завершения Великой Отечественной войны заведующие школьным музеем Рой Анастасия Тимофеевна и Левченко Вера Ивановна организовывали экспедиции – подворовой обход ветеранов войны, солдатских вдов и матерей, а также походы по местам боевой славы дивизий, участвовавших в освобождении Аксая. Школьники приносили в музей подлинные фотографии времен Великой Отечественной войны, наградные и другие личные документы, награды и личные вещи. В результате общения с ветеранами и их родственниками были записаны воспоминания и биографии советских солдат.
          Часть фотографий хранилась в музее Аксайского военкомата и была передана в Музей истории города Аксая (так назывался Аксайский военно-исторический музей)  при расформировании музея райвоенкомата.
         Весь фонд фотографий ветеранов войны объединяет несколько тем. В этом альбоме будут представлены фотографии аксайчан (аксайцев, как себя называли жители станицы Аксайской), ушедших на фронт.
    19.12.2017
    13 фото
  • 11 фото
    Среди тех, кто выполнят интернациональный долг в Демократической Республике Афганистан были и наши земляки. 160 ребят прошли сквозь Афганскую войну. Они награждены 31 орденом и 45 медалями. Погибли 10 молодых ребят. Сот скорбный список, назовем их поименно:
    Волобуй Андрей Николаевич, рядовой, 1969-1.07.1988.
    Головня Олег Павлович, ефрейтор, 1960-27.02.1979 г.
    Михайлов Анатолий Дмитриевич, рядовой, 1963-2.10.1983г
    Подколзин Анатолий Дмитриевич, рядовой,1961-9.10.1980г
    Гетманов Вячеслав Николаевич, капитан, 1950-10.07.1985 г
    Евтухов Сергей Павлович, лейтенант, 1957-17.06.1983 г
    Канищев Юрий Николаевич, ст. лейтенант, 1962-16.10.1986 г
    Высоцков Александр Владимирович, сл. сержант, 1968-30.08.1987 г
    Рубан Сергей Леонидович, сержант, 1960-9.04.1980
    Шишаев Сергей Николаевич, рядовой, 1963-28.07.1982 г
           Фонды музея хранят фотографии, документы и личные вещи воинов-"афганцев" - наших земляков, оставшихся в живых после военных испытаний. Вот их фотографии:
    12.12.2017
    11 фото
  • 9 фото
         Семь месяцев (213 дней), с 21 по 29 ноября 1941 года и с 24 июля 1942 года по 14 февраля 1943 года длилась оккупация нашего района немецко-фашистскими захватчиками. За это время на территории нашего района были разрушены и разграблены промышленные предприятия, жилые дома, школы, колхозы, совхозы, МТС. Гитлеровцы зверски надругались над нашими людьми, замучили и расстреляли свыше 80 человек, более 500 человек вывезли на работу в Германию.
    Битва за Аксай: статистика войны.    
      Во время Великой Отечественной войны из Аксайского района было призвано 12231 человек из них более 3500 не вернулись с фронта. Четыре этапа боев за Аксайский район унесли около 10 тысяч жизни бойцов и офицеров, захороненных в 24 братских и одиночных могилах во время войны.
    08.12.2017
    9 фото
  • 14 фото
    Аксайский стекольный завод, являлся одним из старейших промышленных предприятий на Юге нашей Родины. Располагался он на правом возвышенном берегу Дона, в 27 км. от Ростова и в 21 км. от Новочеркасска. На западной стороне от  заводской территории находится древнее Кобякова городище.
    Основным сырьем для стеклоделия был кварцевый песок, добываемые у Кобякова городища, Грушевский антрацит, который добывался в северной части станицы, Донецкая сода и известняки, добывали и обрабатывали в Аксае.
    В мае 1923 года на рабочем собрании в столовой завода, по предложению рабочих, заводу было присвоено наименование «ПРОЛЕТАРИЙ».
    В 1924 году, в Аксай на стекольный завод приехали молодые , квалифицированные мастера-стеклодувы Пилкин, Круглов, Тимохович и др. Летом того же года при заводе была организована первая на Северном Кавказе школа ФЗУ «Стеклоделов». Первым заведующим школой был Аркадий Смойлович Хосудовский, инструктором по производственному обучению – Александр Алексеевич Ивлев.
    Школа с 2,5 г. сроком обучения готовила из рабочей молодежи грамотные квалифицированный кадры мастеров-стеклоделов. Она  просуществовала до 1933 года.
    В 1925 году из детских домом  на завод было направлено до 15 человек ребят-сирот, родители которых погибли в империалистической и гражданской войне.
    Развития хозяйства экономической  базы завода рабочих, улучшения материального положения рабочих, создали условия для культурной жизни стеклоделов.
    Так, в 1927 году, в заводе  были построены: столовая на 100 мест с кухней, буфетом, рабочий клуб на 300 мест со сценой и фойе с киноустановкой, библиотекой, приобретены струнный и духовой инструменты. Был оборудован на лево берегу, пляж с буфетом, построена купальня, вышка для прыжков в воду, созданы футбольная, волейбольная команды, велосипедная, охотничья и рыболовная секции. На территории двора были оборудованы гимнастические и спортивные площадки.
    Завком профсоюза и правление клуба организовали: драмкружок; хор «Синяя блуза», которые часто выезжали в станицы и хутора района с выступлениями. Пионерский отряд, комсомольская организация насчитывала до 180 членов, проводились туристические походы молодых рабочих по родному краю, на Кавказ и Черноморское побережье, прогулки по Дону на заводском катере и пароходах.
    Все это способствовало хорошему настроению и слаженной работе коллектива и их семей.  
    В 1929-30 гг. в нашей стране начали строиться крупные предприятия, совхозы, организовывались колхозы, создавались пол новому Армия и Флот. Все это требовало молодого пополнения.
    И вот по окончании школы ФЗУ десятки молодых парней и девушек с путевками комсомола уезжали с завода на рабфак, в институты, военные училища, на строительство Ростсельмаша, Московского и Горьковского автомобильных заводов, строить Магнитогорск, Комсомольск-на Амуре, Беломоро-Балтийский канал.
    В период коллективизации сельского хозяйства, в ноябре месяце 1933 года в Павловский совхоз станция Крыловская было направлено около 200 человек стекольщиков вместе с духовым оркестром на Сельхозработы, убирать кукурузу, обмолачивать пшеницу. Завод остановился из-за отсутствия мазута, в то нелегкое время из Ростова было отправлено на Кубань 7 ж.д. эшелонов рабочих с предприятий города и окрестностей.
    По возвращению с Кубани в 1934 году весною был пущен завод на полную мощность.
    Завод стал постепенно механизироваться, одна печь была оборудована на ¾ автоматами «ШИЛЛЕРА» для производства бутылок. Тяжелый ручной труд стеклодувов начал облегчаться.
    В период ударничества и стахановского движения, многие стекольщики были поощрены и отмечены хорошими премиями , путевками в санатории и стахановские дома отдыха.
    В 1939 году по инициативе А.А. Жданова – секретаря ЦК КПСС Ленинградского Обкома партии в стекольном производстве труд стеклодела стал облегчаться ( выдувания изделий легкими).
    Для перенесения этого опыта на Чудовский стеклозавод «Восстание» ( Ленинградская обл.) были командированы мастера-стеклоделы Бойко, Заломнов, Ковалев, которые затем на заводе стали внедрять новый метод выдувания изделий посредством резиновой груши, а позже компрессорным воздухом через трубку.
    Но обстановка в стране была сложной. 1 августа 1939 года Германия двинула войска в Польшу. Началась вторая мировая война А в ноябре белофины полезли на Ленинград. На фронте в борьбе с белофинами погибли в 1940 году под Выборгом два молодых рабочих стеклоделов завода, комсомольцев 40-х годов Ивлев и Сташков.
    В июньские дни памятного 1941 года рабочие завода вместе со всем Советским народом работали над выполнением плана третьей пятилетки. Своим стахановским трудом включившись в соцсоревнование имени XVIII Всесоюзной партконференции досрочно выполнили  полугодовой производственный план, несмотря на призыв в Красную Армию 15 мая нескольких десятком человек стеклодувов.
    В воскресенье 22 июня 1941 г. в 12 часов дня по заводу разнеслась тревожная весть:
    «Сегодня в 4 часа утра – без объявления каких-либо претензий к Советскому Союз,  без объявления войны, германские войска напали н нашу страну» - было сообщено по радио.
    Кончился период мирного строительства. Началась Великая Отечественная война Советского союза с немецко-фашистскими захватчиками.
    Первое известие о вероломном нападении Германии на нашу страну вызвало среди рабочих нашего завода, как и по всей стране невиданный патриотический и трудовой подъем.
    По зову Партии и Правительства, партийные и не партийные рабочие завода уходили в Армию, грудью защищали свободу, честь и независимость нашей Родины. Более 200 рабочих ушло на фронт.
    В начале октября 1941 года немецкие войска подошли к Таганрогу. Началась эвакуация оборудования завода.
    После упорных многодневных боев, в ходе которых противник потерял 35 тыс. солдат и офицеров убитых и раненных, наши войска оставили Таганрог.
    21 ноября 1941 года немцы заняли Ростов и Аксай, а 23 ноября 1941 года части Красной армии освободили Аксай. Со стороны Аксая на Северо-Восточную часть Ростова началось наступление частей Красной Армии и они к вечеру 29 ноября полностью очистили Ростов от фашистских захватчиков.
    Разгром немцев под Ростовом и Аксаем был крупной победой над врагом в Великой Отечественной войне 1941 года. Многие стеклоделы погибли от рук немецких палачей.
    Напряженным трудом жил завод в это время. Фронту нужна была стеклянная продукция. 23 июля 1942 года противник снова захватил Аксай. 205 дней находился город во власти немцев и эти черные дни навсегда останутся в память стеклоделов.
    За время с 23 июля 1942 по 13 февраля 1943 года много стеклоделов погибло от рук фашистов.
    За свою историю Аксай несколько раз перенес чуму, холеру, оспу. В годы гражданской войны – голода, завод перенес тяжелую хозяйственную разруху, но ничего не может идти в сравнение с тем ущербом, который нанесли заводу немецкие захватчики.
    Предприятие было превращено в груду развалин. Крыша сожжена, стены главного цеха выработки разрушены вместе с ваннами печами и тянульными, кирпичная труба взорвана. Лежали в развалинах: мехцех, гончарка, составная, столовая, сожжены полуавтоматы, клуб, склады готовой продукции, материалов и сырья. Было разграблено заводоуправление, библиотека, лаборатория, амбулатория и все бытовое помещение, а так же жилой фонд завода. Материальный ущерб, нанесенный заводу исчисляется десятками миллионов рублей.
    Более 72 лет прошло с тех пор. Как отгремела битва на берегах Дона. Многое за это время позабылось, но имена людей, дела и поступки, которых вдохновляли на подвиг, навсегда останутся в памяти.
      За 150лет своего существования, завод вместе с рабочими-стеклоделами, пришедших их центральных областей России, Украины, Крыма и Польши, прошел большой и сложный путь исторического развития, насыщенный богатыми и яркими событиями, законно вызывающих чувство патриотизма и гордости аксайчан за свой завод.


    02.10.2017
    14 фото
  • 15 фото
    Аксайский стекольный завод, являлся одним из старейших промышленных предприятий на Юге нашей Родины. Располагался он на правом возвышенном берегу Дона, в 27 км. от Ростова и в 21 км. от Новочеркасска. На западной стороне от  заводской территории находится древнее Кобякова городище.
    Основным сырьем для стеклоделия был кварцевый песок, добываемые у Кобякова городища, Грушевский антрацит, который добывался в северной части станицы, Донецкая сода и известняки, добывали и обрабатывали в Аксае.
    В мае 1923 года на рабочем собрании в столовой завода, по предложению рабочих, заводу было присвоено наименование «ПРОЛЕТАРИЙ».
    В 1924 году, в Аксай на стекольный завод приехали молодые , квалифицированные мастера-стеклодувы Пилкин, Круглов, Тимохович и др. Летом того же года при заводе была организована первая на Северном Кавказе школа ФЗУ «Стеклоделов». Первым заведующим школой был Аркадий Смойлович Хосудовский, инструктором по производственному обучению – Александр Алексеевич Ивлев.
    Школа с 2,5 г. сроком обучения готовила из рабочей молодежи грамотные квалифицированный кадры мастеров-стеклоделов. Она  просуществовала до 1933 года.
    В 1925 году из детских домом  на завод было направлено до 15 человек ребят-сирот, родители которых погибли в империалистической и гражданской войне.
    Развития хозяйства экономической  базы завода рабочих, улучшения материального положения рабочих, создали условия для культурной жизни стеклоделов.
    Так, в 1927 году, в заводе  были построены: столовая на 100 мест с кухней, буфетом, рабочий клуб на 300 мест со сценой и фойе с киноустановкой, библиотекой, приобретены струнный и духовой инструменты. Был оборудован на лево берегу, пляж с буфетом, построена купальня, вышка для прыжков в воду, созданы футбольная, волейбольная команды, велосипедная, охотничья и рыболовная секции. На территории двора были оборудованы гимнастические и спортивные площадки.
    Завком профсоюза и правление клуба организовали: драмкружок; хор «Синяя блуза», которые часто выезжали в станицы и хутора района с выступлениями. Пионерский отряд, комсомольская организация насчитывала до 180 членов, проводились туристические походы молодых рабочих по родному краю, на Кавказ и Черноморское побережье, прогулки по Дону на заводском катере и пароходах.
    Все это способствовало хорошему настроению и слаженной работе коллектива и их семей.  
    В 1929-30 гг. в нашей стране начали строиться крупные предприятия, совхозы, организовывались колхозы, создавались по новому армия и Флот. Все это требовало молодого пополнения.
    И вот по окончании школы ФЗУ десятки молодых парней и девушек с путевками комсомола уезжали с завода на рабфак, в институты, военные училища, на строительство Ростсельмаша, Московского и Горьковского автомобильных заводов, строить Магнитогорск, Комсомольск-на Амуре, Беломоро-Балтийский канал.
    В период коллективизации сельского хозяйства, в ноябре месяце 1933 года в Павловский совхоз станция Крыловская было направлено около 200 человек стекольщиков вместе с духовым оркестром на Сельхозработы, убирать кукурузу, обмолачивать пшеницу. Завод остановился из-за отсутствия мазута, в то нелегкое время из Ростова было отправлено на Кубань 7 ж.д. эшелонов рабочих с предприятий города и окрестностей.
    По возвращению с Кубани в 1934 году весною был пущен завод на полную мощность.
    Завод стал постепенно механизироваться, одна печь была оборудована на ¾ автоматами «ШИЛЛЕРА» для производства бутылок. Тяжелый ручной труд стеклодувов начал облегчаться.
    В период ударничества и стахановского движения, многие стекольщики были поощрены и отмечены хорошими премиями , путевками в санатории и стахановские дома отдыха.
    В 1939 году по инициативе А.А. Жданова – секретаря ЦК КПСС Ленинградского Обкома партии в стекольном производстве труд стеклодела стал облегчаться ( выдувания изделий легкими).
    Для перенесения этого опыта на Чудовский стеклозавод «Восстание» ( Ленинградская обл.) были командированы мастера-стеклоделы Бойко, Заломнов, Ковалев, которые затем на заводе стали внедрять новый метод выдувания изделий посредством резиновой груши, а позже компрессорным воздухом через трубку.
    Но обстановка в стране была сложной. 1 августа 1939 года Германия двинула войска в Польшу. Началась вторая мировая война. А в ноябре белофины полезли на Ленинград. На фронте в борьбе с белофинами погибли в 1940 году под Выборгом два молодых рабочих стеклоделов завода, комсомольцев 40-х годов Ивлев и Сташков.
    В июньские дни памятного 1941 года рабочие завода вместе со всем Советским народом работали над выполнением плана третьей пятилетки. Своим стахановским трудом включившись в соцсоревнование имени XVIII Всесоюзной партконференции досрочно выполнили  полугодовой производственный план, несмотря на призыв в Красную Армию 15 мая нескольких десятком человек стеклодувов.
    В воскресенье 22 июня 1941 г. в 12 часов дня по заводу разнеслась тревожная весть:
    «Сегодня в 4 часа утра – без объявления каких-либо претензий к Советскому Союз,  без объявления войны, германские войска напали н нашу страну» - было сообщено по радио.
    Кончился период мирного строительства. Началась Великая Отечественная война Советского союза с немецко-фашистскими захватчиками.
    Первое известие о вероломном нападении Германии на нашу страну вызвало среди рабочих нашего завода, как и по всей стране невиданный патриотический и трудовой подъем.
    По зову Партии и Правительства, партийные и не партийные рабочие завода уходили в Армию, грудью защищали свободу, честь и независимость нашей Родины. Более 200 рабочих ушло на фронт.
    В начале октября 1941 года немецкие войска подошли к Таганрогу. Началась эвакуация оборудования завода.
    После упорных многодневных боев, в ходе которых противник потерял 35 тыс. солдат и офицеров убитых и раненных, наши войска оставили Таганрог.
    21 ноября 1941 года немцы заняли Ростов и Аксай, а 23 ноября 1941 года части Красной армии освободили Аксай. Со стороны Аксая на Северо-Восточную часть Ростова началось наступление частей Красной Армии и они к вечеру 29 ноября полностью очистили Ростов от фашистских захватчиков.
    Разгром немцев под Ростовом и Аксаем был крупной победой над врагом в Великой Отечественной войне 1941 года. Многие стеклоделы погибли от рук немецких палачей.
    Напряженным трудом жил завод в это время. Фронту нужна была стеклянная продукция. 23 июля 1942 года противник снова захватил Аксай. 205 дней находился город во власти немцев и эти черные дни навсегда останутся в память стеклоделов.
    За время с 23 июля 1942 по 13 февраля 1943 года много стеклоделов погибло от рук фашистов.
    За свою историю Аксай несколько раз перенес чуму, холеру, оспу. В годы гражданской войны – голода, завод перенес тяжелую хозяйственную разруху, но ничего не может идти в сравнение с тем ущербом, который нанесли заводу немецкие захватчики.
    Предприятие было превращено в груду развалин. Крыша сожжена, стены главного цеха выработки разрушены вместе с ваннами печами и тянульными, кирпичная труба взорвана. Лежали в развалинах: мехцех, гончарка, составная, столовая, сожжены полуавтоматы, клуб, склады готовой продукции, материалов и сырья. Было разграблено заводоуправление, библиотека, лаборатория, амбулатория и все бытовое помещение, а так же жилой фонд завода. Материальный ущерб, нанесенный заводу исчисляется десятками миллионов рублей.
    Более 72 лет прошло с тех пор. Как отгремела битва на берегах Дона. Многое за это время позабылось, но имена людей, дела и поступки, которых вдохновляли на подвиг, навсегда останутся в памяти.
      За 150 лет своего существования, завод вместе с рабочими-стеклоделами, пришедших их центральных областей России, Украины, Крыма и Польши, прошел большой и сложный путь исторического развития, насыщенный богатыми и яркими событиями, законно вызывающих чувство патриотизма и гордости аксайчан за свой завод.


    27.07.2017
    15 фото
  • 5 фото
    С 1941 по 1945 г. более 200 рабочих завода с оружием в руках защищали Родину от врага. На всех фронтах Великой Отечественной они сражались с немецкими захватчиками. Боевые ордена, медали  «За оборону»  Москвы, Ленинграда, Праги, взятие Будапешта, Кёнигсберга, Берлина – заслуженная награда многих стеклоделов.
          Рой А.Х. удостоен высшей степени отличия – звания Героя Советского Союза. Другой стекольщик, Орлов в первые дни войны защищал легендарную Брестскую крепость. Пантелеев А.В. – участник обороны Ленинграда, Качанов С.Д. – участник Сталинградской битвы. Погребняк А.И. Шаршак Н.И. – защитники Севастополя, Гребеняк – участник освобождения Ростова.
         Более ста человек стеклоделов пали смертью героев в боях за Отечество. В 1965 г. по инициативе ветеранов Великой Отечественной войны и труда при стекольном заводе «Пролетарий» был сделан скверик и установлен памятник в честь погибших на войне рабочих завода. Через несколько лет по причине затяжной аварии водопровода памятник был перенесён во двор завода, где также простоял недолго. Убрали его по причине строительства бытового корпуса. В 1972 г. на старом месте в скверике был установлен новый памятник, а в 1974 г. его убрали  - снесли в связи со строительством складского помещения. И лишь в канун 35 - летия Победы был уже окончательно установлен большой памятник возле ворот завода, где  находится поныне и где увековечена память воинов – стекольщиков отдавших свои жизни за победу.
    19.12.2013
    5 фото
  • 12 фото
    ЗДЕСЬ ТЕКСТ
    12 фото