Коллекции » Ткани, кожа, быт

Ткани, кожа, быт

Коллекция «Ткани, кожа, быт» насчитывает 789 предметов: одежда, военная форма, скатерти, салфетки, шторы, полотенца, обувь - детская, спортивная, военная, национальная. Предметы относятся к истории станицы дореволюционного периода, строительства социализма, Великой Отечественной войны, постсоветского периода и современности.

Комплектование коллекции начиналось еще в школьном музее, когда из дома приносили «ненужные» вещи, которые сейчас востребованы в выставках и экспозициях. В свое время они принадлежали жителям станицы Аксайской XIX  и первой половины XX века.  В период поисковой краеведческой работы музея в музей были переданы вещи, принадлежавшие знаменитым и выдающимся людям города, участникам боев за станицу в период Великой Отечественной войны, делегатам съездов, фестивалей и других форумов. Позднее поступили отдельные предметы.

Наиболее востребованными и интересными предметами коллекции стали предметы костюма (сюртук, жилет и панталоны) генерал-майора казачьих войск  середины XIX века. Сюртук имеет золоченые погоны с эполетами и золоченые обшлага на рукавах. Золоченая вышивка на вороте, сохранилась настоящая (одна) пуговица того времени - XIX века. Вышивка потеряла свой первоначальный вид, но качество работы изумительное:  видны аккуратно положенные швы, каждый листок четко вышит, каждая веточка просматривается.

В коллекции очень много предметов, изготовленных вручную: вязаные крючком салфетки, плетеная «фриволите» фальшонка - головной убор казачки, тканые на ткацких ручных станках рушники, шитая и вышитая одежда, шитые сапожником «гусарочки» - женская обувь (сапожки) на шнурках ( XIX век), шитые из кожи пинетки середины ХХ века и т. д. Некоторые из этих предметов уникальны, многие типичны, но каждый предмет информативен, интересен, презентабелен.

Коллекция постоянно пополняется. В целях обновления экспозиции «Из истории таможенной службы на Дону» в музей  переданы предметы формы таможни, милиции. Сотрудники музея стремятся пополнить фонды музея предметами современной политической истории, изделиями современных промыслов и ремесел, оставить «на память» элементы модных тенденций в одежде.

Очень часто предметы коллекции «Ткани, кожа, быт» становятся экспонатами выставок и экспозиций. Они востребованы как главные, так и дополнительные аксессуары, используются для показа на лекциях и мероприятиях музея, их изображения размещены на сайтах Интернет, могут стать образцами для тиражирования в промышленности.
Сюртук, жилет, панталоны генерал-майора казачьих войск. Россия. сер. XIX века.
Альбомы
  • 4 фото
            ЭКСПОНАТЫ РАССКАЗЫВАЮТ…
            

        В фондах Аксайского военно-исторического музея собраны предметы, касающиеся жизни и деятельности Владимира Дмитриевича Гладченко, бывшего директора, руководившего практически тридцать лет. Предметов немного, они включены в разные коллекции, но достаточно полно «рассказывают» о непростой судьбе человека.
        Как известно, Владимир Дмитриевич всерьез увлекся и «заболел» историей не сразу. Все это к нему придет, но значительно позже. В 60-е годы Гладченко был учеником столяра, а затем столяр 2-го разряда на Аксайской мебельной фабрике, затем грузчик Аксайского консервного завода, служил в рядах Советской Армии, учился в городском профессионально-техническом училище № 10. В 70-е годы был помощником начальника 2-го отделения Аксайского районного отделения общества охраны памятников истории и культуры. С 1975-1978 годы – военный руководитель и заведующий музеем в Аксайской средней школе № 1. С 1992-2002 годы – директор музея истории города Аксая. В 2002 году музей получил название «Аксайский военно-исторический музей».
        Владимир Дмитриевич по зову сердца поступил и закончил исторический факультет Ростовского Государственного Университета. В коллекции «Документы» есть его курсовые работы, тетради по семинарам, рецензии преподавателей.
        Гладченко всегда мечтал о достойном музее в городе. Путь до областного учреждения культуры был нелегким. Шаг за шагом Владимир Дмитриевич доказывал о необходимости создания городского музея, где работа велась бы по нескольким направлениям. История станицы Аксайской и города Аксая поистине уникальна и интересна. Ведь хранить и показывать было много чего для будущих поколений. А в городе сохранилось много архитектурных памятников XVIII и  XIX века.
        Владимир Дмитриевич понимал, что работа в музее должна вестись по нескольким направлениям. Необходимо было не только собирать и хранить предметы, но активно их изучать и популяризировать.
        Гладченко был поистине энтузиастом своего дела. Этого скромного человека частенько можно было видеть едущим на велосипеде или шагающим по городу с сумкой на плече. А в сумке непременно находились блокнот и ручка. А вдруг нужно записать очередную захватывающую легенду или рассказ об интересном экспонате!
        Владимир Дмитриевич часто стучал в закрытые двери, просил помощи, доказывал, спорил. Многие откликались и шли навстречу. Гладченко был прекрасным хозяйственником, не гнушался грязной работы. Вместе с сотрудниками он белил, красил, цементировал. В коллекции «Фотографии» много снимков, на которых Владимир Дмитриевич вместе с коллегами «реставрирует» так называемые подземелья крепости в Берданосовке или участвует в субботниках, приводит в порядок территорию музея.
        Владимир Дмитриевич очень много работал в архивах. Он собирался написать книгу об Аксае, но, к, сожалению, так и не успел. Сохранилось много выписок, написанных красивым, аккуратным почерком. После смерти Владимира Дмитриевича его друзья, соратники Донского Пушкинского общества подготовили и выпустили книгу с историко-краеведческими очерками Гладченко «Дороги серебряной подковы Дона», в которой рассказывается о путях сообщения Аксайского района, об истории их создания. Она вошла в коллекцию «Книги, газеты, журналы» как и ранее еще одна книга Владимира Дмитриевича – «Мидель Аксайских судов».
        Владимир Дмитриевич жил музеем и всегда искал в работе что-то новое и интересное. У него были налажены прекрасные связи с общественностью. Будучи заведующим, музея в Аксайской средней школе № 1, он организовывал интересные встречи для ребят с ветеранами Великой Отечественной войны, вел с ними активную переписку, пополнял фонды экспонатами. Кроме этого Гладченко руководил клубом интернациональной дружбы. Он вел переписку с коллегами из Болгарии, делясь знаниями и опытом работы. В коллекциях музея есть фотографии, письма, пригласительные наиболее полно отражающие работу в этом направлении.
        Владимир Дмитриевич очень тесно сотрудничал с редакцией газеты «Победа». На ее страницах было напечатано много статей об интересных людях,  о городе, об экспонатах. Гладченко был желанным гостем «Победы», в коллекции музея находятся пригласительные, адресованные именно ему.
        У Владимира Дмитриевича всегда было много идей и задумок. Одна из таких смелых идей – это проведение Пушкинских праздников поэзии на территории музейного комплекса «Почтовая станция». В коллекции «Документы» даже есть «Устав Пушкинского общества».  Эти праздники стали традиционными, собирают, и по сей день любителей поэзии, коллекционеров экслибрисов и старинных книг.  В коллекции «Фотографии» есть несколько снимков конца 90-х – начало 2000-х годов, на которых изображены почетные гости праздника: друг музея, библиофил Леонид Федорович Тартынский, художники, поэты, хореографические и вокальные коллективы.
        Предметы, которые входят в различные коллекции музея «рассказывают» нам о жизнедеятельности Владимира Дмитриевича Гладченко, который посвятил свою жизнь музейному делу.




                                Старший научный сотрудник Аксайского военно-исторического музея Волощук Л. В.    
    07.12.2018
    4 фото
  • 29 фото
    Коллекция "Ткани, кожа, быт" Аксайского военно-исторического музея состоит из большого количества предметов из ткани, украшенных различными узорами.
    В нашем музее хранятся образцы изделий народного творчества наших мастериц – полотенца, рубахи, салфетки, платки – целое «приданое». Вряд ли Вам приходилось видеть такое. Разве только в музеях.
        Обратите внимание, на самом почетном месте  - полотенца. Украшению их в русских селах всегда придавали особое значение. Узоры эти и сегодня поражают нас своей красотой. Чаще всего они жарко-красные, со строгим рельефным рисунком, раскинувшимся по светлому льну. Сколько вкуса, умения, труда! Что значили «украсы» полотенец для наших далеких предков?        Всё это современному человеку невдомёк, суть древнего искусства остаётся тайной. Начнём с того, что украшали полотенца так щедро не случайно. В старину оно было одной из самых важных в жизни вещей и сопровождало человека от рождения до смерти, отмечая главные моменты его судьбы. Особым полотенцем отирали новорожденного. Во время свадебного чина жениха и невесту ставили рядом и связывали полотенцем, символизировавшим брачные узы. Умирал человек – полотенцем накрывали его гроб.
           Вещь эту так ценили, что нередко расплачивались ею за работу или покупку. А уезжал крестьянин на чужбину или забирали его в солдаты – дарили в дорогу «полотенышко». Как самое лучшее напутствие. Так же и в будни были они рядом. Одни – «рукотеры» со скромным узором – висели у рукомойника. Вымоешь лицо – подадут тебе «утиральник». Самыми же нарядными рушниками украшали избу. Вешали в «красный» угол на образа, позже на рамы с фотографиями, на зеркала, на окна и просто вдоль стен на крючки.
          Делали это не просто так для красоты: по старинному поверью узоры эти несли в себе силу добра и оберегали от всякого зла. Существовал даже особый обряд их «чтения». Среди привычных мотивов народного ткачества особенно часто встречаются кресты и ромбы – бесконечные разновидности их обязательны для любого тканого орнамента. Что они могли означать? Прищурьте глаза и взгляните на солнце. Вы увидите расходящиеся от него в виде креста четыре луча. «На все четыре сторонушки светит ясное, Велика наша земля, а везде солнышко» - так говорили в народе.
         О загадочных в то время небесных явлениях, когда солнце видится большим крестом, окруженным радужными лучами, не раз сообщали летописи. Прямой равноконечный крест и был в народной символике образом солнца. Ромб почитался символом плодородия и часто совмещался со вписанным в него солнечным знаком. Если добавить, что ромб называли в народе «кругом», легко можно заметить сходство между таким узором и отмеченным в летописи небесным явлением. Мы в очередной раз употребили слово «узор». Полистав словари, мы узнаем, что в славянских языках оно имеет один корень со словами «заря», зарево», «зарница». Оказывается само понятие вышитого и тканого орнамента «узорочья», тоже связано с небесным огнем. Из того же круга  и старое название самодельного ткацкого станка – «кросна», находящееся в кровном родстве с древнерусским словом «крес» - пламя, огонь. «Кресинами» именовали небесный свет во время летнего солнцестояния, а сам июнь – «кресником». По народной легенде царь Солнце в эти дни пирует в своих чертогах, и пущенные им лучи-стрелы играют в воздухе.
           Все пространство стана, где создается тканый узор, насыщено солнечными знаками. Изображение солнышка и его лучей встречается во всех основных рисунках рушника. Горизонтальная основа, на которой они крепятся, называется «поднебником»! Фон на тканях мастерицы называли «землёй» - льняной холст олицетворял Мать Сыру землю. Не случайно она белая, на бликующей серебром «земле» рдеет тканый орнамент. Если сама холстина имеет прямое переплетение нитей, то  узор словно покрывает её косой сеткой, создает впечатление движения. Перед нами зримый образ огня, сходящего на серебристую равнину земли и её преображающего. Это наиболее общий и самый главный образ узорного ткачества. Древняя славянская легенда рассказывает, что все на свете начало жить после того, как в земле загорелся огонь. Не о том же ли говорят украсы?  
        Окончательно вы убедитесь в этом, если узнаете, когда именно мастерицы изготовляли полотенца. Оказывается, для этого было строго определенное время. За работу ткачихи садились лишь весной, но до начала полевых работ. Ткачество их чем-то напоминало заклинание. Создавая свои огненные узоры, крестьянки как бы просили солнышко светить все сильнее и жарче и скорее прогнать с земли стужу и мрак, чтобы она зародила на радость людям богатые плоды. По древним народным представлениям мир состоит из четырех стихий: «Царицы-Водицы», «Царя-Огня», «Матери Сырой земли» и «Воздуха-Господина». Почему «Мать Сыра земля»? Для русского крестьянина земля словно живое существо. Засыпает на зиму и просыпается от горячих лучей вешнего солнца. Пьет воду и родит урожай. Нежно, по-матерински заботится о людях: кормит, поит, одевает, охраняет от бед.  
         Огонь и воздух, без которого он не может жить, составляет другую группу стихий.  В старину верили, что огонь предохраняет от недугов, очищает от болезней. Поэтому и прыгали через него, окуривали над ним одежды.
          В узорах русского народного ткачества перед нами предстает поистине космический образ. Земля, воскресшая от долгого зимнего сна и оплодотворенная небесным огнем, получившая силу давать урожай и кормить человека, зверей, птиц – все, что живет под солнцем. И само Солнце, дарующее всему живому на земле свой преображающий свет и свое животворное тепло…  
          Вот какие тайны хранят узоры старинных рушников, накидок, платков. А казалось, просто красиво. Рушники с такими узорами нам передали Костюкова Ольга Ивановна, Мезенцева Ирина Васильевна; Панченко Ирина Викторовна передала предметы из хутора Александровка, Аксайского района. Два рушника начала ХХ века передала Пузанова Мария Фёдоровна, их выполнили её бабушка Марфа Трофимовна и мама Мария Антоновна. Накидку на подушки подарили нам от семьи Усиковых. Рубаху женскую под сарафан нам передали из семьи Свиридовых, рубашку передали из семьи Шаповаловой.
            Мы благодарны этим людям за то, что они сумели сохранить эти предметы как память о своих близких, как наглядное пособие для наших детей и внуков. Ждем и от Вас, уважаемые жители города и района, таких же подарков для нашего музея.

                                                                                       Хранитель музейных предметов
                                                                                       Аксайского военно-исторического музея
                                                                                       Яценко Лариса Федоровна.
                                                                                       29.08.2017 г
            


          



    08.09.2017
    29 фото