Коллекции » Книги, газеты, журналы

Книги, газеты, журналы

Альбомы
  • 7 фото
        Александр Михайлович Суичмезов – это ещё одно звонкое имя в донской литературе. Будучи человеком с активной жизненной позицией, он внёс большой вклад. Судьба была к нему достаточно строга, не баловала. Несомненно, трудности сформировали в нём силу духа и твёрдость характера.
        Саша родился на Дону 16 августа  1911 года. Детство и юность прошли в станицах на берегах Донца.    Работать начал очень рано, с пятнадцати лет. Освоил строительные работы, работы в организациях и учреждениях. Но тяга к знаниям, к образованию была всегда. Одновременно Александр учился на курсах по подготовке в вуз и позже окончил педагогический институт.
        Печататься начал очень рано. Первая работа увидела свет, когда Суичмезову было всего тринадцать лет. С того времени он стал активно сотрудничать в органах печати. Известно, что, будучи пионером, он писал пьесы для детского драмкружка. Позже очень много печатал в журналах и газетах очерки, выступал на литературных вечерах.
        Когда были созданы районные газеты, он уехал в самую глубинку – Верхнедонской, где стал работать в редакции. В 1931 году Александр Михайлович работал разъездным корреспондентом, и его работы печатались под псевдонимом Александра Донецкого.
        До Великой Отечественной войны Суичмезов работал в газетах Ростовской области и Краснодарского края. С большим увлечением изучал историю родного края.
        В 1940 году Александр Михайлович отправляется на работу в Ростовское книжное издательство. Под его редакцией было издано много книг, знакомящих читателей с Доном. Он и сам писал и составлял такие книги.
        Великая Отечественная война – новый и ответственный этап в жизни, творчестве Александра. В это время он офицер, политработник в Советской Армии. Активное участие принимал в издании плакатов, агитокон, альбомов, посвящённых героической защите Родины от гитлеровцев.
        После демобилизации Суичмезов работал в редакции газеты «Известия», а с 1947 года  редактором областной газеты «Молот». Работу в газете, Александр Михайлович совмещал с литературой. В это время он много пишет пьес о людях труда в городе и на селе, о революционной борьбе.
        В 1971 году Суичмезов из газеты «Молот» перешёл на творческую работу, а с апреля 1975 года – главный редактор журнала «Дон».
        За свою плодотворную и многолетнюю работу, Александр Михайлович награждён орденами Ленина, двумя орденами «Знак Почёта» и медалями.
        Александр Михайлович Суичмезов внёс большой вклад в донскую литературу и журналистику. В нашем Аксайском военно-историческом музее собрано небольшое количество книг этого автора, но, несомненно, заслуживающих внимания.
        Книга «Родная Донщина» - это очерк о Ростовской области, её городах, районах, станицах. Конечно, она вызывает интерес тех, кто интересуется прошлым нашего края.
        Александр Михайлович – автор множества воспоминаний о встречах с известными людьми. Его книга «В краю лазоревых степей» о Михаиле Александровиче Шолохове. Автор очень тепло рассказывает об этом человеке, делится своими впечатлениями.
        В 1964 году вышла в свет замечательная книга Суичмезова «Здравствуй, Дон». О ней очень тепло отзывались читатели. Прежде всего, она адресована тем, кто интересуется краеведением. В ней расширены сведения об истории и жизни городов, станиц, сёл. Ярко и широко рассказано о природе, дана характеристика промышленности, сельского хозяйства и культуры области. Сочетается рассказ личными впечатлениями об истории и современной жизни.
        Книга «Дали донские» продолжает тему краеведческих очерков.
        Тема участия донского казачества в гражданской войне ярко отразилась в книге «Повесть о степных орлах». Это документальная повесть о Ф. Подтёлкове и М. Кривошлыкове.
        Как известно, Александр Михайлович активно сотрудничал с ростовским театром имени М. Горького. Благодаря ему ростовские спектакли сначала услышала, а потом увидела вся страна! Появилась новая направленность, получившая название «Донская волна». Театр поставил три пьесы: «Диссертация», «Свежий ветер» и «Пусть цветут тюльпаны». Последняя есть и в нашей коллекции. Это литературный вариант пьесы, более расширенный, чем вариант сценический, куда не вошёл ряд картин, сцен и эпизодов.
        В основе пьесы – достоверные события и факты, относящиеся к начальному периоду Октябрьской революции и гражданской войны. Пьесу, однако, не следует рассматривать как документальную. Как и в большинстве художественных произведений, в ней допущены условности, перемещены во времени отдельные явления и события, заменены фамилии некоторых персонажей.
        Книги Александра Михайловича Суичмезова будут актуальны всегда, потому что в них наша жизнь, история и судьба.

                            Ст. н. с. Волощук Л. В.
        
        
            
    01.12.2017
    7 фото
  • 11 фото
            В Аксайском военно-историческом музее находится небольшое собрание книг нашего писателя, человека с непростой судьбой – Гнутова Василия Петровича. На полке стеллажа скромно стоят четыре книги: «Умная цапля», «От помилования отказался», «Поэт в краю степей необозримых» и «Подвиг Ермака». Все они объединены одной темой – это тема Родины, подвига, мужества и славы.
            Чтобы писать так образно и воспевать край и предков, нужно, несомненно, обладать большим талантом и просто любить свою Родину. Но далеко не всё было легко и просто в жизни этого человека. Путь в литературу был достаточно тернистым, но осознанным.
            Василий Петрович Гнутов прожил долгую и яркую жизнь. Он родился 25 августа 1911 года в хуторе Сизове Нижне-Чирского района Волгоградской области. Человек неординарный и любознательный он увлекался медициной и литературой, которые в дальнейшем сыграли свою роль. Печататься начал с шестнадцати лет.
            У Василия Петровича было два образования – он окончил Краснодарское медучилище и Ростовский пединститут. В Азовском и Шахтинском районах работал завучем и директором в школах, преподавал русский язык и литературу.    
            Известно, что Василий Петрович занимался самообразованием. Творческой натуре была интересна жизнь во всех её проявлениях. Он играл на многих музыкальных инструментах, участвовал в оркестре, не имея музыкального образования. Очень любил театр. Работая врачом, участвовал в кружке самодеятельности и с удовольствием ставил спектакли.
            Василий Петрович писал статьи на краеведческие, педагогические и филологические темы. Также писал стихи и рассказы о природе. Такова его книга «Умная цапля», адресованная главным образом детям.
            С 1954-1982 годы заведовал фельдшерско-акушерским пунктом в хуторе «Красном» Аксайского района. В этот период написаны все его произведения.
            В повести «От помилования отказался» автор рассказывает о самоотверженности революционеров, обрекающих себя на гибель ради великой цели, о двадцатилетнем  донском казаке Василии Генералове.
            Книга «Поэт в краю степей необозримых» писалась долго. Это рассказы-эссе о пребывании Пушкина на Дону. Гнутов, конечно, понимал, что это большая ответственность, поэтому очень внимательно изучал произведения Александра Сергеевича, воспоминания современников поэта и литературоведческие труды. В 1974 году рассказы впервые были опубликованы в газете «Молот», а книга вышла в свет в 1985 году. Конечно, эта книга будет интересна широкому кругу читателей и нам, музейным работникам. Тем более что у нас в Аксае из трёх музейных комплексов один носит название «Почтовая станция».  Во время проведения экскурсии мы акцентируем внимание посетителей на пребывании поэта  в станице Аксайской. И конечно, хочется отметить, что большая заслуга Гнутова в том, что ежегодно проводятся памятные праздники в честь Пушкина. Василий Петрович неоднократно выступал на пушкинских праздниках, делясь со слушателями своими глубокими знаниями.
            Роман «Подвиг Ермака» рассказывает о героическом покорении Сибири в шестнадцатом веке Ермаком – казачьим атаманом.
            Творчество Василия Петровича было тесно связано с нашей Аксайской газетой «Победа». Большинство произведений, прежде чем выйти в свет, проходили «обкатку» на её страницах. Василий Петрович также писал статьи на злободневные темы, в частности в 1993 году вышла его статья о казачестве «Так кто же мы?» Это полемика о том, кто же такие казаки: сословие или народ?
            Василий Петрович перед смертью закончил исторический роман-хронику «Крутые волны», рассказывающий об одном казачьем роде.
            Все книги Василия Петровича Гнутова очень ценны для каждого из нас. Они учат помнить свою историю, почитать предков, их подвиги. Как известно, будущее не может быть без прошлого. Давайте об этом помнить всегда!


                        Ст. н. с. Волощук Л. В.

    01.12.2017
    11 фото
  • 9 фото
    В Аксайском военно-историческом музее собрана довольно интересная коллекция «Книги. Газеты. Журналы». Среди книг выделяются проза и поэзия. Есть произведения известных авторов – это М. Шолохов, П. Лебеденко, А. Калинин, А. Суичмезов и многие другие.  
        Но хотелось бы акцентировать внимание  на творчестве человека с удивительной судьбой – это Скрипов Александр Николаевич, которого, к сожалению, уже нет в живых. Есть люди, словно планеты. Есть люди, словно звёздочки. Вот Александр Николаевич Скрипов был такой огромной планетой всегда излучающей свет.
        Как известно, на долю писателя выпали серьёзные испытания, которые он с честью выдержал. О себе Александр Николаевич рассказывал: «Я родился 7 декабря 1905 года в слободе Маныч-Балабинка Багаевского района Ростовской области в семье луганского рабочего Скрипова Николая Максимовича, ставшего сельским кузнецом…» После смерти матери воспитывался в семье бабушки и дедушки. Когда началась гражданская война, пришлось Александру оставить учёбу в Мечётинском высшем училище, где он пристрастился к чтению.
        Александр Николаевич Скрипов в 1920 году служил в отряде конной разведки ЧК Новочеркасского округа, участвовал в боях на Дону.
        После окончания гражданской войны, работая учителем в сельской школе, Александр Николаевич увлёкся переводом с древнерусского на современный литературный язык «Слова о полку Игореве». Это был большой риск и ответственность. Литературный перевод Скрипова вышел в 1939 году в альманахе «Литературный Ростов» и был положительно встречен читателями и критиками.
        Когда началась Великая Отечественная война, он отправляется на фронт, участвовал в борьбе за освобождение Ростова, Украины, Вены. Окончил войну в звании лейтенанта. На фронте Скрипов писал много стихов, очерков, которые печатали в газетах. Это важно было для солдат, которые ждали писем, скучали по родным и близким.
        С января 1946 года по 1960 год Александр Николаевич  преподавал историю в нашей Аксайской средней школе № 1. Известно, что Скрипов подходил к своей работе творчески, вёл уроки не по учебникам, а вместе с детворой исследовал таинственные места.  Уроки порой затягивались до позднего вечера, Александр Николаевич с учениками находили много интересного: фрагменты амфор, наконечники стрел.
        Скрипов был разносторонним человеком, но питал значительный интерес к истории, к прошлому. Он мог заинтересовать детей, развернув большую поисково-краеведческую работу. Работая в Аксайской школе, организовал историко-краеведческий музей. Александр Николаевич часто выступал на радио и телевидении, был всегда желанным гостем в библиотеках.
        Александр Николаевич Скрипов много писал для детей и взрослых. Из-под его пера вышли книги, посвящённые истории нашей Родины, нашим предкам. За вклад в советскую литературу Скрипов в 1958 году был принят в члены Союза писателей.
        В коллекции музея есть несколько книг Александра Николаевича: «Поречни и жемчуг», «В цвету родная степь», «Добрые дела», «На просторах Дикого поля», «В степных просторах», «За землю русскую». Все книги переданы музею самим автором.
        Ребятам младшего школьного возраста адресована сказка «Поречни и жемчуг», в которой автор высмеивает жадность, алчность казаков, убивающих поречней (выхухоль) из-за жемчуга.
        Не менее интересна автобиографическая повесть «В цвету родная степь». В повести затронута тема расслоения казаков на Дону и тема подвига.
        Продолжает жить память о подвигах в легендах Скрипова, вошедших в сборник «Добрые дела не умирают». Эта книга актуальна в наши дни. Автор призывает ценить дружбу, честность и благородство. В то же время осуждает себялюбие, и разжигание национальной розни.
        Взрослым читателям будут интересны исторические очерки «На просторах Дикого поля».  Личные впечатления о революции и гражданской войне на Дону, отличное знание документов, рассказы очевидцев стали важной основой его романа-хроники «В степных просторах»
        Книги Александра Николаевича Скрипова, несомненно, представляют ценность для нас, потомков. Они учат добру, справедливости, помогают приобщиться к прошлому родной земли.
        

                            Ст. н. с. Волощук Л. В.
                                
                                
    01.12.2017
    9 фото
  • 11 фото
    Всего только 68 единиц периодических изданий в фондах музея относятся к периоду 1914-1916 годов, поэтому и мой доклад будет касаться  всего 4-х наименований периодической печати – «Всемирное обозрение», «Весь мир» - центральные журналы, «Приазовский край» и «Донские областные ведомости» - Ростов и Новочеркасск.

    Еще до начала  Первой мировой войны произошло усиление цензуры в печати, а после введения «Временного положения о военной цензуре» летом 1914 г. перечень запрещенных тем возрос во много раз. Работа военных корреспондентов, которые официально были допущены в действующую армию, жестко регламентировалась и ограничивалась штабом главнокомандующего, все их материалы подвергались предварительной военной цензуре.

    В российском обществе Первая мировая война была встречена патриотическим энтузиазмом: объявление войны Германии (а затем и Австро-Венгрии) сопровождалось патриотическими манифестациями в различных городах страны. Крупные представители русской интеллигенции обращались к представителям русской общественности с призывом защищать родную страну от немецких завоевателей.
    Среди наиболее распространенных эпитетов, характеризовавших начавшуюся войну, в отечественной прессе были «Великая», «Вторая отечественная», «Священная». Естественно, успехи русской армии в начале войны способствовали тому, что на волне патриотизма и ожидания дальнейших успехов внутренние проблемы отодвигались на второй план. Практически все ожидали, что война будет скоротечной, Германию и её союзников представляли слабосильными  противниками.
    периодические издания мгновенно отреагировали на это событие изменением не только содержания, но и внешнего вида. Вот перед нами один из последних предвоенных выпусков журнала «Всемирная Панорама» (1). В ней напечатаны фоторепортажи и заметки, относящиеся к разным сторонам как российской, так и зарубежной жизни (ст. Н. Нестерова «Как я стал летчиком и петлистом», фоторепортаж из Лондона «Ловля суфражисток», заметка о японском театре, юмор, новинки моды, техники и многое другое). Ну и, конечно, большое количество самой разнообразной рекламы. (2)
    И вот  -  один из первых номеров военного времени (3).  Помимо того, что здесь имеется надпечатка «военный номер», впервые появляется дополнительная строка – «На ст. ж. д. цена 6 коп.».  Весь номер посвящен (4 - разворот) исключительно военным действиям. Фоторепортажи с разных участков фронта и  большое количество фотографий с немецкой  стороны (5, 6 – разгон антивоенной демонстрации), или фото учений немецких  резервистов (7) с довольно уничижительным комментарием. Даже реклама практически ушла со страниц периодики (8 – реклама первых военных номеров) и её содержание резко изменилось.
    В новостях с фронтов  нет ни слова о поражениях, потерях, трудностях войны. Рассказывается только о героизме, доблести, благородстве русских и их союзников как на фронте, так и в тылу.


    Под влиянием патриотических настроений в 1914-15 гг. многие подростки сбегали из дому в целях попасть на фронт. Некоторых ловили и отправляли к родителям, другие попадали в действующую армию. О малолетних героях писали всегда, они являлись вдохновляющим примером (9 –Миша Королев,10 - Малафеев).
      Активно формировались образы медсестер, которые в меру собственных сил старались оказывать помощь раненым. Важно отметить, что в газетных заметках нашло отражение  традиционное представление о женщине как «о верном друге и помощнике», чья поддержка необходима для русского воинства (11) .
    Вместе с тем пресса того времени наполнилась сообщениями о новых «кавалерист-девицах», которые наравне с мужчинами сражались на фронте (в первую очередь, участвовали в качестве разведчиков).  11-а - две молодые девушки, казачки.
    Их фотографии перепечатали почти все издания, вот фрагмент одной из статей: «В ночь на 4-е июня на распределительный пункт Варшавского вокзала в санитарном поезде Его Императорского Величества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича прибыли две молодые девушки, казачки -  Елена Козловская и Фелицатта Кульдяева. Обе – участницы целого ряда кавалерийских стычек в Карпатах. Своей отчаянностью они поражали однополчан, воодушевляли казаков, и в короткий срок вокруг их имен сложились целые легенды. Козловская ранена в левую грудь. Подруга ее не хотела расставаться с ней, проводила в Петроград. По дороге заболела сама.
    Подруги решили бежать на войну без согласия родителей. Уже только прибыв с приключениями в один из казачьих полков, они сообщили родителям о своем местопребывании. В полку к ним отнеслись редко внимательно, нежно. Долго отговаривали и лишь после настойчивых просьб согласились пустить на рискованные места.
    (Биржевые ведомости. Вечерник выпуск. – 1915. – 5 июня)»
    Сразу отметим, что отношение к таким «кавалерист-девицам» было неоднозначным. С одной стороны, подчеркивался их героизм и отвага (и тем самым «слабый» пол ставился в пример «сильному»), с  другой – нередко признавалось, что все же воевать – не свойственная для женщин функция.


      В годы Первой мировой войны общественные организации активно помогали в лечении и уходе за ранеными. Многие семьи и отдельные граждане даже брали их себе домой для дополнительного ухода. Открывались госпитали и убежища (нечто вроде домов отдыха для раненых на период реабилитации). (12-а – госпиталь в Ростове, 12, 13 – японские медсестры и врачи в Петрограде). Естественно, широко освещалась благотворительная деятельность царской семьи и множества высокопоставленных чиновников и членов их семей (женщины и девушки – в лазаретах, мужчины – на передовых (относительно) позициях). Благотворительные женские кружки занимались разнообразными видами деятельности – от щипания корпии до получения азов медицинского образования.  Уже в начале 1916 года широко освещалась в печати выставка протезов для рук и ног – ведь все больше становилось инвалидов, пришедших с фронта.(13  выставка протезов)
    В прессе широко освещались  многочисленные акции по сбору папирос, кружечные сборы, военные займы и т.п. благотворительные мероприятия.


    и, конечно, жертвы оккупантов – о них всегда, практически в каждом выпуске печатался материал. Бомбардировка жилых кварталов немецкими цеппелинами, руины, ограбленные люди и разоренные города – об этом писали не только русские журналисты, печаталось большое количество переводных  материалов. Очень интересный репортаж был напечатан в журнале «Всемирное обозрение» - о том, как проходит обучение детей в Реймсе (город очень часто бомбили)(14), и независимо от него – фотография школьницы из того же Реймса – в противогазе (15) (ж. Весь мир).
    (Ну и, конечно, зверства немцев на оккупированных землях – переплавка на пушки старинных статуй, расстрелы, насилие и тому подобное ).
    ,
    Местные газеты – «Приазовский край» (Ростов) и «Донские областные ведомости» (Новочеркасск) на период Первой мировой присутствуют в фондах нашего музея в виде отдельных номеров приложений.

    Приложения к «Приазовскому краю»
    это  4 страницы фотографий (Приаз. кр. 1-4) (иногда и рисунков) неплохого качества. Фото  известных лиц мировой политики, виды разбомбленных городов, фото героев, погибших или раненых, с небольшими описаниями.
    На 1-й стр. печатаются фото или рисунки,  посвященные зарубежным новостям (20),
    Разворот (стр. 2и3)(21) – новости с фронтов, фотографии погибших и раненых из Ростова и Нахичевани
    На 4-й стр. обычно помещались  фотографии, освещающие культурную жизнь г. Ростова (проведение кампаний по сбору папирос для солдат действующей армии, другие благотворительные акции театральных трупп). И работу тыла – госпитали, раненые, фотографии молодых людей, добровольцами уходивших на фронт.
    С 1915 года в приложении к приазовскому краю  появляются не только фотографии с краткой подписью, но и статьи, заметки.
    В приложении от 19 июля 1915г. (№ 29, КП 614), первая стр.  – «К открытию городской думы», а разворот  - «К годовщине великой войны народов» - портреты главнокомандующих, схемы и карты. На 4-й  стр – первой помещена аннотированная фотография из «Illustration» - памятник, сделанный в концлагере.
    В прил. №36 от 6 сент. 1915 года помещена статья «В царстве серебра» о Петроградском монетном дворе и помещены 4 фотографии. Возможно, именно для того, чтобы «разменная паника» не пошла дальше Петрограда
    А на 4- стр. – фото – объявление родителям о приеме детей в школы и фото победителя гребных гонок в  Азово-Донском яхт-клубе.
    все чаще в приложении печатаются бытовые зарисовки с фронта – театр марионеток на позициях французов, офицеры Донского полка на отдыхе, статьи о фронтовых буднях.
    Очень интересная ст. В. Сатинского «Беловежская пуща» - о непростой судьбе этого заповедника и его обитателей. (№№ 44 и 45) –
    В 1916 году «приазовский край» отмечал свое 25-летие, вып. № 1 1916 г.  Напечатаны фотографии бывших и настоящих сотрудников газеты.

    Донские Областные ведомости
    – это приложение к газете. В основном все фотографии  - 1-й донской пехотный полк,  стихи – «ура»-патриотические, статьи, рассказы и «письма с фронта» - сентиментально-патриотические.
    Фотографии сопровождены типовым текстом «Урядник Сильвестр Николаевич Федоров, ст. Верхне-Курмоярской. За боевые отличия награжден Георгиевскими крестами 4-й и 3-й ст. ».  Очень редко добавляется «убит» (№36 от 4 сент. 1916 г.,

    23.08.2017
    11 фото