Вернуться назад

Пути и средства сообщения на Дону в XVI - первой половине XIX века

До конца XVII столетия, на территории, занимаемой донскими казаками, не существовало ни почт, ни почтовой службы. Появились они на Дону к концу 90-х годов XVII века. 7 января 1696 года, перед взятием Азова, Пётр I возлагает на донцов обязанность по содержанию почты на территории Войска.

Яркой иллюстрацией, как выглядели дороги того времени, может служить описание путешественника Корнелия де Бруина, изучавшего нашу страну с 1700 года. Он пишет, что на каждой версте стоит верстовой столб и между ними посажены деревья. Они облегчают поиск дороги, т. к. в России ездили днём и ночью. 

Случалось, что зимой на дорогах не было снега, тогда на станции использовали возки и путешественники продолжали путь. Возки, предназначенные для переездов на дальние расстояния, были устроены таким образом, что человек мог не только сидеть, но и лежать. Это помогало легче переносить тяготы плохих и долгих дорог. Возок был интересен тем, что представлял собой своеобразную мини комнату. С обеих сторон в нём находились окна и два помещения, куда клали для времяпрепровождения книги. Чтобы согреть возок, у ног ставили нагретые камни или оловянные сосуды с кипятком. В такой подвижной комнате можно было ездить днём и ночью. 

Зимой самым распространённым средством передвижения были сани. Ямские сани делались очень низкими, из лубков или липовой коры, длиной в рост человека, внутри выстилались толстым войлоком. Путник ложился обычно в сани, сверху его закутывали в большие овечьи шкуры. Сани отличались простотой, лёгкостью и удобством. Они использовались и для перевозки грузов, причём круглогодично. 

Известно, что в начале XVIII века русская тройка ещё не использовалась. На Дону были распространены одноконные повозки. По мнению иностранцев, такие повозки были удобны при тогдашнем состоянии путей сообщения в России. Движение по Донской земле увеличивалось, требовалось всё больше сил для обслуживания дорог. 

В конце XVIII века всё большую значимость приобретает дорога на Кавказ. Часть дороги от Черкасска до Ставрополя получила название Задонский почтовый тракт. 

С перенесением станицы Дона в Новочеркасск, значение станицы Аксайской значительно возросло, т. к. через неё проходила главная дорога на Кавказ из России. 

Продолжительные и утомительные поездки по разбитым колёсами дорогам оставались надолго в памяти проезжающих. В стихотворении «Дорожные жалобы», А. С. Пушкин сам подчёркивал это:

Долго ль мне гулять по свету
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком?

С начала XIX века через Аксай начинает двигаться «пёстрая масса путешественников». Позже передвижение по Задонскому тракту становится уже привычным делом. «Мухи, пыль, жара, одурь берёт от этой дороги, по которой я в двадцатый раз проезжаю без удовольствия, без желания, потому что против воли» - писал 24 июня 1828 года А. С. Грибоедов. 

Непостоянство погоды, распутица на дорогах доставляли много хлопот гужевому транспорту. С большим беспокойством ожидали на нижнем Дону весенний паводок. Для того, чтобы эффективно работали пристани, переправы нужны были хорошие подъезды и дороги. Строительство и починка мостов, поддержание в порядке дорог были одной из повинностей, большим бременем лежащих на донских казаках. Что же касается Аксайской станицы, то по приказу атамана М. И. Платова с ноября 1805 года «станица поправлять дороги и прочее должна сама без помощи других». 

О том, что дорожное хозяйство станицы Аксайской было большим свидетельствуют документы: 6 мостов, 3 парома. Несмотря на все тяготы дорог, Аксайская станица имела планы экономического развития не хуже, чем Ростов-на-Дону. Она была богатым, выгодным перекрёстком путей сообщения.

Пролетка. Нач. XX века

Сани.  Нач. ХХ века


ВолощукЛ.В. Старший научный сотрудник отдела "Почтовая станция"