Коллекции » Книги, газеты, журналы

Книги, газеты, журналы

Общий объем коллекции «Книги, газеты, журналы» - 3749 ед. хранения
в том числе - редкого фонда – 523ед.
Хронологические рамки редкого фонда: 1644 – 1937 (включительно)
Старопечатные книги (до 1830 г.) – 5 ед.
- из них кирилловской печати – 4 книги
- гражданской печати – 1 книга
Основной массив редкого фонда – многотиражные издания художественной литературы советского периода, в том числе  собрания сочинений Пушкина (к юбилею 1937 г.).

Из дореволюционных изданий в фондах музея хранится книг: художественной литературы (52 ед.) и  церковной (условно церковной, т.к. часть этих книг не относятся  к церковно-служебным книгам(57 ед.),  литературы конца ХIХ – нач. ХХ вв., популярные журналы  («Нива», «Родина», «Огонек» и др. – 26 ед.), газеты начала ХХ века, несколько учебников для гимназий и разрозненные тома энциклопедий.
Одни из самых интересных предметов в нашем фонде - это, конечно, старые книги. Учитывая то, что в России, вплоть до 1783 г. (в этом году был издан указ «О вольных типографиях» императрицей Екатериной II, разрешавший частным лицам заниматься издательской деятельностью) существовала абсолютная монополия государства на книгопечатную деятельность. Естественно, у старообрядцев не было возможности издавать литературу, отвечавшую их запросам, многие старые богослужебные книги либо переписывались от руки (увы, в наших фондах их нет), либо перепечатывались (по заказу) на территории Речи Посполитой (В Гродно, Супрасле, Почаеве).
Эти книги отличались определенным стилем оформления (папка Оформление) Заставки и концовки были выполнены в неовизантийском стиле (на заставках растительный орнамент - белое на черном) или в стиле барокко уже наоборот - черным по белому (кп 3316)
большую ценность имеют владельческие надписи, особенно если они достаточно продолжительны по времени и в какой-то степени информативны
Но начать разбор владельческих записей мне хотелось бы с единственной старопечатной книги гражданского шрифта, имеющейся в нашем фонде.  Кстати, когда-то эта книга была в университетской библиотеке (правда, название сего учебного заведения написано неразборчиво)
На разворотах переднего и заднего форзацев, а так же на первых страницах книги, напечатанной в 1761 году в Санкт-Петербурге Цицерон "Три книги о должностях..." имеются разновременные владельческие записи представителей одного семейства. По времени они весьма продолжительны и так же интересны по содержанию. (ПАПКА " ЦИЦЕРОН)
1   Из книг войскового Старшины Максима Журавля, принадлежит сыну его Луке Журавлю. Далее написанное зачеркнуто "и правнуку его Григорию Журавлю" и исправлено "правнуку Григорию Журавелю".
2  другим почерком надпись "Бракосочетание  наше было 1837го (года) февраля 7 день. Милый мой муж Лука Максимович жил на свете со мною 10 год и 7 месяцей, умер 1847 года 20 августа от роду было ему 39 годов "
еще одним почерком "Сын Григорий родился 24 сентября ... 1866"
Интересна здесь уже трансформация фамилии Журавль в Журавель и запись о том, что данная книга (возможно) была в библиотеке университета (3), правда, эта надпись зачеркнута.
Ещё один книжный памятник - ПРОЛОГ 1644 ГОДА, МОСКВА (КП 14304) (папка 3)
самая старая книга в нашем фонде, с владельческой записью о продаже книги от 28 января 1653 года.!!! (2,4) и с владельческими записями 1750-х годов. Несколько последних листов с пасхалиями доклеены листами с записями 18-го века. Владельческая реставрация произведена была где-то в середине 18-го века и книга весьма неплохо сохранилась для своих лет (веков).
это второе издание Пролога, первое было в 1643 году и пользовалось настолько огромным спросом, что уже через 1 год - для того времени почти молниеносно -  выпустили новое издание, несколько переработанное: дополнили рассказами о деяниях святых людей русской земли, немного сократили за счет малоизвестных иноземных  святых. Но в целом, второе издание по объему получилось даже больше, чем предыдущее.
МОЛИТВЕННИК КП 3316,  начала  18 века (папка 4), который прошел реставрацию, интересен голубоватой бумагой, на которой напечатан почти весь книжный блок и более поздними вставками-конволютами из белой тряпичной бумаги.
Зато гораздо более "юный" ПРОЛОГ 1787 года  (папка 5) среди книжных памятников нашего фонда  гораздо более интересен.  Во-первых, на разворотах досок и в теле книги есть владельческие полистовые надписи, сделанные двумя почерками: "Сия книга пролог принадлежит Лазарю Яковлевичу Аникееву // с  1878 г месяца января 20" .  В выходных данных указано, что книга сия перепечатана с пролога 1643 года, т. е. с первого дониконовского издания. Очень интересна и то, что эта книга была напечатана уже в частной типографии - в выходных данных указано:"В собственной, в клинцовском посаде типографии типографии содержателей, оного посада купцов, Дмитрия Рукавишникова, и Иакова Железникова... ".

Альбомы
  • 7 фото
    В Аксайском военно-историческом музее собрана довольно интересная коллекция «Книги. Газеты. Журналы». Среди книг выделяются проза и поэзия. Есть произведения известных авторов – это М. Шолохов, П. Лебеденко, А. Калинин, А. Суичмезов и многие другие.  
        Но хотелось бы акцентировать внимание  на творчестве человека с удивительной судьбой – это Скрипов Александр Николаевич, которого, к сожалению, уже нет в живых. Есть люди, словно планеты. Есть люди, словно звёздочки. Вот Александр Николаевич Скрипов был такой огромной планетой всегда излучающей свет.
        Как известно, на долю писателя выпали серьёзные испытания, которые он с честью выдержал. О себе Александр Николаевич рассказывал: «Я родился 7 декабря 1905 года в слободе Маныч-Балабинка Багаевского района Ростовской области в семье луганского рабочего Скрипова Николая Максимовича, ставшего сельским кузнецом…» После смерти матери воспитывался в семье бабушки и дедушки. Когда началась гражданская война, пришлось Александру оставить учёбу в Мечётинском высшем училище, где он пристрастился к чтению.
        Александр Николаевич Скрипов в 1920 году служил в отряде конной разведки ЧК Новочеркасского округа, участвовал в боях на Дону.
        После окончания гражданской войны, работая учителем в сельской школе, Александр Николаевич увлёкся переводом с древнерусского на современный литературный язык «Слова о полку Игореве». Это был большой риск и ответственность. Литературный перевод Скрипова вышел в 1939 году в альманахе «Литературный Ростов» и был положительно встречен читателями и критиками.
        Когда началась Великая Отечественная война, он отправляется на фронт, участвовал в борьбе за освобождение Ростова, Украины, Вены. Окончил войну в звании лейтенанта. На фронте Скрипов писал много стихов, очерков, которые печатали в газетах. Это важно было для солдат, которые ждали писем, скучали по родным и близким.
        С января 1946 года по 1960 год Александр Николаевич  преподавал историю в нашей Аксайской средней школе № 1. Известно, что Скрипов подходил к своей работе творчески, вёл уроки не по учебникам, а вместе с детворой исследовал таинственные места.  Уроки порой затягивались до позднего вечера, Александр Николаевич с учениками находили много интересного: фрагменты амфор, наконечники стрел.
        Скрипов был разносторонним человеком, но питал значительный интерес к истории, к прошлому. Он мог заинтересовать детей, развернув большую поисково-краеведческую работу. Работая в Аксайской школе, организовал историко-краеведческий музей. Александр Николаевич часто выступал на радио и телевидении, был всегда желанным гостем в библиотеках.
        Александр Николаевич Скрипов много писал для детей и взрослых. Из-под его пера вышли книги, посвящённые истории нашей Родины, нашим предкам. За вклад в советскую литературу Скрипов в 1958 году был принят в члены Союза писателей.
        В коллекции музея есть несколько книг Александра Николаевича: «Поречни и жемчуг», «В цвету родная степь», «Добрые дела», «На просторах Дикого поля», «В степных просторах», «За землю русскую». Все книги переданы музею самим автором.
        Ребятам младшего школьного возраста адресована сказка «Поречни и жемчуг», в которой автор высмеивает жадность, алчность казаков, убивающих поречней (выхухоль) из-за жемчуга.
        Не менее интересна автобиографическая повесть «В цвету родная степь». В повести затронута тема расслоения казаков на Дону и тема подвига.
        Продолжает жить память о подвигах в легендах Скрипова, вошедших в сборник «Добрые дела не умирают». Эта книга актуальна в наши дни. Автор призывает ценить дружбу, честность и благородство. В то же время осуждает себялюбие, и разжигание национальной розни.
        Взрослым читателям будут интересны исторические очерки «На просторах Дикого поля».  Личные впечатления о революции и гражданской войне на Дону, отличное знание документов, рассказы очевидцев стали важной основой его романа-хроники «В степных просторах»
        Книги Александра Николаевича Скрипова, несомненно, представляют ценность для нас, потомков. Они учат добру, справедливости, помогают приобщиться к прошлому родной земли.
        

                            Ст. н. с. Волощук Л. В.
    04.10.2018
    7 фото
  • 10 фото
    В этом году исполняется 110 лет со дня рождения удивительному писателю Виталию Александровичу Закруткину.
    Он родился 14 марта 1908 года в Феодосии, в семье учителя. Детство маленький Виталик провёл в деревне, в Молдавии и в Украине. После окончания школы работал сельским избачом. В 1931 семья переехала на Дальний Восток, в посёлок Завитал, Амурской области. Любовь к литературе, тяга к книгам сделали своё дело. Будучи совсем молодым, он уже преподавал русский язык и литературу на рабфаке.
        В 1932 году Виталий сдал экстерном экзамены и окончил Благовещенский пединститут. Его всегда волновала и вдохновляла пушкинская тематика. Позже, защитив диссертацию, посвящённую творчеству Пушкина, ему присваивают учёную степень кандидата филологических наук. Закруткин начинает печататься в дальневосточных газетах, оттачивая своё мастерство.
        Виталий Александрович много и упорно работал. Его первая книга «Академик Плющов» вызвала неоднозначное мнение и ожесточённые споры. Он продолжал вести и научно-исследовательскую работу. Перед самой войной вышла в свет книга научных исследований и статей доцента Закруткина «Пушкин и Лермонтов».
        Когда началась Великая отечественная война, изменившая жизнь и судьбы людей, Виталий добровольцем уходит на фронт. Работая военным корреспондентом в 56-й действующей армии, он пишет небольшую книгу о нацистах «Коричневая чума».
        Как военный корреспондент армейских и фронтовых газет, Закруткин не только писал пером, но участвовал во многих боях 1941-1945 годов.  Вместе с солдатами он штурмом брал Берлин и освобождал Прагу.
        Будучи очевидцем и освободителем в страшной войне, Виталий Александрович плодотворно писал. Именно в этот период выходят из-под его пера много произведений. В 1942 году были изданы два сборника фронтовых рассказов «На переднем крае» и «Сила».  В 1943 году в Ростове вышла повесть о разведчиках «Человек со шрамом», где показаны гордость за этих людей, их  необыкновенная работа и подвиг. А в 1944 году Виталий Александрович с фронта отправил в Ростовское издательство две рукописи: сборник рассказов «О живом и мёртвом» и «Повесть о слободе Крепкой».
        Принято считать, что как писатель Закруткин сформировался на войне. В 1945 году он был принят в члены Союза советских писателей. В 1946-1947 годах увидели свет две книги Виталия Александровича: роман «У моря Азовского» и документальная книга о войне «Кавказские записки». Эта книга сразу же нашла отклик и полюбилась массовому читателю. Она переиздавалась несколько раз в нашей стране и за рубежом. Эта книга вывела Закруткина на всесоюзную литературную арену.
        После войны, в 1947 году, Закруткин оставил научную работу и поселился в станице Кочетовской, на Дону. Время вносило свои коррективы. Многое нужно было переосмыслить и понять. Виталий Александрович жил проблемами людей, станицы. Прожив три года в деревне, он создал роман «Плавучая станица», которая в 1951 году была удостоена Государственной премии СССР. Произведение посвящено  проблемам экологии, сохранению рыбных запасов донских рек.
        Книги Виталия Александровича всегда актуальны, современны. О крушении старого и становлении нового мира, как о неизбежном процессе отразилось в романе-эпопее «Сотворение мира». Художник слова, мастер слова, Виталий Александрович любил и воспевал в своих произведениях живописные картины родной земли, огромные просторы Донщины.
        Закруткин по праву принадлежал к людям не только слова, но и дела. Он многое мог сделать своими руками, знал цену хлебному колосу и фруктовому саду. Наверное, поэтому в основном и темы у него: земля и война. Но главнее - человек на войне и человек на земле. Этой тематике  посвящены рассказ «Подсолнух», документальные новеллы «Слово о бессловесном». А также очерки «Лик земли», «Лесные клады».
        Самым ярким и впечатляющим произведением Виталия Александровича является повесть «Матерь человеческая» - воплощение любви и сострадания. За эту повесть автору в 1971 году была присуждена Государственная премия РСФСР.
        В 1973 году вышла великолепная книга Закруткина «О неувядаемом». В ней собраны лучшие статьи и очерки о русской литературе, мастерстве, языке. Жизнь, время неумолимо бегут вперёд, преподносят нам новые приоритеты. Но как приятно достать из книжного шкафа книгу Виталия Александровича, окунуться в героический мир прошлого, ощутить непередаваемую гордость и любовь за нашу страну, за наших людей.
    05.09.2018
    10 фото
  • 13 фото
    16.08.2018
    13 фото
  • 7 фото
    16.08.2018
    7 фото
  • 1 фото
    16.08.2018
    1 фото
  • 6 фото
    16.08.2018
    6 фото
  • 6 фото
    16.08.2018
    6 фото
  • 7 фото
    16.08.2018
    7 фото
  • 7 фото
        Александр Михайлович Суичмезов – это ещё одно звонкое имя в донской литературе. Будучи человеком с активной жизненной позицией, он внёс большой вклад. Судьба была к нему достаточно строга, не баловала. Несомненно, трудности сформировали в нём силу духа и твёрдость характера.
        Саша родился на Дону 16 августа  1911 года. Детство и юность прошли в станицах на берегах Донца.    Работать начал очень рано, с пятнадцати лет. Освоил строительные работы, работы в организациях и учреждениях. Но тяга к знаниям, к образованию была всегда. Одновременно Александр учился на курсах по подготовке в вуз и позже окончил педагогический институт.
        Печататься начал очень рано. Первая работа увидела свет, когда Суичмезову было всего тринадцать лет. С того времени он стал активно сотрудничать в органах печати. Известно, что, будучи пионером, он писал пьесы для детского драмкружка. Позже очень много печатал в журналах и газетах очерки, выступал на литературных вечерах.
        Когда были созданы районные газеты, он уехал в самую глубинку – Верхнедонской, где стал работать в редакции. В 1931 году Александр Михайлович работал разъездным корреспондентом, и его работы печатались под псевдонимом Александра Донецкого.
        До Великой Отечественной войны Суичмезов работал в газетах Ростовской области и Краснодарского края. С большим увлечением изучал историю родного края.
        В 1940 году Александр Михайлович отправляется на работу в Ростовское книжное издательство. Под его редакцией было издано много книг, знакомящих читателей с Доном. Он и сам писал и составлял такие книги.
        Великая Отечественная война – новый и ответственный этап в жизни, творчестве Александра. В это время он офицер, политработник в Советской Армии. Активное участие принимал в издании плакатов, агитокон, альбомов, посвящённых героической защите Родины от гитлеровцев.
        После демобилизации Суичмезов работал в редакции газеты «Известия», а с 1947 года  редактором областной газеты «Молот». Работу в газете, Александр Михайлович совмещал с литературой. В это время он много пишет пьес о людях труда в городе и на селе, о революционной борьбе.
        В 1971 году Суичмезов из газеты «Молот» перешёл на творческую работу, а с апреля 1975 года – главный редактор журнала «Дон».
        За свою плодотворную и многолетнюю работу, Александр Михайлович награждён орденами Ленина, двумя орденами «Знак Почёта» и медалями.
        Александр Михайлович Суичмезов внёс большой вклад в донскую литературу и журналистику. В нашем Аксайском военно-историческом музее собрано небольшое количество книг этого автора, но, несомненно, заслуживающих внимания.
        Книга «Родная Донщина» - это очерк о Ростовской области, её городах, районах, станицах. Конечно, она вызывает интерес тех, кто интересуется прошлым нашего края.
        Александр Михайлович – автор множества воспоминаний о встречах с известными людьми. Его книга «В краю лазоревых степей» о Михаиле Александровиче Шолохове. Автор очень тепло рассказывает об этом человеке, делится своими впечатлениями.
        В 1964 году вышла в свет замечательная книга Суичмезова «Здравствуй, Дон». О ней очень тепло отзывались читатели. Прежде всего, она адресована тем, кто интересуется краеведением. В ней расширены сведения об истории и жизни городов, станиц, сёл. Ярко и широко рассказано о природе, дана характеристика промышленности, сельского хозяйства и культуры области. Сочетается рассказ личными впечатлениями об истории и современной жизни.
        Книга «Дали донские» продолжает тему краеведческих очерков.
        Тема участия донского казачества в гражданской войне ярко отразилась в книге «Повесть о степных орлах». Это документальная повесть о Ф. Подтёлкове и М. Кривошлыкове.
        Как известно, Александр Михайлович активно сотрудничал с ростовским театром имени М. Горького. Благодаря ему ростовские спектакли сначала услышала, а потом увидела вся страна! Появилась новая направленность, получившая название «Донская волна». Театр поставил три пьесы: «Диссертация», «Свежий ветер» и «Пусть цветут тюльпаны». Последняя есть и в нашей коллекции. Это литературный вариант пьесы, более расширенный, чем вариант сценический, куда не вошёл ряд картин, сцен и эпизодов.
        В основе пьесы – достоверные события и факты, относящиеся к начальному периоду Октябрьской революции и гражданской войны. Пьесу, однако, не следует рассматривать как документальную. Как и в большинстве художественных произведений, в ней допущены условности, перемещены во времени отдельные явления и события, заменены фамилии некоторых персонажей.
        Книги Александра Михайловича Суичмезова будут актуальны всегда, потому что в них наша жизнь, история и судьба.

                            Ст. н. с. Волощук Л. В.
        
        
            
    01.12.2017
    7 фото
  • 11 фото
            В Аксайском военно-историческом музее находится небольшое собрание книг нашего писателя, человека с непростой судьбой – Гнутова Василия Петровича. На полке стеллажа скромно стоят четыре книги: «Умная цапля», «От помилования отказался», «Поэт в краю степей необозримых» и «Подвиг Ермака». Все они объединены одной темой – это тема Родины, подвига, мужества и славы.
            Чтобы писать так образно и воспевать край и предков, нужно, несомненно, обладать большим талантом и просто любить свою Родину. Но далеко не всё было легко и просто в жизни этого человека. Путь в литературу был достаточно тернистым, но осознанным.
            Василий Петрович Гнутов прожил долгую и яркую жизнь. Он родился 25 августа 1911 года в хуторе Сизове Нижне-Чирского района Волгоградской области. Человек неординарный и любознательный он увлекался медициной и литературой, которые в дальнейшем сыграли свою роль. Печататься начал с шестнадцати лет.
            У Василия Петровича было два образования – он окончил Краснодарское медучилище и Ростовский пединститут. В Азовском и Шахтинском районах работал завучем и директором в школах, преподавал русский язык и литературу.    
            Известно, что Василий Петрович занимался самообразованием. Творческой натуре была интересна жизнь во всех её проявлениях. Он играл на многих музыкальных инструментах, участвовал в оркестре, не имея музыкального образования. Очень любил театр. Работая врачом, участвовал в кружке самодеятельности и с удовольствием ставил спектакли.
            Василий Петрович писал статьи на краеведческие, педагогические и филологические темы. Также писал стихи и рассказы о природе. Такова его книга «Умная цапля», адресованная главным образом детям.
            С 1954-1982 годы заведовал фельдшерско-акушерским пунктом в хуторе «Красном» Аксайского района. В этот период написаны все его произведения.
            В повести «От помилования отказался» автор рассказывает о самоотверженности революционеров, обрекающих себя на гибель ради великой цели, о двадцатилетнем  донском казаке Василии Генералове.
            Книга «Поэт в краю степей необозримых» писалась долго. Это рассказы-эссе о пребывании Пушкина на Дону. Гнутов, конечно, понимал, что это большая ответственность, поэтому очень внимательно изучал произведения Александра Сергеевича, воспоминания современников поэта и литературоведческие труды. В 1974 году рассказы впервые были опубликованы в газете «Молот», а книга вышла в свет в 1985 году. Конечно, эта книга будет интересна широкому кругу читателей и нам, музейным работникам. Тем более что у нас в Аксае из трёх музейных комплексов один носит название «Почтовая станция».  Во время проведения экскурсии мы акцентируем внимание посетителей на пребывании поэта  в станице Аксайской. И конечно, хочется отметить, что большая заслуга Гнутова в том, что ежегодно проводятся памятные праздники в честь Пушкина. Василий Петрович неоднократно выступал на пушкинских праздниках, делясь со слушателями своими глубокими знаниями.
            Роман «Подвиг Ермака» рассказывает о героическом покорении Сибири в шестнадцатом веке Ермаком – казачьим атаманом.
            Творчество Василия Петровича было тесно связано с нашей Аксайской газетой «Победа». Большинство произведений, прежде чем выйти в свет, проходили «обкатку» на её страницах. Василий Петрович также писал статьи на злободневные темы, в частности в 1993 году вышла его статья о казачестве «Так кто же мы?» Это полемика о том, кто же такие казаки: сословие или народ?
            Василий Петрович перед смертью закончил исторический роман-хронику «Крутые волны», рассказывающий об одном казачьем роде.
            Все книги Василия Петровича Гнутова очень ценны для каждого из нас. Они учат помнить свою историю, почитать предков, их подвиги. Как известно, будущее не может быть без прошлого. Давайте об этом помнить всегда!


                        Ст. н. с. Волощук Л. В.

    01.12.2017
    11 фото
  • 9 фото
    В Аксайском военно-историческом музее собрана довольно интересная коллекция «Книги. Газеты. Журналы». Среди книг выделяются проза и поэзия. Есть произведения известных авторов – это М. Шолохов, П. Лебеденко, А. Калинин, А. Суичмезов и многие другие.  
        Но хотелось бы акцентировать внимание  на творчестве человека с удивительной судьбой – это Скрипов Александр Николаевич, которого, к сожалению, уже нет в живых. Есть люди, словно планеты. Есть люди, словно звёздочки. Вот Александр Николаевич Скрипов был такой огромной планетой всегда излучающей свет.
        Как известно, на долю писателя выпали серьёзные испытания, которые он с честью выдержал. О себе Александр Николаевич рассказывал: «Я родился 7 декабря 1905 года в слободе Маныч-Балабинка Багаевского района Ростовской области в семье луганского рабочего Скрипова Николая Максимовича, ставшего сельским кузнецом…» После смерти матери воспитывался в семье бабушки и дедушки. Когда началась гражданская война, пришлось Александру оставить учёбу в Мечётинском высшем училище, где он пристрастился к чтению.
        Александр Николаевич Скрипов в 1920 году служил в отряде конной разведки ЧК Новочеркасского округа, участвовал в боях на Дону.
        После окончания гражданской войны, работая учителем в сельской школе, Александр Николаевич увлёкся переводом с древнерусского на современный литературный язык «Слова о полку Игореве». Это был большой риск и ответственность. Литературный перевод Скрипова вышел в 1939 году в альманахе «Литературный Ростов» и был положительно встречен читателями и критиками.
        Когда началась Великая Отечественная война, он отправляется на фронт, участвовал в борьбе за освобождение Ростова, Украины, Вены. Окончил войну в звании лейтенанта. На фронте Скрипов писал много стихов, очерков, которые печатали в газетах. Это важно было для солдат, которые ждали писем, скучали по родным и близким.
        С января 1946 года по 1960 год Александр Николаевич  преподавал историю в нашей Аксайской средней школе № 1. Известно, что Скрипов подходил к своей работе творчески, вёл уроки не по учебникам, а вместе с детворой исследовал таинственные места.  Уроки порой затягивались до позднего вечера, Александр Николаевич с учениками находили много интересного: фрагменты амфор, наконечники стрел.
        Скрипов был разносторонним человеком, но питал значительный интерес к истории, к прошлому. Он мог заинтересовать детей, развернув большую поисково-краеведческую работу. Работая в Аксайской школе, организовал историко-краеведческий музей. Александр Николаевич часто выступал на радио и телевидении, был всегда желанным гостем в библиотеках.
        Александр Николаевич Скрипов много писал для детей и взрослых. Из-под его пера вышли книги, посвящённые истории нашей Родины, нашим предкам. За вклад в советскую литературу Скрипов в 1958 году был принят в члены Союза писателей.
        В коллекции музея есть несколько книг Александра Николаевича: «Поречни и жемчуг», «В цвету родная степь», «Добрые дела», «На просторах Дикого поля», «В степных просторах», «За землю русскую». Все книги переданы музею самим автором.
        Ребятам младшего школьного возраста адресована сказка «Поречни и жемчуг», в которой автор высмеивает жадность, алчность казаков, убивающих поречней (выхухоль) из-за жемчуга.
        Не менее интересна автобиографическая повесть «В цвету родная степь». В повести затронута тема расслоения казаков на Дону и тема подвига.
        Продолжает жить память о подвигах в легендах Скрипова, вошедших в сборник «Добрые дела не умирают». Эта книга актуальна в наши дни. Автор призывает ценить дружбу, честность и благородство. В то же время осуждает себялюбие, и разжигание национальной розни.
        Взрослым читателям будут интересны исторические очерки «На просторах Дикого поля».  Личные впечатления о революции и гражданской войне на Дону, отличное знание документов, рассказы очевидцев стали важной основой его романа-хроники «В степных просторах»
        Книги Александра Николаевича Скрипова, несомненно, представляют ценность для нас, потомков. Они учат добру, справедливости, помогают приобщиться к прошлому родной земли.
        

                            Ст. н. с. Волощук Л. В.
                                
                                
    01.12.2017
    9 фото
  • 11 фото
    Всего только 68 единиц периодических изданий в фондах музея относятся к периоду 1914-1916 годов, поэтому и мой доклад будет касаться  всего 4-х наименований периодической печати – «Всемирное обозрение», «Весь мир» - центральные журналы, «Приазовский край» и «Донские областные ведомости» - Ростов и Новочеркасск.

    Еще до начала  Первой мировой войны произошло усиление цензуры в печати, а после введения «Временного положения о военной цензуре» летом 1914 г. перечень запрещенных тем возрос во много раз. Работа военных корреспондентов, которые официально были допущены в действующую армию, жестко регламентировалась и ограничивалась штабом главнокомандующего, все их материалы подвергались предварительной военной цензуре.

    В российском обществе Первая мировая война была встречена патриотическим энтузиазмом: объявление войны Германии (а затем и Австро-Венгрии) сопровождалось патриотическими манифестациями в различных городах страны. Крупные представители русской интеллигенции обращались к представителям русской общественности с призывом защищать родную страну от немецких завоевателей.
    Среди наиболее распространенных эпитетов, характеризовавших начавшуюся войну, в отечественной прессе были «Великая», «Вторая отечественная», «Священная». Естественно, успехи русской армии в начале войны способствовали тому, что на волне патриотизма и ожидания дальнейших успехов внутренние проблемы отодвигались на второй план. Практически все ожидали, что война будет скоротечной, Германию и её союзников представляли слабосильными  противниками.
    периодические издания мгновенно отреагировали на это событие изменением не только содержания, но и внешнего вида. Вот перед нами один из последних предвоенных выпусков журнала «Всемирная Панорама» (1). В ней напечатаны фоторепортажи и заметки, относящиеся к разным сторонам как российской, так и зарубежной жизни (ст. Н. Нестерова «Как я стал летчиком и петлистом», фоторепортаж из Лондона «Ловля суфражисток», заметка о японском театре, юмор, новинки моды, техники и многое другое). Ну и, конечно, большое количество самой разнообразной рекламы. (2)
    И вот  -  один из первых номеров военного времени (3).  Помимо того, что здесь имеется надпечатка «военный номер», впервые появляется дополнительная строка – «На ст. ж. д. цена 6 коп.».  Весь номер посвящен (4 - разворот) исключительно военным действиям. Фоторепортажи с разных участков фронта и  большое количество фотографий с немецкой  стороны (5, 6 – разгон антивоенной демонстрации), или фото учений немецких  резервистов (7) с довольно уничижительным комментарием. Даже реклама практически ушла со страниц периодики (8 – реклама первых военных номеров) и её содержание резко изменилось.
    В новостях с фронтов  нет ни слова о поражениях, потерях, трудностях войны. Рассказывается только о героизме, доблести, благородстве русских и их союзников как на фронте, так и в тылу.


    Под влиянием патриотических настроений в 1914-15 гг. многие подростки сбегали из дому в целях попасть на фронт. Некоторых ловили и отправляли к родителям, другие попадали в действующую армию. О малолетних героях писали всегда, они являлись вдохновляющим примером (9 –Миша Королев,10 - Малафеев).
      Активно формировались образы медсестер, которые в меру собственных сил старались оказывать помощь раненым. Важно отметить, что в газетных заметках нашло отражение  традиционное представление о женщине как «о верном друге и помощнике», чья поддержка необходима для русского воинства (11) .
    Вместе с тем пресса того времени наполнилась сообщениями о новых «кавалерист-девицах», которые наравне с мужчинами сражались на фронте (в первую очередь, участвовали в качестве разведчиков).  11-а - две молодые девушки, казачки.
    Их фотографии перепечатали почти все издания, вот фрагмент одной из статей: «В ночь на 4-е июня на распределительный пункт Варшавского вокзала в санитарном поезде Его Императорского Величества Наследника Цесаревича и Великого Князя Алексея Николаевича прибыли две молодые девушки, казачки -  Елена Козловская и Фелицатта Кульдяева. Обе – участницы целого ряда кавалерийских стычек в Карпатах. Своей отчаянностью они поражали однополчан, воодушевляли казаков, и в короткий срок вокруг их имен сложились целые легенды. Козловская ранена в левую грудь. Подруга ее не хотела расставаться с ней, проводила в Петроград. По дороге заболела сама.
    Подруги решили бежать на войну без согласия родителей. Уже только прибыв с приключениями в один из казачьих полков, они сообщили родителям о своем местопребывании. В полку к ним отнеслись редко внимательно, нежно. Долго отговаривали и лишь после настойчивых просьб согласились пустить на рискованные места.
    (Биржевые ведомости. Вечерник выпуск. – 1915. – 5 июня)»
    Сразу отметим, что отношение к таким «кавалерист-девицам» было неоднозначным. С одной стороны, подчеркивался их героизм и отвага (и тем самым «слабый» пол ставился в пример «сильному»), с  другой – нередко признавалось, что все же воевать – не свойственная для женщин функция.


      В годы Первой мировой войны общественные организации активно помогали в лечении и уходе за ранеными. Многие семьи и отдельные граждане даже брали их себе домой для дополнительного ухода. Открывались госпитали и убежища (нечто вроде домов отдыха для раненых на период реабилитации). (12-а – госпиталь в Ростове, 12, 13 – японские медсестры и врачи в Петрограде). Естественно, широко освещалась благотворительная деятельность царской семьи и множества высокопоставленных чиновников и членов их семей (женщины и девушки – в лазаретах, мужчины – на передовых (относительно) позициях). Благотворительные женские кружки занимались разнообразными видами деятельности – от щипания корпии до получения азов медицинского образования.  Уже в начале 1916 года широко освещалась в печати выставка протезов для рук и ног – ведь все больше становилось инвалидов, пришедших с фронта.(13  выставка протезов)
    В прессе широко освещались  многочисленные акции по сбору папирос, кружечные сборы, военные займы и т.п. благотворительные мероприятия.


    и, конечно, жертвы оккупантов – о них всегда, практически в каждом выпуске печатался материал. Бомбардировка жилых кварталов немецкими цеппелинами, руины, ограбленные люди и разоренные города – об этом писали не только русские журналисты, печаталось большое количество переводных  материалов. Очень интересный репортаж был напечатан в журнале «Всемирное обозрение» - о том, как проходит обучение детей в Реймсе (город очень часто бомбили)(14), и независимо от него – фотография школьницы из того же Реймса – в противогазе (15) (ж. Весь мир).
    (Ну и, конечно, зверства немцев на оккупированных землях – переплавка на пушки старинных статуй, расстрелы, насилие и тому подобное ).
    ,
    Местные газеты – «Приазовский край» (Ростов) и «Донские областные ведомости» (Новочеркасск) на период Первой мировой присутствуют в фондах нашего музея в виде отдельных номеров приложений.

    Приложения к «Приазовскому краю»
    это  4 страницы фотографий (Приаз. кр. 1-4) (иногда и рисунков) неплохого качества. Фото  известных лиц мировой политики, виды разбомбленных городов, фото героев, погибших или раненых, с небольшими описаниями.
    На 1-й стр. печатаются фото или рисунки,  посвященные зарубежным новостям (20),
    Разворот (стр. 2и3)(21) – новости с фронтов, фотографии погибших и раненых из Ростова и Нахичевани
    На 4-й стр. обычно помещались  фотографии, освещающие культурную жизнь г. Ростова (проведение кампаний по сбору папирос для солдат действующей армии, другие благотворительные акции театральных трупп). И работу тыла – госпитали, раненые, фотографии молодых людей, добровольцами уходивших на фронт.
    С 1915 года в приложении к приазовскому краю  появляются не только фотографии с краткой подписью, но и статьи, заметки.
    В приложении от 19 июля 1915г. (№ 29, КП 614), первая стр.  – «К открытию городской думы», а разворот  - «К годовщине великой войны народов» - портреты главнокомандующих, схемы и карты. На 4-й  стр – первой помещена аннотированная фотография из «Illustration» - памятник, сделанный в концлагере.
    В прил. №36 от 6 сент. 1915 года помещена статья «В царстве серебра» о Петроградском монетном дворе и помещены 4 фотографии. Возможно, именно для того, чтобы «разменная паника» не пошла дальше Петрограда
    А на 4- стр. – фото – объявление родителям о приеме детей в школы и фото победителя гребных гонок в  Азово-Донском яхт-клубе.
    все чаще в приложении печатаются бытовые зарисовки с фронта – театр марионеток на позициях французов, офицеры Донского полка на отдыхе, статьи о фронтовых буднях.
    Очень интересная ст. В. Сатинского «Беловежская пуща» - о непростой судьбе этого заповедника и его обитателей. (№№ 44 и 45) –
    В 1916 году «приазовский край» отмечал свое 25-летие, вып. № 1 1916 г.  Напечатаны фотографии бывших и настоящих сотрудников газеты.

    Донские Областные ведомости
    – это приложение к газете. В основном все фотографии  - 1-й донской пехотный полк,  стихи – «ура»-патриотические, статьи, рассказы и «письма с фронта» - сентиментально-патриотические.
    Фотографии сопровождены типовым текстом «Урядник Сильвестр Николаевич Федоров, ст. Верхне-Курмоярской. За боевые отличия награжден Георгиевскими крестами 4-й и 3-й ст. ».  Очень редко добавляется «убит» (№36 от 4 сент. 1916 г.,

    23.08.2017
    11 фото