Коллекции » Приборы

Приборы

Альбомы
  • 3 фото
            ЭКСПОНАТЫ РАССКАЗЫВАЮТ…
            

        В фондах Аксайского военно-исторического музея собраны предметы, касающиеся жизни и деятельности Владимира Дмитриевича Гладченко, бывшего директора, руководившего практически тридцать лет. Предметов немного, они включены в разные коллекции, но достаточно полно «рассказывают» о непростой судьбе человека.
        Как известно, Владимир Дмитриевич всерьез увлекся и «заболел» историей не сразу. Все это к нему придет, но значительно позже. В 60-е годы Гладченко был учеником столяра, а затем столяр 2-го разряда на Аксайской мебельной фабрике, затем грузчик Аксайского консервного завода, служил в рядах Советской Армии, учился в городском профессионально-техническом училище № 10. В 70-е годы был помощником начальника 2-го отделения Аксайского районного отделения общества охраны памятников истории и культуры. С 1975-1978 годы – военный руководитель и заведующий музеем в Аксайской средней школе № 1. С 1992-2002 годы – директор музея истории города Аксая. В 2002 году музей получил название «Аксайский военно-исторический музей».
        Владимир Дмитриевич по зову сердца поступил и закончил исторический факультет Ростовского Государственного Университета. В коллекции «Документы» есть его курсовые работы, тетради по семинарам, рецензии преподавателей.
        Гладченко всегда мечтал о достойном музее в городе. Путь до областного учреждения культуры был нелегким. Шаг за шагом Владимир Дмитриевич доказывал о необходимости создания городского музея, где работа велась бы по нескольким направлениям. История станицы Аксайской и города Аксая поистине уникальна и интересна. Ведь хранить и показывать было много чего для будущих поколений. А в городе сохранилось много архитектурных памятников XVIII и  XIX века.
        Владимир Дмитриевич понимал, что работа в музее должна вестись по нескольким направлениям. Необходимо было не только собирать и хранить предметы, но активно их изучать и популяризировать.
        Гладченко был поистине энтузиастом своего дела. Этого скромного человека частенько можно было видеть едущим на велосипеде или шагающим по городу с сумкой на плече. А в сумке непременно находились блокнот и ручка. А вдруг нужно записать очередную захватывающую легенду или рассказ об интересном экспонате!
        Владимир Дмитриевич часто стучал в закрытые двери, просил помощи, доказывал, спорил. Многие откликались и шли навстречу. Гладченко был прекрасным хозяйственником, не гнушался грязной работы. Вместе с сотрудниками он белил, красил, цементировал. В коллекции «Фотографии» много снимков, на которых Владимир Дмитриевич вместе с коллегами «реставрирует» так называемые подземелья крепости в Берданосовке или участвует в субботниках, приводит в порядок территорию музея.
        Владимир Дмитриевич очень много работал в архивах. Он собирался написать книгу об Аксае, но, к, сожалению, так и не успел. Сохранилось много выписок, написанных красивым, аккуратным почерком. После смерти Владимира Дмитриевича его друзья, соратники Донского Пушкинского общества подготовили и выпустили книгу с историко-краеведческими очерками Гладченко «Дороги серебряной подковы Дона», в которой рассказывается о путях сообщения Аксайского района, об истории их создания. Она вошла в коллекцию «Книги, газеты, журналы» как и ранее еще одна книга Владимира Дмитриевича – «Мидель Аксайских судов».
        Владимир Дмитриевич жил музеем и всегда искал в работе что-то новое и интересное. У него были налажены прекрасные связи с общественностью. Будучи заведующим, музея в Аксайской средней школе № 1, он организовывал интересные встречи для ребят с ветеранами Великой Отечественной войны, вел с ними активную переписку, пополнял фонды экспонатами. Кроме этого Гладченко руководил клубом интернациональной дружбы. Он вел переписку с коллегами из Болгарии, делясь знаниями и опытом работы. В коллекциях музея есть фотографии, письма, пригласительные наиболее полно отражающие работу в этом направлении.
        Владимир Дмитриевич очень тесно сотрудничал с редакцией газеты «Победа». На ее страницах было напечатано много статей об интересных людях,  о городе, об экспонатах. Гладченко был желанным гостем «Победы», в коллекции музея находятся пригласительные, адресованные именно ему.
        У Владимира Дмитриевича всегда было много идей и задумок. Одна из таких смелых идей – это проведение Пушкинских праздников поэзии на территории музейного комплекса «Почтовая станция». В коллекции «Документы» даже есть «Устав Пушкинского общества».  Эти праздники стали традиционными, собирают, и по сей день любителей поэзии, коллекционеров экслибрисов и старинных книг.  В коллекции «Фотографии» есть несколько снимков конца 90-х – начало 2000-х годов, на которых изображены почетные гости праздника: друг музея, библиофил Леонид Федорович Тартынский, художники, поэты, хореографические и вокальные коллективы.
        Предметы, которые входят в различные коллекции музея «рассказывают» нам о жизнедеятельности Владимира Дмитриевича Гладченко, который посвятил свою жизнь музейному делу.




                                Старший научный сотрудник Аксайского военно-исторического музея Волощук Л. В.    
    07.12.2018
    3 фото
  • 40 фото
    Часы — прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов в единицах, меньших чем одни сутки. Существует большое количество разновидностей часов: солнечные, водяные, песочные часы, огненные, механические (ходики и  с кукушкой), кварцевые, электронные, радиочасы. По типам их можно разделить на башенные, карманные часы, наручные, напольные, часы с кукушкой.
    Условно можно сказать, что история карманных часов берет свое начало в 1510 году. Хотя в то время их никто не носил в кармане. Они висели на цепочке, которую надевали на шею. Часы имели шарообразную форму. Так что более правильным будет английский термин "pendant watches", что означает "часы-подвески".
    Карманные часы на цепочке появились в XVII веке, когда был изобретён часовой механизм относительно небольших размеров, что позволяло уместить его в кармане одежды (а не на шее, как ранее). Они приобрели знакомый нам облик: круглый корпус с крышечкой, предохраняющей циферблат, часы карманные на цепочке (брегеты) Самый распространенный способ ношения карманных часов на цепочке — это сочетание самих часов с цепочкой и брелоком. Для этого брелок прикрепляют к одному концу цепочки, а сами часы, которые будут размещаться в отдельном кармане на стороне жилета, противоположной «рабочей» (правой или левой, в зависимости от особенностей человека) руке, — ко второму. Такая специфика объясняется частой необходимостью писать и иметь возможность посматривать на часы. Мода в одежде спешит за часами в кармане: появляются карманы разных форм. Характерно, что наиболее распространённой комбинацией стало прикрепление цепочки не просто к брелоку или одежде, а к пуговице жилета таким образом, чтобы брелок оставался на виду, становясь дополнительным аксессуаром к одежде, объектом украшения.
    Мужчины вальяжно доставали свои карманные серебряные часы или золотые карманные часы с боем и смотрели время. Это было очень аристократично и показывало на состоятельность их владельца, ведь, купить карманные часы было довольно дорого. Так что приобрести карманные немецкие часы или карманные швейцарские часы – мечта на грани фантастики! В музеях по всему миру можно увидеть старинные экспонаты. Сегодня подобные карманные часы антиквариат!
    Однако, военные всех чинов вынуждены были отказываться от этой формы часов, и к середине XIX века начали появляться первые научные часы, которые своей простотой и удобством год за годом вытесняли карманные. Наибольшее распространение получили механические, кварцевые и электронные наручные часы.
    Среди всех разновидностей часов отдельное место занимают будильники. Механический будильник построил американец Леви Хатчинс в 1787 году. Устройство звонило только в 4:00. Будильник, который можно настроить на любое нужное время, запатентовал в 1847 году француз Антуан Радье. В СССР выпускались будильники с различными корпусами, сигналами, типами механизма, ими пользовались в каждой семье, это был, пожалуй, остро необходимый предмет в деловой жизни человека.
    Среди настенных часов наиболее популярными в конце XIX –начале ХХ века были часы с боем или кукушкой. Появились они в середине XVIII века, завоевали доминирующее положение в интерьере домов и квартир. Их футляр, как и циферблат с гирями имел огромное количество вариантов, имел орнаменты, вставки, рисунки, гравировки, инкрустации, а бой или имитация голоса кукушки помогал определить время там, где часов не видно.
    Дорожные часы — дилижансные, каретные и, впоследствии, автомобильные — относятся, наряду с морскими, железнодорожными и авиационными, к приборам специального назначения. Разрабатывая подобные механизмы, конструкторы должны учитывать, в каких условиях придётся работать конкретному устройству, как максимально оградить его от внешних воздействий и как обеспечить владельцу часов наибольшее удобство получения хронометрической информации. Каретные часы имеют знаменитую историю благодаря имени Наполеона, для походов которого и были созданы первые каретные часы. Наличие баланса вместо маятника позволило использовать их во время путешествий, не опасаясь отсутствия дорог. Название часов не случайно – их вешали именно в каретах.
    К часам принято было относиться бережно, чинить при поломке даже порой постоянно, передавать по наследству, они были ценным подарком, целевым и смысловым сувениром, брэндом города или области, объектом приложения творческих идей.  
    Во время СССР выпуск часов был организован на 13 заводах:
    Саратовский завод «Рефлектор» — часы марки "Электроника".
    1-й Московский часовой завод — часы марки "Полёт".
    2-й Московский часовой завод — часы марки "Слава". Выпускал ранее часы марок "Салют", "Эра","Победа".
    Ереванский часовой завод — часы марки "Севани".
    Ереванский завод художественных часов — часы марки "Наири".
    Минский часовой завод — часы марки "Луч".
    Орловский часовой завод — часы марки "Янтарь".
    Пензенский часовой завод — часы марки "Заря". До 1965 года выпускались часы марок: "ЗиФ"(позже переименованные в "Звезда" и "Победа"),"Аврора", "Сура", "Весна","Мечта".
    Петродворцовый часовой завод — часы марок "Ракета", "Свет". С 1949 года по 1961 год выпускал наручные часы марок "Победа", "Звезда".
    Сердобский часовой завод "Маяк" — часы марки "Маяк". В настоящее время завод не функционирует. На территории завода находится торговый центр "Маяк".
    Угличский часовой завод "Чайка" — часы марки "Чайка". С весны 2006 года завод приостановил массовое производство часов.
    Челябинский часовой завод "Молния" — часы марки "Молния".
    Чистопольский часовой завод "Восток" - до 1969 года выпускал часы марок: "Победа", "Восток", "Мир", "Волна", "Кама", "Сатурн", "Космос", "Командирские", "Амфибия". С 1969 года все часы завода выпускаются под одной маркой "Восток".
    26.12.2013
    40 фото