Вернуться назад

Старая улица нашего города

«Доломановка – небольшая улица, довольно ровная и пыльная. В праздничные дни, часов в 9, когда уже смеркается, сюда выходят гулять девушки и юноши. Ходят взад и вперед, смеются в платочек, глазеют на проезжающих да щелкают семечки (подсолнечные зерна), которые на Дону составляют самое невинное и главное занятие для зубов, заменяя собой всевозможные фрукты…» - такой запомнил главную улицу Аксая чиновник А. Филонов, опубликовавший свои путевые заметки в журнале «Русский мир» № 7 за 1861 год. 

В середине XIX века почтовый тракт из центра России на Кавказ проходил через станицу Аксайскую и как бы делил ее на две равные части. В 150 саженях ниже Успенской церкви начиналась улица (сейчас – ул Советская), вымощенная камнем, которая шла с севера на юг до Троицкой церкви (на месте нынешней площади Героев), здесь поворачивала под прямым углом на запад (ул. Гулаева) и почти доходила до плашкоутного моста  через реку Дон (сейчас – Буденновский спуск).

Если вы пройдете по старым улица Аксая, поймете, что в старину все строили дома так, как им хотелось и там, где было ничейное место. Так и появились у нас улица Круглая, тупики. Новочеркасск стал примером строительства для станиц и городов в планировке, прямоте и ширине улиц, кварталов, площадей. Наказной атаман Д.Е. Кутейников и аксайское станичное правление начали вводить переустройство станиц и городов.

Как говорится в пословице «Не было бы счастья, да несчастье помогло», так и случилось в нашей станице. 13 июля 1837 года во время летней засухи в станице случился сильный пожар. В течение суток 48 жилых построек, в основном – деревянные, сгорели дотла в центральной части станицы. Для того, чтобы привести улица в порядок, правление заказало войсковым архитекторам изготовить генеральный план застройки, который был утвержден в 1841 году. Согласно этому плану, широкие улицы и прямоугольные кварталы должны были изменить облик станицы  Аксайской. Часть жильцов из густонаселенной части должны были переселиться на новые места вблизи Успенской церкви. Тем, кто остался, необходимо было перестроиться. Всем выделялось денежное пособие, льгота от всех налогов, ссуды.

Главной должна была оставаться и осталась улица Доломановская. И что тут началось! Каждый хотел получить более удобное место под строительство, больше денег, или вообще остаться на прежнем месте. Но, решая вопросы и преодолевая проблемы, запланированное строительство продолжалось.

Для выравнивания улиц, проезжей части и тротуаров камень добывали в Кобяковской каменоломне и в самой станице в горе у спуска к дому смотрителя Ольгинской дамбы (у спуска к реке Дон). Параллельно с переустройством станицы велось строительство Ольгинской дамбы и плашкоутного моста под руководством инженера генерал-майора Петра Яковлевича де-Витте. К 1855 году улица обновилась и выпрямилась, начал работать плашкоутный мост и Ольгинская дамба.

Очередная эпоха переустройства  улицы Доломановской началась в 1867 году, когда было решено продолжить построенную железнодорожную ветку «Александровск-Грушевский - Аксайская» до Ростова-на-Дону. Дело в том, что проектируемая (потом и построена) железная дорога забрала большую часть ярмарочной площади станицы (у железнодорожного вокзала Аксай), где велась очень оживленная торговля. Вот и обратились жители станицы в Войсковое правление с просьбой перенести базар чуть выше,  на улицу Доломановскую, вблизи от Троицкой церкви. В том же году Войсковое правление распорядилось выделить деньги для выплаты компенсации за строения, которые попали под снос для расширения площади. Все граждане переселились, и только старшинская жена Зверева, несмотря на уговоры и требования, отказалась переселяться. И только когда ее дом оказался в центре оживленного рынка, ей за бесценок пришлось продать свой дом под лавку торговцев.

Вскоре улица стала самой торговой – здесь было самое большое количество магазинной – бакалея  (казаков Пономарева  (Гулаева,№111),  Ковалева (87) и Герцева (120), кондитерского  магазина Алексеева (94,96)), торговая лавка и соляной магазин  (122), аптечный магазин Тужилова (Гулаева, 100), галантерейный магазин  Хаспекова (№104).  На этой улицы жили священники, судовладельцы, именитые и зажиточные казаки.

Венцом строительства улицы стало сооружение церкви в честь иконы Божьей матери Одигитрии, освященной в 1897 году. Построенная в Византийском стиле, она была, конечно, меньше своих сестер, но месторасположение ее на почтовом тракте при выезде из станицы, рядом с оживленной переправой абсолютно отвечает переводу ее имени «Одигитрия» – «путеводительница». Благодаря вере и содействию аксайцев (так раньше называли себя аксайчане), настоятелям ее в социалистическую эпоху, она, единственная из всех, пережила атеизм, разрушительную войну, волну приватизации и безнравствия, и сегодня удивляет своей самобытностью и красотой.

 

Постройка железной дороги забрала у станицы Аксайской былое торговое могущество, отдав его Ростову. Но  станичная жизнь продолжалась. С 1854 года Соборная комиссия обязала смотрителя Ольгинской дамбы регулярно направлять казаков для очистки Доломановской улицы от мусора, грязи и навоза (после проезда лошадей), чинить мосты и дорожное покрытие. Ливни и весеннее половодье постоянно наводили беспорядки в станице, разрушали покрытие дорог, подмывали дома. Но вновь и вновь с любовью чинили и поднимали улицы.

Улица Доломановская много раз меняла свое название. Она была Платов-ской, после революции – Советской, с 1985 года носит имя нашего земляка, участника Великой Отечественной войны, генерал-полковника авиации дважды Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Гулаева. Она входит с состав исторически сложившегося центра Аксая, является объектом культурного наследия, многие дома на улице – памятники архитектуры.

Гости города удивляются, как возможно было сохранить самобытность этого аксайского стиля классицизма в современном мире. А ответ прост. Несмотря на желание жить комфортно, люди любят и ценят свой город никак не меньше, чем высказался А. Филонов в журнале «Русский мир» в 1861 году: «Не знаю, едва ли есть станица на Дону, красивее станицы Аксайской…»


Гапонова Инна Сергеевна, Научный сотрудник ГОУК «Аксайский военно-исторический музей».