Вернуться назад

 Печи станицы Аксайской

У каждого человека есть свое родное гнездо, где он родился и вырос. Родимый дом для человека есть нечто определённое, конкретно-образное. Дом этот всегда отличался от других домов. Разница заключалась в привычках и традициях людей строивших их. Большую роль в формировании системы знаний о бытовой культуре казаков играет изучение жилища. Оно отражает социально-экономическую историю казачества, специфику хозяйства и природных условий, особенности жизненного уклада. Как форма народного творчества жилище казаков включает множество компонентов: материал и способ постройки, планировку дома, назначение помещений, виды отопления, особенность интерьера.

Жилища донских казаков были весьма характерны. Свои дома они называли куренями. Есть разные толкования этого слова. Одни исследователи считают, что название казачьему дому дали «курные избы», в которых первоначально жили казаки. Другие связывают это название с тем что первоначально казачьи круги собирались на майдане или становой избе, а поскольку «круг» по монгольски - курень, то и где собирался круг, тоже стали называть куренем. Это название казаки перенесли и на свои жилища. Кроме того, комнаты в курене были соединены по кругу, поэтому казачий курень называют круглым домом.

На Дон стекались крестьяне с многих уголков России. И естественно, жилища свои они строили так, как строили на их родине и тех же материалов.

Сказать что - либо о первых жилищах Усть-Оксайского стана конца 17-нач.18 века – тяжело. Но если учесть, как жили гражданские и военные в крепости Азов, то можно сказать что это были, в большинстве своем землянки и полуземлянки с курным отоплением. Впоследствии с устранением набегов кочевых народов и притоком в стан населения из других регионов, виды жилищ и строительный материал приобретают разнообразие.

Жители интенсивно используют саман, пиленую ракушку, древесные пластины и кирпич. И строительство родового гнезда не могло без создания домового очага – печки. В Аксае в 19 веке клали в основном печки без лежанки, печки-голландки. В каждой станице были свои специалисты по кладке печей. Так по данным статистического комитета в станице Аксайской в разные годы было от 3 до 9 мастеров. Также у них были рабочие и ученики. При кладке печи необходимо было соблюдать три принципа: печь должна была быть не угарной, но жаркой и красивой. Топили печки различным топливом, начиная от бурьяна и кизяка и заканчивая углем. Топили дровами, но дрова в отличие от камыша и рогоза, стоили очень дорого. Уголь начали использовать в конце 18 века, когда была начата его добыча в юрте станицы Гундоровской. 

Богатые казаки заказывали изразцовые печи, что было показателем его достатка. Печь была символом домашнего очага, может быть по этому, она была объектом неустанного внимания хозяйки. По тому, как выглядела печь, судили о хозяйке дома. Печь должна была сиять чистотой, поэтому казачки мазали глиной и белили ее каждую неделю.

Рассмотрим печи в доме Лотошникова. Сразу бросается интересное расположение печей их конструкция. Топка в зале, а зеркало в кабинете. Дымоходы расположены в стенах и соединены в один уже на чердаке. Печки для готовки пищи на данный момент нет, хотя говорили что была печь в пятой комнате (вероятно, была разобрана вовремя создания музея). Есть сообщение, что в 5 комнате также было изразцовое клеймо. 

При кладке использовался местный жженый кирпич и местные глины. Использовались местные или привозные металлические детали. На одной топке использована литая металлическая дверца которая была изготовлен в г. Конск Конского уезда Радомской губернии Царства Польского. Изразцы, которые использованы в кладке зеркал, можно датировать визуально концом 19-началом 20 века. Они могут относиться к изделиям Ростовских мастерских так и других заводов России. Судя по замазанным трещинам, изразцы очень ценили. И найти им замену не могли. 

Курень представлял собой квадратный дом, как правило, на высоком фундаменте. Крыша была одним из самых главных элементов жилища. Ее форма и материал связаны с природно-­климатическими условиями местности. Крыша делалась шатровой четырехскатной, была покрыта камышом (тростником) или «чаканом» (рогозом). Пучки сухого камыша закрепляли и укладывали в несколько рядов, ярусов. Чтобы крыша не давала течи, ее верх (у трубы) плотно заполняли соломой и мелом. Такие природные материалы, как чакан, камыш, имели свои достоинства: зимой сохраняли тепло в доме, а летом — прохладу. И по сей день в станице можно встретить дома, крыши которых покрыты камышом. 

Площадь лесов в окрестностях станицы и хуторов спо­собствовала распространению форм деревянного исполне­ния жилища. Строили дома из деревянных наборных пластин, в заборку и из деревянного бруса, для чего использовали местный лес: дуб, вяз, вербу, часто срубленные в собс­твенной леваде. Наружные и внутренние стены обивались дранкой. В промежутках между ними набивалась глина, перемешанная с соломой. После высыхания стены куреня смазывались глиной с песком повторно, потом покрывались раствором мела. Верхний слой белой глины предохранял от распада нижний слой красной глины. Иногда делали срубы со стенами, гладко оструганными изнутри и тщательно по­догнанными друг к другу. Такие срубы обмазывали глиной только с внешней стороны. Дом «ошалеван» (обит пластинами) и покрашен в зеленый цвет.

Топка печи на "Почтовой станции" Печь "Домика почтового смотрителя"

Дверца топки печи Клеймо на дверце топки

Топка печи на "Почтовой станции" Изразцовое зеркало печи

Центральный изразец Накладка топки печи

Изразцовое зеркало в зале Каймовой изразец

Накладка портала дымохода Задвижка дымохода печи

Сажник дымохода Изразцы XVIII века, представленные в экспозиции "История таможенной службы на Нижнем Дону во II


Соломаха И.В. научный сотрудник отдела музея «Таможенная застава»